Особенности функционирования институтов развития РК
Мировой опыт показывает, что роль государства в развитии экономики не ограничивается только выработкой политики, поддержанием макроэкономической стабильности и регулированием деятельности хозяйствующих субъектов. Оно также должно брать на себя стратегические и координационные функции в экономических процессах. Одним из механизмов реализации этих функций являются т.н. институты развития (ИР).
В нашей стране первый ИР – АО "Банк Развития Казахстана" (БРК) был создан в 2001 году. Перед ним была поставлена задача по финансовой поддержке инициатив частного сектора и государства путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам других кредитных институтов.
Анализируя опыт казахстанских ИР, можно сделать вывод, что наряду с достоинствами (дешевые и "длинные" кредиты, поддержка инновационных инициатив и пр.) имеются и серьезные недостатки. Выяснилось, что линейная цепочка развития инноваций пока не является непрерывным процессом, поскольку ИР так и не нашли общего языка по поводу начала и конца инновационных процессов. Более того, каждый имел о них собственное, не совпадающее с другими мнение, а потому вместо объединения ИР начался процесс их размежевания. Во-первых, некоторые ИР, в частности БРК, стали дублировать работу коммерческих банков, кредитуя те проекты, которые традиционно должны находиться в сфере влияния" БВУ. Во-вторых, ИР стали конкурировать друг с другом. Наконец, они несколько исказили свое изначальное предназначение, отказываясь от важных, с точки зрения долгосрочной перспективы, проектов, ИР предпочитают браться только за те проекты, которые приносят выгоду уже сейчас. Сформированные как акционерные общества, финансовые институты развития занялись поиском способов быстрой коммерциализации выделенных им бюджетных средств. При этом самым успешным оказалось строительство небольших заводов в бурно развивающейся строительной индустрии, а потому нет ничего удивительного в том, что финансовые и сервисные ИР в основном начали заниматься проектами именно в этой сфере.
Первый этап реализации Стратегии индустриально-инновационного развития показал, что казахстанские ИР, к сожалению, пока идут в разных направлениях, хотя все как один призваны работать на диверсификацию экономики. Учитывая опасность такого положения, а также то, что правительство оказалось не в силах четко разграничить компетенцию ИР и обеспечить их эффективную координацию, было принято решение о формировании структуры, которая бы выполняла функции управляющей компании.
Создание в марте 2006 года АО "Фонд устойчивого развития "Казына" стало не только новым этапом развития казахстанских ИР. Цель фонда – повышение эффективности институтов развития и достижение синергетического эффекта от их совместной деятельности. Он призван улучшить координацию и корпоративное управление ИР, а также привлечь в них профессиональных управляющих. Правительство ожидает, что "Казына" станет ведущей в регионе холдинговой группой, предоставляющей широкий спектр инвестиционных решений и услуг мирового класса не только для национального, но и для международного бизнеса.
Фонд намерен заниматься реализацией именно "прорывных" проектов, которые способны вывести экономику, отрасль или отдельное производство на качественно новый уровень развития. Здесь потребуется не только частная инициатива, но и инициатива фонда, поскольку у людей, способных продуцировать идеи, зачастую не хватает знаний и навыков, чтобы эти идеи структурировать и поэтапно реализовывать. Определено, что "Казына" должен стать партнером для крупных инвесторов, в том числе иностранных, которые со своими предложениями смогут обращаться непосредственно в фонд, а не в институты развития. Это с одной стороны. С другой, фонд будет продвигать казахстанские бренды на зарубежные рынки, обеспечивать участие отечественного бизнеса в международных проектах, приобретать пакеты акций зарубежных компаний, разрабатывающих новые технологии.