Правовое регулирование страховой деятельности

Основной проблемой в сфере правового регулирования страхования является отсутствие единой системы страхового законодательства. Это приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление эффективного страхового надзора. Одной из причин этого является отсутствие серьезных исследований данной темы в теории страхового права, где большинство публикаций посвящены частным проблемам правового регулирования страхования.

На сегодняшний день правовой фундамент, регулирующий страхование и страховую деятельность, состоит из следующих составных частей.

1) Конституция Российской Федерации – правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 14.10.2005 г.). Конституция декларирует основные стратегические направления развития страны, порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления; определяет полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, правовой статус Президента РФ, органов федерального, регионального и местного самоуправления.

2) Гражданский Кодекс Российской Федерации, Часть II, глава 48 «Страхование» (N 14 – ФЗ от 26.01.1996) (ред. от 02.02.2006). В ГК РФ сформулированы общие положения о формах страхования, договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений; об интересах, страхование которых не допускается; о последствиях наступления страхового случая; об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения; о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.

3) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» N 4015-1от 27 ноября 1992 г. г. (ред. от 21 июля 2005 г.);

4) федеральные законы:

  • Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004);
  • Федеральный закон от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.12.2003);
  • Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 20.10.2005) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 22.12.2005) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

5) указы Президента Российской Федерации:



  • Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 (ред. от 22.07.1998) «Об обязательном личном страховании пассажиров»;

6) законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства РФ и положения

7нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

8) правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение страховой деятельности

9) юридические документы:

  • договор страхования;
  • лицензия на страхование;
  • страховое свидетельство (полис или сертификат);
  • условия (Правила) страхования;
  • учредительные документы страховщика (устав, Правила страхования по видам и т. д.).

Договор страхования является одним из наиболее сложных видов договоров в гражданском праве. По договору страхования одна сторона – страхователь обязывается к уплате страхового взноса, а другая сторона – страховщик (организация, созданная специально для страховых операций) принимает на себя ответственность за те последствия, которые могут произойти для имущества или жизни страхователя или другого заинтересованного лица (выговоренного лица) от наступления предусмотренного в договоре события.

Существенными условиями договора страхования являются условия, без которых страховой договор невозможен как таковой. Ст. 942 ГК РФ указывает: при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

  • об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
  • о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
  • о размере страховой суммы;
  • о сроке действия договора.

При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

  • о застрахованном лице;
  • о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
  • о размере страховой суммы;
  • о сроке действия договора.

Юридическое значение существенных условий состоит в том, что отсутствие хотя бы одного такого условия не позволяет считать договор заключенным. К числу существенных относятся и условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон. Несущественными можно считать, например, такие условия:

  • размер страховых платежей;
  • порядок уплаты страховых взносов;
  • последствия неуплаты взносов;
  • порядок вступления договора в силу;
  • порядок определения ущерба, выплаты страховой суммы и т. д.

· Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

· Основные функции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:

· а) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности;
б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;
е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

· Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

· а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении. Многие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

· Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора» предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.

Наши рекомендации