Экономическое обоснование предприятия автосервиса
Станция технического обслуживания, рассматриваемая в данном проекте, располагается на ул. Промышленная, д. 1.
Этапы развития производства
I этап (4 месяца)
В данный период производится реконструкция здания с целью улучшения условий труда. Также производится подбор персонала, закупка необходимого технологического оборудования. На данном этапе необходимо произвести тщательное исследование рынка, с целью выявления наиболее перспективных направлений в развитии станции технического обслуживания.
В течение этого времени СТО не оказывает никаких услуг, следовательно средства расходуются из фонда развития, который обеспечивается за счет инвестиций.
II этап (4 месяца)
Второй этап – начало коммерческой деятельности. На этом этапе необходимо уделить особое внимание рекламе, так как именно в этот период времени начинается становление новой станции и выход ее на рынок услуг.
III и IV этапы (по 4 месяца каждый)
В эти периоды происходит дальнейшее становление СТО, постепенный рост узнаваемости нового автосервиса и повышение спроса на оказываемые услуги.
V этап (все последующие годы)
Установившийся режим работы с постоянной загрузкой постов.
Экономическая оценка инвестиций
Существует ряд методов, по которым можно определить насколько экономически выгодным является вложение инвестиций в тот или иной проект. В данной работе представлен метод оценки инвестиций на основе срока окупаемости. Данный критерий применяется в оценке абсолютной эффективности инвестиций.
Для расчета абсолютной эффективности проекта требуется дисконтированный метод, так как данный проект является долгосрочным, а, следовательно, становится целесообразным учитывать фактор времени, инфляцию и другие экономические издержки.
Таблица 6
Исходные данные для выполнения проекта
Количество смен в сутки | Nсм | 1 смена |
Продолжительность смены | Тсм | 9 часов |
Годовой фонд рабочего времени | Тэф | 305 дней |
Количество постов | n | |
Занимаемая площадь | S | 330 м2 |
I. Затраты на приобретение оборудования
Затраты на приобретение необходимого технологического оборудования представлены в табл. 7.
Таблица 7
Пост диагностики но – механический пост | ||
Мотор-тестер | 57 750 | |
Программный сканер для диагностики европейских автомобилей: Mersedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen, Skoda, Ford, Opel, Fiat, Renault, Citroen, Seat, Alfa Romeo, ВАЗ, ГАЗ. | 15 000 | |
Подъемник | 90 000 | |
Верстак | 5 650 | |
Тележка инструментальная | 4 500 | |
Сумма | 172 900 | |
Пост ремонта ходовой части автомобиля | ||
Подъемник | 90 000 | |
Верстак | 5 650 | |
Тележка инструментальная | 4 500 | |
Стенд диагностический | 102 450 | |
Сумма | 202 600 |
Окончание табл. 7
Пост ремонта аппаратов системы питания | ||
Мотор-тестер | 57 750 | |
Подъемник | 90 000 | |
Верстак | 5 650 | |
Тележка инструментальная | 4 500 | |
Стенд диагностический | 30 000 | |
Сумма | 187 900 | |
Пост ремонта ходовой части автомобиля | ||
Подъемник | 90 000 | |
Верстак | 5 650 | |
Тележка инструментальная | 4 500 | |
Стенд установки углов колес | 87 750 | |
Сумма | 187 900 | |
Участок мойки | ||
Мойка высокого давления | 42 000 | |
Установка очистки сточных вод автомоек и АЗС | 79 400 | |
Пылесос для сухой и влажной уборки | 46 000 | |
Щеточная мойка | 60 000 | |
Сумма | 227 400 | |
Затраты на реализацию проекта составили: – затраты на покупку необходимого технологического оборудования 790 800 руб.; – затраты на реконструкцию (строительные работы) – 1 000 000 руб.; – кроме того, из фонда развития выделено еще 200 000 руб. на закупку специального инструмента, необходимой литературы, рабочей одежды, офисной техники. | ||
Итого затрат | 1 990 800 |
Таким образом затраты на покупку оборудования составляют 990 800 руб., а общие затраты – 1 990 800 руб.
В данном проекте представлен расчет срока окупаемости для двух случаев. Первый вариант расчета предполагает, что СТО оказывает услуги при стоимости нормо-часа 400 рублей, при этом планируемый максимальный коэффициент загрузки постов составляет 75 %.
II. Расчет срока окупаемости
1. Определение выручки от реализации услуг автосервиса:
В = Цнч · Nсм · Тсм · Кз · Тэф · n. (27)
По данной формуле можно определить годовую выручку, однако
в нашем случае выручка определяется за периоды, по времени не соответствующие году. Поэтому вводится поправочный коэффициент периода – r:
В = Цнч · Nсм · Тсм · Кз · Тэф · n · r, (28)
где Кз – коэффициент загрузки постов;
Цнч = 400 руб. – стоимость нормо-часа.
Периоды | I | II | III | IV | V |
Кз % | |||||
r | 0,33 | 0,33 | 0,33 |
В1 = 0 руб.
В2 = Цнч · Nсм · Тсм · Кз · Тэф · n · r = 400 · 1 · 9 · 0,30 · 305 · 6 · 0,33 =
= 652 212 руб.
В3 = Цнч · Nсм · Тсм · Кз · Тэф · n · r = 400 · 1 · 9 · 0,45 · 305 · 6 · 0,33 =
= 978 318 руб.
В4 = Цнч · Nсм · Тсм · Кз · Тэф · n · r = 400 · 1 · 9 · 0,60 · 305 · 6 · 0,33 =
= 1 304 424 руб.
В5 = Цнч · Nсм · Тсм · Кз · Тэф · n · r = 400 · 1 · 9 · 0,75 · 305 · 6 · 1 =
= 4 941 000 руб.
Определение затрат
2.1. Зарплата
Затраты на заработную плату основных рабочих по данным статистики составляют около 25 % от объема реализации услуг. Отчисления страховых платежей составляют 26 % от заработной платы.
Таким образом, зарплату основных рабочих вместе с суммой отчислений страховых платежей можно определить как
ЗП = 0,3 · В. (29)
I период ЗП = 0,3 · В1 = 0 руб;
II период ЗП = 0,3 * В2 = 0,3 · 652 212 = 195 663,60 руб.;
III период ЗП = 0,3 · В3 = 0,3 · 978 318 = 293 495,40 руб.;
IV период ЗП = 0,3 · В4 = 0,3 · 1 304 424 = 391 327,20 руб.;
V период ЗП = 0,3 · В5 = 0,3 · 4 941 000 = 1 482 300 руб.
Зарплата вспомогательных рабочих (уборщики, наладчики, охранник) вместе со страховыми платежами составляет 3 % от реализации услуг
и определяется
ЗПв = 0,03 · В. (30)
I период ЗПв = 0,03 · В1 = 0 руб;
II период ЗПв = 0,03 · В2 = 0,03 * 652 212 = 1 956,63 руб.;
III период ЗПв = 0,03 · В3 = 0,03 · 978 318 = 29 349,54 руб.;
IV период ЗПв = 0,03 · В4 = 0,03 · 1 304 424 = 39 132,72 руб.;
V период ЗПв = 0,03 · В5 = 0,03 · 4 941 000 = 148 230 руб.
2.2. Затраты на материалы и покупные комплектующие изделия
Эти затраты в основном представлены расходами на приобретение запасных частей. По статистике объем реализации запасных частей составляет 30 % от объема реализации услуг автосервиса, в то время, как прибыль при продаже запасных частей при проведении ремонта составляет 10 %. Таким образом затраты на покупку запасных частей можно определить как
ЗМ = 0.27 · В. (31)
I период ЗМ = 0,27 · В1 = 0 руб;
II период ЗМ = 0,27 · В2 = 0,27 · 652 212 = 176 097 руб.;
III период ЗМ = 0,27 · В3 = 0,27 · 978 318 = 264 145 руб.;
IV период ЗМ = 0,27 · В4 = 0,27 · 1 304 424 = 352 194 руб.;
V период ЗМ = 0,27 · В5 = 0,27 · 4 941 000 = 1 334 070 руб.
2.3. Общехозяйственные и общепроизводственные расходы
Данный вид расходов состоит из затрат на зарплату управленческого персонала (директор, заместитель директора, бухгалтер, мастера приемщики), амортизацию и содержание помещений, оплату коммунальных платежей, услуги связи и другие расходы.
Эту статью расходов можно определить как
Зоппр = 1,1 · Ап, (32)
где Ап – арендная плата.
Так, расчет будем производить из условия, что арендная плата производственных помещений составляет 100 руб. в месяц за 1 м2 В первых расчетных периодах по четыре месяца, а в последнем расчетном периоде – 12 месяцев.
I период Зопр = 1,1 · 4*Ап = 1,1 · 4 · (100 · 300) = 145 200 руб.;
II период Зопр = 1,1 · 4 · Ап = 1,1 · 4 · (100 · 300) = 145 200 руб.;
III период Зопр = 1,1 · 4 · Ап = 1,1 · 4 · (100 · 300) = 145 200 руб.;
IV период Зопр = 1,1 · 4 · Ап = 1,1 · 4 · (100 · 300) = 145 200 руб.;
V период Зопр = 1,1 · 4 · Ап = 1,1 · 12 · (100 · 300) = 435 600 руб.
К этой статье расходов можно отнести и коммерческие расходы, которые составляют 3 % от реализации услуг автосервиса.
I период Зком = 0,03 · В1 = 0 руб.;
II период Зком = 0,03 · В2 = 0,03 · 652 212 = 1 956,63 руб.;
III период Зком = 0,03 · В3 = 0,03 · 978 318 = 29 349,54 руб.;
IV период Зком = 0,03 · В4 = 0,03 · 1 304 424 = 39 132,72 руб.;
V период Зком = 0,03 · В5 = 0,03 · 4941000 = 148 230 руб.
2.3. Затраты на оборудование
Данная статья расходов состоит из затрат на покупку необходимого оборудования, амортизационные отчисления, а также затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.
Амортизационные отчисления производятся с той целью, чтобы через определенный период времени, который определяется сроком службы оборудования, у организации была возможность приобрести новое технологическое оборудование.
В данном случае срок службы оборудования составляет 10 лет, таким образом, годовая сумма амортизационных отчислений равна:
АМ = 1 / СПИ · ПС = 1 / 10 · 790 800 = 79 080 руб./г. (33)
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования определяются из расчета, что удельный вес амортизации и зарплаты вспомогательных рабочих составляет 60 % от общих затрат.
I период Зсэо = (АМ + ЗПв) / 0,6 = 0 руб.;
II период Зсэо = (АМ + ЗПв) / 0,6 = (79 080 / 12 · 4 + 19 566,36) / 0,6 =
= 27 555,80 руб.;
III период Зсэо = (АМ + ЗПв) / 0,6 = (79 080 / 12 · 4 + 29 349,54) / 0,6 = = 92 749,23 руб.;
IV период Зсэо = (АМ + ЗПв) / 0,6 = (79 080 / 12 · 4 + 39 132,72) / 0,6 = = 109 154,53 руб.;
V период Зсэо = (АМ + ЗПв) / 0,6 = (79 080 / 12 · 12 + 148 230) / 0,6 = = 378 850 руб.
3. Чистая прибыль
3.1. Определим прибыль от реализации услуг автосервиса по формуле
П = В – ЗП – ЗПв – ЗМ – Зопр – Зком – АМ – Зсэо. (34)
I период П = 0 руб.;
II период П = 42 202,86 руб.;
III период П = 97 669,29 руб.;
IV период П = 2 014 922.83 руб.;
V период П = 934 640 руб.
3.2. Чистая прибыль определяется по формуле
ЧП = П · (1 –Нпр), (35)
где П – прибыль от реализации проекта (налогооблагаемая база);
Нпр – норматив налога на прибыль (в настоящее время 20 %).
Чистая прибыль от реализации услуг автосервиса:
I период ЧП = 0 руб.;
II период ЧП = П · (1 – Нпр) = 42 202,86 · (1 – 0,20) = 33 762,29 руб.;
III период ЧП = П · (1 – Нпр) = 97 669,29 · (1 – 0,20) = 78 135,43 руб.;
IV период ЧП = П · (1 – Нпр) = 2 014 922,83 · (1 – 0,20) = 161 538,26 руб.;
V период ЧП = П · (1 – Нпр) = 934 640 · (1 – 0,20) = 747 712 руб.
4. Определение требуемых инвестиций
I период К1 = 2 136 000 руб.;
II период К2 = 0 руб.;
III период К3 = 0 руб.;
IV период К4 = 0 руб.;
V период К5 = 0 руб.
Таким образом, сумма требуемых инвестиций составляет 2 136 000 руб.
5. Чистый доход
Чистый доход предприятия от реализации инвестиционного проекта представляет собой разницу между поступлениями (притоком средств)
и выплатами (оттоком средств) предприятия в процессе реализации проекта применительно к каждому интервалу планирования.
На практике принято представлять чистый доход в виде суммы чистой прибыли и амортизационных отчислений
I период Д1 = ЧП + АМ = 0 руб.;
II период Д2 = ЧП + АМ = 33 762,29 + 26 360 = 60 122,29 руб.;
III период Д3 = ЧП + АМ = 78 135,43 + 26 360 = 104 495,43 руб.;
IV период Д4 = ЧП + АМ = 161 538,26 + 26 360 = 187 898,26 руб.;
V период Д5 = ЧП + АМ = 747 712 + 79 080 = 826 792 руб.
Полученные результаты заносим в табл. 8.
Таблица 8
Определение чистого дохода от инвестиционного проекта
Показатели | I | II | III | IV | V | |
период | период | период | период | период | ||
Выручка | В | 652 212 | 978 318 | 1 304 424 | 4 941 000 | |
Зарплата основных рабочих | ЗП | 195 663,6 | 293 495,4 | 391 327,2 | 1 482 300 | |
Зарплата вспомогательных рабочих | ЗПв | 19 566,36 | 29 349,54 | 39 132,72 | 148 230 | |
Затраты на запчасти | ЗМ | 176 097 | 264 145 | 352 194 | 133 4070 | |
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы | Зопр | 145 200 | 145 200 | 145 200 | 145 200 | 435 600 |
Коммерческие расходы | Зком | 19 566,36 | 29 349,54 | 39 132,72 | 148 230 | |
Амортизационные отчисления | Ам | 26 360 | 26 360 | 26 360 | 79 080 | |
Расходы на содержание оборудования | Зсэо | 27 555,82 | 92 749,23 | 109 154,53 | 378 850 | |
Итого затрат | ∑Зобщ | 610 009,14 | 880 648,71 | 1 102 501,17 | 4 006 360 | |
Налогооблагаемая база (прибыль) | П | 42 202,86 | 97 669,29 | 201 922,83 | 934 640 | |
Чистая прибыль | ЧП | 33 762,29 | 78 135,43 | 161 538,26 | 747 712 | |
Покупка оборудования | 990 800 | |||||
Строительные работы | 1 000 000 | |||||
Требуемые инвестиции | К | 213 6000 | ||||
Чистый доход | Д | 60 122,29 | 104 495,43 | 187 898,26 | 826 792 |
6. Определение эффективности инвестиций
методом чистого дисконтированного дохода
Использование в практике оценки инвестиционных проектов величины чистого дисконтированного дохода как производного от рассмотренного выше показателя чистого дохода вызвано очевидной неравноценностью для инвестора сегодняшних и будущих доходов. Иными словами, доходы инвестора, полученные в результате реализации проекта, подлежит корректировке на величину упущенной выгоды в связи с "замораживанием" денежных средств, отказом от их использования в других сферах применения капитала.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – это разность между приведенным (дисконтированным) доходом от реализации проекта и приведенными инвестициями.
Данный метод применяется для определения абсолютной эффективности инвестиций и относится к динамическим методам расчета, учитывающим фактор времени и стоимостную оценку результатов проекта.
(36)
где Дт – чистый доход т-го периода (т – один год. Первый год реализации проекта т= 0);
Кт – инвестиции т-го периода;
Е – норма дисконта, которая может быть найдена расчетным путем
Е = Rк + I + Z = 0,15 + 0,3 + 0 = 0,18, (37)
где Rк – минимальная реальная норма прибыли (наименьший уровень рентабельности предприятия);
I – темп инфляции;
Z – уровень риска.
Показатель чистой текущей стоимости (ЧТС) находится нарастающим итогом.
ЧТСt = ЧДДt + ЧТСt – 1. (38)
Тот момент времени, когда ЧТС станет равен 0 и будет сроком окупаемости проекта.
Результаты расчета ЧДД и ЧТС приведены в табл. 9.
Таблица 9
Результаты расчета ЧДД и ЧТС
Годы | ||||||
Дт | 352 515,983 | 826 792 | 826 792 | 826 792 | 826 792 | |
Кт | 2 136 000 | |||||
(1 + Е)т | 1,000 | 1,180 | 1,392 | 1,643 | 1,939 | 2,288 |
ЧДД | –2 136 000 | 298 742,36 | 59 378,14 | 503 202,94 | 426 401,24 | 361 360,14 |
ЧТС | –2 136 000 | –1 837 257,64 | –1 243 468,5 | –740 265,56 | –313 864,32 | 47 495,82 |
Срок окупаемости проекта составляет 4 года и 8 месяцев (рис. 6).
Рис. 6. Срок окупаемости проекта
Вывод: Вариант являются экономически выгодными, так как окупается за 4,8 г. Этот вариант позволяет станции технического обслуживания наиболее эффективно использовать технологическое оборудование.
Пример № 2
10.2. Экономическая оценка проекта
по реконструкции агрегатного участка
I. Расчет потребности в капитальных вложениях
Затраты на реализацию проекта по реконструкции агрегатного участка составляют:
– затраты на покупку необходимого технологического оборудования (оборудования на участке, инвентаря на участке, и прочих основных фондов);
– затраты на реконструкцию (строительные работы).
Площадь занимаемого агрегатного участка составляет 309 м2, стоимостью – 6 180 000 руб.
Затраты на реконструкцию (строительные работы) согласно смете (Зрек) составили 670 839 руб.
Цены на основное оборудование агрегатного устанавливаются в соответствие с прайс-листами. В табл. 10 приведены условные цены на оборудование для агрегатного участка.
Таблица 10
Стоимость основного оборудования
№ п/п | Оборудование | Цена, руб. | Количество | Стоимость, руб. |
Стенд для проверки пневмооборудования | 12 300 | 12 300 | ||
Станок для шлифования фасок клапанов | 32 250 | 32 250 | ||
Гидравлический пресс | 25 459 | 25 459 | ||
Стенд для разборки, сборки и испытания рулевых механизмов | 10 350 | 10 350 | ||
Стенд для обкатки и испытания ГМП | 10 250 | 10 250 | ||
Кран подвесной однобалочный | 35 150 | 35 150 | ||
Вертикально – сверлильный станок | 12 300 | 12 300 | ||
Станок для заточки инструмента | 11 700 | 11 700 | ||
Итого стоимость основного оборудования: 149 300 руб. |
В табл. 11 отражена стоимость инвентаря агрегатного участка.
Таблица 11
Стоимость инвентаря агрегатного участка
№ п/п | Оборудование | Цена, руб. | Количество | Стоимость, руб. |
Стенд для разборки и сборки двигателей "Икарус | 8 400 | 16 800 | ||
Стенд для разборки и сборки ГМП | 8 720 | 8 720 | ||
Стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления | 9 100 | 9 100 | ||
Ванна для нагрева поршней | 6 400 | 6 400 | ||
Стенд для разборки и сборки карданных валов | 7 800 | 7 800 | ||
Стенд для испытания водяных насосов | 9 200 | 9 200 | ||
Стенд для балансировки карданных валов | 9 000 | 9 000 | ||
Настольно – сверлильный станок | 9 240 | 9 240 | ||
Итого стоимость инвентаря: 76 260 руб. |
Стоимость прочего оборудования (затраты на приобретение) составляет 10 % от стоимости основного оборудования агрегатного цеха.
Зпр = 149 300 · 0,1 = 14 930 руб.;
Зоб = 149 300 руб.;
Зинв = 76 260 руб.
II. Расчет затрат