Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
Коммерческие организации могут быть классифицированы по основаниям, подобно тому, как классифицируются юридические лица. Так, в зависимости от прав учредителей (участников) в отношении коммерческих организаций или их имущества можно выделить:
а) коммерческие организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы,
б) коммерческие организации, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В зависимости от вида вещного права на имущество коммерческие организации различаются:
а) коммерческие организации, обладающие правом собственности на имущество: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы:
б) коммерческие организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных):
в) коммерческие организации, обладающие правом оперативного управления на имущество: казенные предприятия.
В связи с этим следует особо подчеркнуть, что по действующему законодательству исключается возможность создания и деятельности коммерческих организаций, как и других юридических лиц, только на базе имущества, полученного по договору (аренды, займа, и т.п.), при отсутствии вкладов учредителей в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.
Со дня официального опубликования части первой ГК 8 декабря 1994 года коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены Гражданским Кодексом.
Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке соответственно в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его особым субъектом гражданского права - предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя.
Так, в ГК есть специальные нормы о предпринимательской деятельности граждан (ст.23), о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 25), о коммерческих организациях (ст. 50) . Все это свидетельствует о необходимости уяснения, кто является предпринимателем по российскому законодательству и каковы те особые правила, которые применяются к нему и его деятельности.
Признание за лицом статуса предпринимателя является важным юридическим фактом и влечет за собой определенные юридические последствия.
Во-первых, сделки, заключенные предпринимателем, резюмируются связанными с его предпринимательской деятельностью и квалифицируются как торговые, т.е. подчиняются специальному режиму правового регулирования (отношения между предпринимателями или с их участием специально выделяются в структуре предмета гражданского права п.1 ст.2.ГК).
Признание за лицом статуса предпринимателя предоставляет ему дополнительные права и возлагает на него ряд обязанностей. Предоставляя предпринимателям дополнительные права, законодатель закрепляет за ним некоторые прерогативы. Например, коммерческие организации имеют исключительное право на использование фирменного наименования (п.4 ст.54 ГК) или другой объект интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК).
В частности, фирменное наименование индивидуализирует предпринимателя и его деятельность в коммерческом обороте, что имеет важное значение в конкурентной борьбе. Исключительность права на фирменное наименование состоит в том, что другие предприниматели не вправе пользоваться им в деловом обороте без согласия правообладателя.
Возложение дополнительных обязанностей, подчиняющих деятельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других ли, взаимодействующих с предпринимателем. К таким обязанностям относятся: публикация сведений о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для общего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении предпринимателя (ст. 51 ГК)
Ведение учета предпринимательской деятельности, что служит целями контроля за ее проведением, а при возникновении споров с другими лицами облегчает доказательство фактов проведения хозяйственных операций (ст. 88 Закона об акционерных обществах), предоставление предпринимателем в установленном порядке информации о своей деятельности, предоставление финансовой отчетности для налогообложения их деятельности и др.
Следует отметить, что не любое лицо физическое и юридическое может быть предпринимателем. Запреты на занятие предпринимательской деятельностью прежде всего касаются государственных служащих, т.е. граждан РФ, исполняющих в порядке, установленным федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ (п.1 ст.3 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ») и в соответствии со ст. 11 ФЗ государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Коммерческая организация считается созданной и приобретает статус юридического лица со дня ее государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). С этого момента возникает правоспособность коммерческой организации, т. е. иметь гражданские права и нести ответственности.