Семантическая неправильность
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
X заставляет Y чувствовать | Изменить модель мира таким образом, чтобы человек принял ответственность за свои реакции | Он причиняет мне много страданий | 1.Всегда ли дела обстоят именно так? |
Он меня злит | 2.Попросить найти исключение из правил | ||
Я опечален, поскольку вы забыли позвонить | 3.Попросить конкретизировать эту зависимость | ||
Мне одиноко, потому что… | 4.Задать вопрос, «перевернув» зависимость | ||
X, но Y | (то же) | Я не хочу сердиться, но она все время бранит меня | (то же) |
Я не люблю быть строгим, но работа требует этого от меня | |||
X, значит Y | (то же) | Если муж поздно приходит домой, значит, завел себе любовницу | 1.Каждый раз, когда муж приходит поздно, это заставляет Вас злиться? 2.Был ли хотя бы один случай, когда муж пришел поздно, а Вы испытывали другое чувство? 3.Как конкретно поздние приходы заставляют Вас злиться? 4.Значит, если бы муж приходил домой вовремя, Вы бы не злились? |
Для неконкретных глаголов можно построить такую таблицу (см. табл. 18). Глаголы обозначают процессы и действия. Детали процесса могут значительно варьироваться.
Таблица 16
Чтение мыслей
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Убеждение в том, что один человек может знать, о чем думает другой, не располагая прямым сообщением об этом от него | Изменить модель мира таким образом, чтобы человек принял ответственность за свои реакции | Это будет не интересно для Вас | Как Вы об этом знаете? |
Он сердит меня | |||
Вы понимаете, что я хочу сказать | |||
Мне очень жаль, что Вы не учитываете мои чувства |
Таблица 17
Номинализация
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Стандартный тест на номинализацию: можно ли это положить в тачку? | Вернуться к процессуальной природе опыта | Счастье | Кто счастлив, почему, как? |
Свобода | Кто свободен сделать это? Когда? Где? | ||
Безопасность | Кто в безопасности, в отношении чего? | ||
Равенство | Кто равен по отношению к чему? |
Таблица 18
Неконкретные глаголы
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Как именно? | Выявить конкретные варианты поведения, подразумеваемые говорящим. | Она ободрила меня | Как конкретно она ободрила Вас? |
Мои друзья полагаются на меня | Как именно они полагаются на Вас? | ||
Она расстраивает меня | Что она делает, чтобы расстроить Вас? | ||
Я не доверяю Вам | Как именно Вы мне не доверяете? |
Модальные операторы возможности и необходимости имеют дело с фразами типа: «Я не могу» (возможность) и «Я должен», «Я обязан» (необходимость), которые накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным (см. табл. 19).
Таблица 19
Модальные операторы
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Что Вам мешает? Что бы случилось, если бы Вы сделали/не сделали? | Выйти за пределы собственных ограничивающих представлений; уточнить информацию | Я не могу добиться успеха | Кто Вам мешает? Что бы случилось, если бы Вы добились успеха? |
Я должен быть совершенным | Что Вам мешает? | ||
Я должен быть счастливым | Что случилось бы, если бы Вы стали счастливым? |
Сравнение с умолчанием производится по сравнению с чем-либо или с кем-либо (см. табл. 20).
Таблица 20
Сравнение с умолчанием
Модель | Цель | Пример | Способ работы (вопросы) |
Это прилагательные и наречия, обозначающие сравнение, но при этом опускается то, с чем сравнивают | Выяснить то, с чем сравнивают | Пятницы лучше | Лучше чего? Почему? |
Директор умнее | Умнее кого? В чем? Кто так считает? |
Класс «очевидно и ясно» имеет целью восстановить утраченный референтный индекс. При этом подход заключается в моделировании вопросов типа: кто так считает или для кого это очевидно? Например, такая фраза: «Очевидно и понятно, что планерки проводить лучше всего по понедельникам».
И в заключение рассмотрим два оставшихся способа моделирования. Универсальные количественные (УК) слова (слова типа: «все», «никогда», «каждый», «всегда») указывают на сверх обобщение. В просьбе уточнить предлагается сделать переоценку репрезентации с тем, чтобы дифференцировать членов группы более эффективно, что увеличивает возможность выбора (пример в табл. 21).
Таблица 21