Роль и место института консультирования в рыночной системе экономических отношений
В современных условиях перехода к рыночной экономике необходимо постоянно повышать уровень знаний товаропроизводителей, информировать их по различным проблемам развития, достижениям науки и передового опыта, развивать их аналитическое мышление для принятия оптимальных решений по успешному осуществлению производства, переработки и сбыту продукции, реформировании сельскохозяйственных предприятий, освоению теоретических основ и практических навыков ведения агробизнеса.
Перед предприятиями появляется множество проблем, которые необходимо решать. Развитие субъектов хозяйствования требует постановки определенной цели, заданий и ограничений, ответственности отдельных лиц, участвующих в этом процессе.
В последние годы консультации переживают огромный расцвет своей деятельности. Это выражается в росте заинтересованности в этих видах услуг, а следовательно, в увеличении количества консультационных фирм, консультантов и увеличении обращений, а также в усовершенствовании оказываемых услуг. Эти явления характерны для всех европейских государств. Однако особенные место и роль они играют в государствах Центральной и Восточной Европы. В этих странах консультации набирают большой размах в связи с попытками наверстать упущенные возможности по отношению к странам Западной Европы.
Консалтинг (от англ. consult – советовать, принимать в соображение) – консультирование производителей, продавцов и покупателей по вопросам экономической деятельности предприятий, например, по исследованию и прогнозированию рынка, анализу производственно-хозяйственной деятельности, оценке технических проектов и т.п. Консалтингом по маркетингу называют платные услуги, предоставляемые независимым физическим или юридическим лицам и имеющие своей целью оказать помощь в решении проблем управления производством или его организации.
Под словом "консультант" понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности.
По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.
Сутью консультирования является оказание квалифицированных услуг в плане изменения стратегии хозяйственной деятельности фирм и аграрных предприятий таким образом, чтобы сделать их конкурентоспособным. Существенным фактором изменений является трансформация знаний и технологий, и эти процессы являются главными факторами возрастания роли консультаций.
Консультирование представляет собой особую форму организации управленческой деятельности, в процессе которой консультант оказывает научную поддержку клиенту, побуждает его к действию и решению возникших или назревающих проблем.
Сфера консультирования представлена тремя этапами:
· консультационная помощь по выявлению, формулированию проблемы и разработке вариантов ее решения;
· выбор наиболее эффективного варианта решения;
· поддержка с помощью консультирования реализации такого решения.
Работник, осуществляющий консультирование, называется консультантом. Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь руководителю, находящемуся в неуверенной или конфликтной ситуации, разрешить стоящие перед ним проблемы. Для этого консультант должен: обладать знаниями в области производства, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции; знать планирование и организацию производства; знать методику консультирования и психологию человеческого поведения.
Консультирование осуществляется по широкому спектру вопросов:
· эффективному управлению хозяйством и его развитию, финансовому и инновационно-инвестиционному анализу, структурированию производства, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;
· доведению до сельских товаропроизводителей объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
· стимулированию мотиваций сельхозтоваропроизводителей к проведению анализа динамики и прогнозирования развития хозяйства, принятию и реализации рациональных решений, оценке их эффективности;
· выявлению, обобщению и распространению среди товаропроизводителей передового опыта;
· мониторингу информационных потребностей товаропроизводителей и их партнеров по агробизнесу, своевременной ориентации управленческих, хозяйственных, научных и общественных структур на изучение, прогнозирование и решение проблем АПК, отдельных типов хозяйств, видов производств и продовольственных рынков, инициирование успешного решения выявленных проблем и актуализация тематики фундаментальных научных исследований, принятие законодательных актов и соответствующих административных и хозяйственных решений, организация связи и взаимодействия товаропроизводителей с аграрной наукой, предприятиями ресурсного обеспечения и агросервиса, коммерческими и финансовыми структурами;
· выявлению интеграции и селекции знания и информации из различных (в том числе зарубежных) источников, поиск новых источников и оперативная ориентация производителей и переработчиков сельхозпродукции, аграрной науки, органов управления и агросервисных предприятий на эффективные методы и средства ведения агропромышленного производства, развития рынков и анализа рыночной конъюнктуры;
· организации и проведению по заказам товаропроизводителей, инвесторов и органов управления инновационно-инвестиционного анализа развития, реконструкции и реорганизации хозяйств, процессов или отдельных мероприятий по совершенствованию и перевооружению производства и сбыта продукции, а также созданию и реорганизации агропромышленных и агрофинансовых объединений, рынков и других формирований.
Первоочередной проблемой является подготовка аграрников-производителей, предпринимателей для успешной деятельности в условиях конкуренции в сфере производства и экономики. Выполнение этих условий зависит не только от быстрого изменения уровня образования, науки, но также и от быстрого использования организационной системы научной, технической, маркетинговой, экономической и юридической информации. Без глубоких знаний в сфере современных методов хозяйствования, функционирования рынка невозможно перейти к модернизации сельского хозяйства и созданию эффективной системы бизнеса.
Работа консультанта – это работа с людьми. Технические знания и квалификация необходимы и важны, но консультации начинаются и кончаются контактом с людьми. Их потребности и проблемы коснутся в какой-то степени и консультанта. Речь идет не о том, чтобы преодолевать за них трудности, а о том, чтобы их учить, пользуясь своими способностями и умениями удовлетворять свои потребности.
Профессиональный консультант, с одной стороны, передает знания, а с другой – черпает информацию от клиента, понимает его трудности и нередко соглашается. Из этого следует, что в процессе коммуникации язык науки нужно заменить на доступный язык практики.
Работу консультанта можно описать как "помощь людям, чтобы помогали себе сами". Сутью консультаций является процесс коммуникации, в центре которого находится клиент.
В процессе социальной коммуникации необходимо выделить по меньшей мере четыре элемента, чтобы вообще говорить о существовании коммуникации.
Первый – это источник коммуникации – отправитель, т.е. человек, чьи идеи и размышления должны перейти к другой личности.
Другим – является получатель информации, т.е. один человек или группа людей, которым предназначается информация.
Третий – сама информация, знания (содержание), которые должны дойти от отправителя к получателю.
Четвертый – это каналы или средства, с помощью которых передается информация.
Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.
При процессном консультированииспециалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.
При обучающем консультированииглавная задача специалистов –подготовить почву для возникновения идей, выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.
На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, а, как правило, применяются комбинации всех трех.
В промышленно развитых странах консультационные услуги уже много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и развивающихся странах не принимается без использования консультантов.
Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление, административное, финансовое, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги и др.