Методология ГРЭ и необходимость ее постоянного совершенствования
Методология ГРЭ – совокупность требований предъявляемых к влиянию органов государственной власти на социально-экономические процессы, она включает: подходы, принципы и формы воздействия государства на социально-экономическое развитие страны. Методология включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуру и место данной науки в общей системе знаний.
На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Это формально-логический, диалектический и др.
Формально-логический метод имеет различные приемы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, проблемы, гипотеза, доказательство.
Основными приемами диалектического метода является переход от абстрактного к конкретному и единству аллегорического и логического.
Системный метод появился в ХХ веке. Распространение системного метода исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.
Большое значение для методологии регулирования имеет формирование отношений между государством и рынком, основанных на преодолении противоречий, а также механизмов взаимодействия и разграничения функции между рынком и государством. Методология закрепляет этот механизм в организационно-методических документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях, показателях и способах их обоснования.
Составной частью методологии регулирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов: экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки механизмов ГРЭ с сочетанием рыночной самоорганизацией.
При ГРЭ решающим методологическим соображением является учет двух главных принципов их обоснования, игнорирование которых обрекает на провал даже самые благие концептуальные ориентиры. Это принципы последовательности и системности рекомендуемых мероприятий.
Обоснование необходимости усиления фискальной политики государства и основные методы её осуществления
Фискальная политика – воздействие государства на экономику посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.виды фискальной политики:
1.Дискреционная или активная – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояние платежного баланса.
2.Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшение) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
В условиях кризиса и посткризисного развития, а также при решении государством конкретных масштабных экономических задач роль дискреционной налоговой политики должна быть официально признана как имеющая возрастающее значение. Переход к дискреционному типу как основе налоговой политики, должен быть взаимоувязан с бюджетной, инфляционной, денежно-кредитной, промышленной политиками, политикой в области занятости
Основными направлениями усиления дискреционных элементов должны стать:
-налоговая поддержка развития высокотехнологичных отраслей, создания инновационных идей и продуктов;
-создание налоговых стимулов для повышения эффективности производителей и улучшения инвестиционного климата в РК;
-стимулирование развития и модернизации региональной экономики через ребалансирование налоговых поступлений между регионами и центром.