Источники и формы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Под источником права понимают: правопроизводящие силы (народное правосознание, законодательную власть), либо юридические памятники, либо материал, послуживший основой для формирования закона (Габриэ́ль Фе́ликсович Шершеневич); силу, создающую право и факторы правообразования (Николай Михайлович Коркунов); деятельность законодателя (Серге́й Андре́евич Муромцев); деятельность купеческого сословия (А́вгуст Исаа́кович Каминка); деятельность лиц, обеспеченную социальным (в т.ч. государственным) принуждением (В.В. Ершов, Е.А. Ершова).

В качестве формы праварассматриваются средства объективирования юридических норм (Николай Михайлович Коркунов); типичные выражения вовне правообразующих сил (Василий Иванович Синайский), прежде всего: обычай и закон; внешнее выражение международного и российского права, применяемого в Российской Федерации (В.В. Ершов, Е.А. Ершова).

Проблема соотношения понятий "источник" и "форма" права получила свое современное звучание и развитие в трудах российских ученых-правоведов. Так, профессор В.В. Ершов полагает, что эти понятия имеют принципиальные смысловые различия. Разделяя точку зрения Е.А. Ершовой, он рассматривает в качестве источников права факторы (начала), его (право) творящие. Соответственно формой права является внешнее выражение таких факторов и начал (Ершов В.В. Система форм права в Российской Федерации // Российское правосудие. 2009, N 1(33), С. 9 – 10).

Профессор Ершова подробно освещает вопросы разделения источников и форм права в зависимости от различных критериев, выстраивая при этом цельную систему: "...и с практической точки зрения более обоснованно разграничивать оценочное понятие "источник права" и "формы права". Думаю, в качестве "источников права" можно было бы рассматривать "основные начала", "факторы, творящие право", "созидательные силы, творящие право". К факторам, силам, органам, творящим право в мире, полагаю, можно было бы отнести, например, правоприменительную практику, вырабатывающую в том числе общепризнанные принципы права и правовые обычаи; соглашения государств, юридических и физических лиц, в соответствии с которыми подписываются нормативные правовые договоры, содержащие нормы права; решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, согласно которым принимаются нормативные правовые акты и т.д." (Ершова Е.А. Источники трудового права в России: Дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2008. С. 22).

Источники предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Виды источников: 1) нормативно – правовой акт; 2) обычай делового оборота; 3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Нормативно – правовой акт является основным источником права в РФ. Виды:

1) Конституция РФ – закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности (единство экономического пространства, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, каждый имеет на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и др.).

2) Гражданский кодекс РФ, который регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно – правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;

3) Налоговый кодекс, КоАП;

4) законы - нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.

Виды законов:

А) Федеральный конституционный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

Б) Федеральный - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам,

В) законы субъектов Российской Федерации - нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

1) регулирующие общее состояние определенного вида рынка. Например, Закон РФ от 09.10.2002 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

2) устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке. Например, ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 30.10.1995 г. 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»;

3) акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами;

5) акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством;

Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщив судебную практику, в своем совместном постановлении от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» дали на этот счет следующие разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренные законодательством или договором, но сложившиеся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой – либо области предпринимательской области правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т. п.

Наши рекомендации