Тема 3. Виды консультационных услуг
Очевидно, что у каждого клиента есть своя задача для консультанта. Поэтому требуются разнообразные методы исследования проблем клиента и подготовки решений этих проблем. В зависимости от задач, формулируемых клиентом, консультации могут носить как нормативный характер, так и исследовательский.
Президент российской «Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию» (далее - АКУОР), доктор философских наук, профессор Аркадий Ильич Пригожин на своих лекциях в «Школе консультантов по управлению» (далее - ШКУ) приводит такую классификацию консультационной деятельности (см. табл. 5 в редакции автора).
Под нормативным консультированием здесь понимается консультирование по конкретным вопросам в области экономики, юриспруденции, финансов и т.д., на которые есть конкретные нормативы, установленные законами, подзаконными актами или другими документами.
Ценностное консультирование предназначено для внесения новой ценности в организацию: идеологии совладения работниками собственностью организации; управление тотальным качеством; клиентной ориентации организации и т.д.
Проблемное консультирование стремится ответить на вопрос: какую проблему вы этим решаете. При этом проектный подход представляет собой задание сделать нечто конкретное: создание какого-либо продукта, выполнение определенной работы, проработку конкретного проекта. Проблемный же подход предусматривает аналитическую часть по исследованию проблем организации и только затем – выбор наиболее важной и организацию процесса поиска ее решения.
Проблемное консультирование А.И. Пригожин еще называет «живой» методологией, поскольку конкретные результаты достигаются клиентом и консультантов в совместной работе по ходу
Таблица 6
Типология консультирования
Наимено-вание параметра | Нормативное | Ценностное | Проблемное | |
По проекту | По процессу | |||
Методы работы | · Информирование · Расчеты · Разработки · Документирование · Аудит · Обучение | · Обучение · Групповая работа · Переговорная технология · Тренинг | · Оргдиагнос-тика · Разработки · Проблемные семинары · обучение | · Оргдиагностика · Взаимообучение · Сценарный метод · Рефлексивный метод · Работа с группой · Игровые методы · Проблемные семинары · Переговорная технология · Социодрама · Тренинговые методы |
Функции консультанта | · Эксперт · Аудитор · Разработчик · Советник · Преподава-тель · Инноватор | · Идеолог · Медиатор · Тренер · Инноватор | · Диагностик · Эксперт · Разработчик · Преподава-тель · Инноватор | · Диагностик · Эксперт · Модератор · Фасилитатор · Методолог · Игротехник · Инноватор |
Консультант-клиентные отношения | Консультант передает клиенту рекомендации по конкретным изменениям | Консультант «прививает» клиентной организации новые ценностные ориентации | Консультант проводит диагностику и под проблемы предлагает свои решения | Консультант проводит диагностику клиент-ной организации и предлагает методы совместного с ней выявления и решения организационных проблем |
консультационного процесса. Консультант производит исследование действием. И, если в процессе экспертного консультирования результат однозначно задан, то в проблемном консультировании по процессу все зависит от искусства консультанта не только проявить свои экспертные знания, но и помочь клиенту полностью включиться в процесс поиска решений и использовать его экспертный потенциал по исследуемой проблеме.
Деловые услуги. Формирование рыночной экономики, основанной на экономической свободе субъектов хозяйственной деятельности, создало объективную потребность в оказании независимых деловых услуг предприятиям различных форм собственности. Консультанты формируют и распространяют общие правила управления в организациях, выполняют роль временного, но квалифицированного работника организации по решению накопившихся проблем.
К элементам рыночной инфраструктуры обычно относят кредитную систему коммерческих банков (в том числе эмиссионных), биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные и биржи труда), страховые компании, систему деловой коммуникации, всевозможные рекламные агентства и агентства по изучению рынка, а также консультационные и аудиторские и тому подобные компании.
Проводя в 1996 году по заданию Российского Центра приватизации социологические исследования среди директоров 350 крупных и средних приватизированных предприятий в части изучения спроса на российском рынке профессиональных консалтинговых услуг, фирма “ИнтерКвест” установила: в наибольшей степени предприятиям нужны услуги в области финансов (21%); маркетинга и сбыта (20%); и только затем с большим отрывом следуют консультативные услуги в области производства и внешнеэкономической деятельности (7%); отношений с государственными органами, обучения персонала, общего управления (6%); юридических услуг и подбора кадров (5%); и далее: в области отношений с акционерами (3%), инжиниринга (2%), строительства (1%).
Причем, только 14% директоров используют, прежде всего, советы и услуги сторонних консультантов, что косвенно подтверждает мысль о начальном этапе развития системы консалтинговых услуг.
Но даже на этом этапе директора предприятий отдают предпочтение независимым консалтинговым отечественным фирмам и только затем следуют службы государственных органов и иностранные консультационные фирмы. Структура наиболее востребованных консультационных услуг приведена на рисунке 5.
Консультационные услуги. Консультационные услуги по своей природе относят к нематериальным, но отмеченная особенность восполняется путем предоставления клиенту полной информации о знаниях, компетентности и опыте консультантов.
Любая услуга обладает к тому же обладает тем свойством, что она не может быть оказана впрок, поэтому спрос на такого рода услуги всегда неудовлетворен.
Структура консультационных услуг, в основу классификации которой положен функциональный подход, представлена на рис. 6.
Ранжирование видов оказываемых услуг, в основу которого положена доля каждого из них в общем объеме услуг, позволяет расставить приоритеты между ними. Результаты сопоставительного анализа распределения консультационных услуг в Европе и в России в 1996-1997 годах приведены в таблице 7.
Рис. 5. Структура услуг
Общее управление: ►оценка: эффективности управления, бизнеса, конкурен-тоспособности, диверсификации; ►аудит управления, слияния и присоединения; ►стратегическое планирование | Администрирование: ►планирование: размещения и оснащения рабочих мест; ►организация и методы менеджмента; ►регулирование рисков и обеспечение безопасности | Финансовый менеджмент: ►системы учета, оценки капита-льных вложений, оборотов; ►снижение себестоимости; ►прибыльность, доходы, финан-совые резервы; ►неплатежеспособность; ►налоги | ||
Специальные услуги: ►обучающее консультирование; ►консультирование по управ-лению специальными объектами; ►консультирование по специальным проблемам | Менеджмент персонала: ►планирование рабочей силы; ►оценка персонала; ►мотивация; ►корпоративная и социальная культура; ►повышение квалификации | |||
Информационные технологии: ►проектирование и установка систем; ►компьютерный аудит; ►информационно-управленческие системы | Производство: ►схемы организации работ; ►переработка всех видов ресурсов; ►управление производством, планирование и контроль | Маркетинг: ►исследование рынка; ►стратегия маркетинга; ►продвижение товара на рынок; ►продажа и дилерство; ►управление сбытом |
*Построено по: Алешникова В.И., с.16.
Рис. 6. Структура консультационных услуг*
Таблица 7
Ключевые сферы консультационных услуг*
Наименования направлений консультационных услуг | Ранг услуги | |
на рынке Европы | в России | |
Информационные технологии | ||
Стратегическое развитие | ||
Человеческие ресурсы | ||
Финансовые и административные системы | ||
Управление производством товаров и услуг | ||
Маркетинг | ||
Управление проектами, реструктуризация | ||
Экономика, окружающая среда | ||
Юридическое консультирование |
*Построено по: Алешникова В.И., с.18-20.
В самом конце прошедшего столетия весь объем российского рынка аудиторско-консультационных услуг составлял около двух млрд.руб. Причем, на долю крупных иностранных фирм приходилось более 55% этой суммы, на крупнейшие российские фирмы – чуть меньше 40%, на небольшие российские компании – в пределах пяти оставшихся процентов.
Наибольшим спросом со стороны крупных предприятий пользуются услуги по разработке и реализации:
·многовариантных концепций реструктуризации;
·программ финансового оздоровления;
·стратегий развития;
·совершенствования структур управления;
·программ снижения издержек производства;
·интеграционных систем бухгалтерского учета, финансового контроля и бюджетирования.