Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Ершов, В. В. Классификация принципов российского гражданского права. //В. В. Ершов. //Российская юстиция. -2009. - № 4. - С. 13 – 15.
Традиционно в советской и российской цивилистике принципы российского гражданского права рассматриваются как "основные начала" и "руководящие положения". Так, С.Н. Братусь в 1963 году определял принцип гражданского права как "ведущее начало". Вероятно, С.Н. Братусь при этом прежде всего исходил из языкового толкования понятия "принцип" (от лат. principium - начало, основа), означающего основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.
В.П. Грибанов относил принципы гражданского права к руководящим положениям права, его основным началам, отражающим объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы отрасли или ее института и имеющие "в силу их правомерного закрепления общеобязательное значение".
В дальнейшем в научных работах и в нормативных правовых актах принципы гражданского права, как правило, многократно определялись как "начало" или "положение", закрепленное в законе. Например, Г.А. Свердлык в 1988 г. писал: принципы - стабильные нормативно-руководящие положения, в соответствии с которыми строится нормативная база гражданско-правового регулирования. Е.Г. Комиссарова уже в 2002 году исходит из такой же позиции: правовыми принципами "...будут лишь те, которые выражены в "букве" закона и возможны к осязанию".
Принцип права - основополагающая идея, в соответствии с которой развивается правовое регулирование.
Принципы:
1) свобода предпринимательской деятельности;
2) законности;
3) поддержка конкуренции;
4) свобода экономического пространства;
5)Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты;
6) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.
Принцип законности.Раскрывай данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.
Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).
Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты- закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.
В юридической литературе как по общей теории права, так и по гражданскому праву традиционно не разграничивают оценочные понятия "правовые принципы" и "принципы права". Так, С.С. Алексеев пишет: "Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ (выделено мной. – Валентин Валентинович Ершов.). Они являются лишь идеями (началами) правосудия, научными выводами, но не ПРИНЦИПАМИ ПРАВА <10> (выделено мной. – Валентин Валентинович Ершов.)". Более категорично данную позицию защищает Е.А. Лукашова: "Правовые принципы тождественны... принципам права, а различие между ними может быть проведено лишь условно, поскольку будучи воплощенными в системе права, правовые принципы остаются принципами правосознания и оказывают воздействие на функционирование всей системы правового регулирования".
Более обоснованной представляется точка зрения, состоящая в необходимости разграничения понятий "правовые принципы" и "принципы права". Полагаю, что правовые принципы более обоснованно относить к принципам правосознания, исследуемым теорией гражданского права, оказывающим определенное влияние на становление и развитие российского гражданского права. Вместе с тем принципы российского гражданского права - это фундаментальная самостоятельная форма российского гражданского права, обязательная для правотворческих и правоприменительных органов (в том числе для суда). При таком подходе считаю теоретически обоснованным и практически необходимым исследование классификации принципов российского гражданского права (Валентин Валентинович Ершов).
Классификация принципов российского гражданского права - один из важнейших методов их познания, характеризуется дифференциацией принципов по видам в соответствии с разнообразными квалификационными основаниями. Классификация принципов российского гражданского права, с одной стороны, может способствовать их изучению в целом в рамках единой системы форм гражданского права в Российской Федерации; с другой стороны, - конкретизировать знание различных видов принципов российского гражданского права.
В общей теории права принципы права традиционно дифференцируются на общие, межотраслевые, отраслевые и принципы отдельных правовых институтов. При этом к общим принципам права обычно относят принципы законности, справедливости, юридического равенства, социальной свободы, объективной истины и ответственности за вину. В специальной литературе по общей теории права принципы права также традиционно подразделяются на социально-политические, нравственно-этические и собственно юридические".
Анализ выделенных авторами принципов права, думаю, позволяет сделать несколько выводов. Первый: классификация принципов российского права не должна содержать в себе иных, не правовых явлений. Второй: классификация принципов российского права не может ограничиваться принципами только одной формы российского права - нормативными правовыми актами, содержащими нормы права. Ярким примером является принцип законности права во всех его формах в Российской Федерации. Третий: классификация принципов российского права не может ограничиваться их простым перечислением (Валентин Валентинович Ершов).
Анализируя принципы права, М.Н. Марченко подразделяет их в зависимости от характера, типа и сферы правового регулирования. М.И. Байтин недостаток существующих подходов к классификации принципов российского права видел в том, что перечисление этих принципов производится без обоснования их системы и опоры на концептуальную основу их выделения. В свою очередь, М.И. Байтин предлагает подразделять принципы права на морально-этические, нравственные и организационные, исходя из концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права. Е.В. Скурко, в свою очередь, полагает: принципы права "...можно классифицировать, с одной стороны, по уровню абстрагирования...; с другой стороны - по критерию "переходности", то есть возможности перехода принципа в норму, минуя акт "целенаправленного законодателя" соответствующей юрисдикции".
Валентин Валентинович Ершов:
В то же время, на мой взгляд, принципы-нормы, нормативные принципы скорее возможно относить к нормам гражданского права, содержащимся в нормативных правовых актах; принципы - идеи, ненормативные принципы весьма спорно относить к разновидности гражданского права. Как представляется, во-первых, необходимо отграничивать принципы российского гражданского права от неправовых и иных, а не иных социальных явлений, неправа. Во-вторых, исходить из того, что российское гражданское право может выражаться в различных внешних формах - основополагающих принципах российского гражданского права, нормативных правовых актах, содержащих нормы гражданского права, нормативных правовых договорах, содержащих нормы гражданского права, обычаях российского гражданского права. Отсюда, например, принципы, сформулированные в нормативных правовых актах, содержащих нормы гражданского права, традиционно называемые принципами российского гражданского права, думаю, точнее называть принципами российских нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права. При таком подходе в зависимости от формы российского гражданского права, содержащей принципы российского гражданского права, считаю возможным выделять: во-первых, основополагающие принципы российского гражданского права, отражающие сущность всех форм российского гражданского права, во-вторых, принципы российских нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, в-третьих, принципы нормативных правовых договоров, содержащих нормы гражданского права.
В зависимости от сферы правового регулирования возможно выделять межотраслевые принципы российского (в том числе) гражданского права, отраслевые принципы российского гражданского права и принципы отдельных институтов гражданского права. По иерархии - основополагающие принципы российского гражданского права; принципы, сформулированные в российских нормативных правовых актах, содержащих нормы гражданского права; принципы, выработанные в нормативных правовых договорах, содержащих нормы гражданского права. По форме внешнего выражения - письменные и устные принципы российского гражданского права.
5. Предпринимательское право как наука и учебная дисциплина.
Предпринимательское право как научная дисциплина, наука представляет собой систему знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе иных отраслей права. Наука предпринимательского права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.
Наука предпринимательского (хозяйственного) права в своем развитии прошла четыре этапа и была представлена несколькими школами. Первые школы возникли на основе двухсекторной теории, получившей распространение в 20-х годах XX в. Однако вскоре возникла другая школа единого хозяйственного права. Идеи этой школы господствовали в правовой науке в 30-е годы прошлого века. Третья школа хозяйственного правапоявилась в 60-е годы. Наконец, в конце 80-х годов XX в. под влиянием перехода к рынку начала формироваться четвертая школа, школа предпринимательского права ( Предпринимательское право В. С. Анохин).
Двухсекторная теория возникла в качестве реакции на то, что социалистическое строительство началось в эпоху нэпа. Наряду с социалистическим хозяйственным сектором в экономике действовал и частный сектор, а так же примыкающие к нему уклады. ПрофессорП.И.Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Государственный сектор с его плановыми началами должен был развиваться и стать преобладающим. Частный же сектор, регулируемый преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был потерпеть крах и уйти с исторической сцены.
Вместе с этим предполагалось развитие социального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права. Ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (ими считались частнособственнические отношения) должно было отмереть и гражданско-правовое их регулирование.
Правильно в основном оценивая развитие специального регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению личных потребностей.
В 30-е годы на смену двухсекторной пришла школа единого хозяйственного права. Ее основоположники Л.Я.Гинцбург и Е.Б.Пашуканис также считали необходимым специальное правовое регулирование для социалистических хозяйственных отношений, ставших к тому времени уже преобладающими в экономике страны. По их мнению следовало создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части — хозяйственно-административное и гражданское право. Ученые отстаивали необходимость особой отрасли права — хозяйственного права, считая его специфической формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком. Главная же ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как это должно было составлять в основном предмет гражданского права. В 1937—1938 годах трудности создания правового обеспечения социалистической экономики были объяснены вредительством. Авторы указанной выше теории были объявлены врагами народа, и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось. Под влиянием А.Я.Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник дуалистический подход к регулированию экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена — гражданским правом. Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был не случаен.
Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством не нужны были стеснительные правовые конструкции. Правопорядок в хозяйстве должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо юридических норм о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их компетенции. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 года, в котором, в сущности, уже не было норм, основательно влияющих на экономику. В середине 1950-х годов возрождается хозяйственно-правовая мысль и получает развитие третья школа хозяйственного права. Новая концепция хозяйственного права учла исторический опыт и ошибки предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики. К этому времени сложился единый народнохозяйственный комплекс, требующий правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предлагалось осуществить посредством гражданского законодательства. В основу упорядочения всего хозяйственного законодательства предполагалось положить центральный системообразующий акт: Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и хорошо применяемым на практике. В результате в советской юридической науке появилось несколько концепций хозяйственного права.
Большое распространение получила концепция хозяйственного права как единой и самостоятельной отрасли права, регулирующей отношения по горизонтали и вертикали. Эта концепция разрабатывается учеными института государства и права АН СССР во главе с академиком РАН, профессором В.В.Лаптевым.
Согласно другим представлениям хозяйственное право является комплексной отраслью (Ю.К.Толстой). В ней выделяется “гражданское хозяйственное право” и “административное хозяйственное право” (С.С.Алексеев).