Особенности и задачи развития рынка сельскохозяйственной продукции
В рыночной экономике поведение субъектов и формирование цен регулируются законом спроса и предложения. Наряду с общими закономерностями функционирования рынок сельскохозяйственной продукции имеет особенности, выделяющие его среди других товарных рынков.
Сущность и значение рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия определяются его функциями, важнейшая из которых – обеспечение платежеспособных потребностей населения в продуктах питания.
В результате воздействия на размер производства проявляется и такая функция рынка, как формирование ассортимента, состава и качества продукции, обеспечивающих удовлетворение платежеспособного спроса потребителей на продукты питания. Анализ спроса населения и предложения продукции предприятиями позволяет посредством взаимных связей формировать качественные и количественные параметры производства, поддерживающие равновесие между этими двумя важнейшими элементами рынка.
Рынок проявляет функцию стимулирования развития производства, когда торговля, отражающая интересы потребителя, используя обратную связь, заставляет адаптироваться производство к изменившемуся спросу.
Таким образом, основные функции рынка обеспечивают взаимосвязь между всеми фазами воспроизводства, где торговля также является составной частью процесса воспроизводства как стадия распределения и обмена.
Рынок выполняет ряд вспомогательных функций, таких, как складирование, хранение, транспортировка, обработка и переработка сырья; информационно-мотивационную функцию, создавая экономическую информацию, основанную на маркетинговых исследованиях, и мотивирует достижение равновесия между спросом и предложением.
Эффективность процессов, протекающих в рыночной среде, в значительной степени определяется действенностью всей инфраструктуры, включая услуги коммерческих банков и финансовых учреждений, бирж, налоговой системы, страховых компаний, рекламных и информационных агентств, торговых палат, организаций, проводящих аукционы, предприятий оптовой и розничной торговли, ярмарок, выставочных комплексов, аудиторских фирм и т.п. Кроме того, инфраструктура рынка выполняет функцию контроля качества продукции – одного из критериев конкурентоспособности.
Учитывая тесную связь рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с другими рынками (труда, земли и капитала), следует отметить, что рынок продуктов питания затрагивает и влияет на распределение и эффективное использование ресурсов.
На современном этапе развития рыночных экономических отношений определяющим фактором эффективного рыночного функционирования сельскохозяйственных организаций является производство конкурентоспособной продукции. Доминирующее положение категории качества в конкурентоспособности товара предполагает необходимость управления процессом формирования потребительских свойств, качества продукции и повышения степени самостоятельности предприятия.
Среди совокупности требований, обязательных для соблюдения в процессе реформирования аграрного рынка, особая роль принадлежит принципам рыночной экономики, важнейшие из которых следующие:
принцип свободной отрасли, который предполагает необходимость развития сельского хозяйства без прямого административного вмешательства в производственную и финансово-хозяйственную деятельность;
принцип приоритетного развития сельского хозяйства указывает на необходимость создания благоприятных условий экономического, правового и административного характера, преференциального режима финансирования, кредитования инвестиций, снабжения ресурсами, налогообложения, направленных на стимулирование эффективного производства и сбыта;
принцип многообразия форм и типов производственно-экономических отношений предусматривает одновременное функционирование различных форм собственности и хозяйствования, формирующих различные уклады;
принцип ориентации производства на потребительские интересы означает изучение потребностей в продукции конкретных групп (закупочных организаций, перерабатывающих предприятий, торговых фирм и пр.) и создание продукции с качественными характеристиками, рассчитанными на потребительский спрос и покупательские возможности;
принцип развития кооперативно-интеграционных формирований исходит из необходимости образования самоуправляющихся комплексов (ассоциаций, союзов производителей, финансово-промышленных групп и др.), для совместного бизнеса по отраслевому или продуктовому фактору (например, союз производителей молока, кооперативное объединение по производству мяса, ассоциация производителей льна и т.п.).
В целом рыночная экономика представляет комплексный механизм, обеспечивающий структурную перестройку производства в соответствии с научно-техническим прогрессом, изменением спроса и предложения, что позволяет более эффективно реализовать стратегические задачи в области производства, сбыта и удовлетворения потребительского спроса на продукцию аграрного производства. Обеспечение приоритетных условий стабильного развития АПК предполагает наличие социально-ориентированной аграрной политики.
Стратегия формирования продовольственного фонда базируется на принципах самообеспечения республики продовольствием, составляющего экономическую основу суверенитета и независимости государства. Направленность на обеспечение в основном за счет собственного производства не предполагает самоизоляцию республики в формировании продовольственных ресурсов. Наоборот, речь идет о наращивании экспортоориентированного производства наряду с использованием преимуществ международного разделения труда и благоприятной конъюнктуры рынка посредством импорта в целях укрепления продовольственной независимости.
В настоящее время три четверти продовольственного фонда республики обеспечивается за счет собственного производства. Сохранение этой тенденции в перспективе требует принятия мер, важнейшие из которых – создание условий для наращивания объемов производства продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего научнообоснованную потребность в них и поддержку платежеспособного спроса населения, достаточного для рационального питания. Соответственно формирование и развитие сбалансированного продовольственного рынка должно идти в двух направлениях:
· развитие отечественного производства и переработка сельскохозяйственной продукции и собственное обеспечение важнейшими видами качественных продуктов питания;
· развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства как внутри страны, так и на внешних рынках.
Реализация первого направления возможна при условии приоритетного развития агропромышленного комплекса и его постоянной государственной поддержки. Успешное развитие второго направления предусматривает повышение эффективности народного хозяйства в целом.
Стабилизация и последующий рост производства сырья и продовольствия предполагает выполнение ряда положений, таких, как: увеличение инвестиций в развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, государственная поддержка направлений, определяющих научно-технический прогресс и качественно новые технологии; поддержка хозяйств и предприятий, рационально использующих производственный потенциал; поддержка семеноводства и племенного животноводства, обеспечивающих базу стратегии развития АПК, а также государственная поддержка производства основных продуктов, повышение уровня товарности производимой продукции, развитие многоканальной системы ее реализации и создание соответствующей инфраструктуры; развитие специализированной кредитно-финансовой системы аграрного сектора экономики и др. Экономичес-кий механизм, стимулирующий развитие сбалансированного рынка продовольствия, включает ряд взаимосвязанных рычагов и направлений ценовой и кредитной политики, а также развитие маркетинга и формирование современных форм торговли на потребительском рынке.
Направления формирования рынков различных продуктов имеют свои особенности, однако все вместе они должны решать важнейшую задачу наполнения поддержания сбалансированности внутреннего рынка, емкость которого определяется факторами потенциала и его использования, наличием конкурентной среды и конкурентоспособной продукции, а также спросом на нее; ценовой политикой, покупательской способностью населения.
К проблемам, решающим задачи эффективного регулирования и устойчивого развития продуктовых рынков, относятся системообразующие блоки: укрепление базы крупнотоварного производства, рыночное реформирование экономически несостоятельных структур; сквозное развитие кооперативно-интеграционных структур; государственная поддержка АПК и системы гарантии аграрному производству.
Основной акцент в аграрной политике страны сделан на создание системы организационных, экономических и правовых предпосылок устойчивого развития многообразного крупнотоварного эффективного производства. В стране должно быть многообразие форм и типов предприятий при условии соблюдения основополагающего критерия эффективности функционирования и рыночной конкурентоспособности.
Крупнотоварные предприятия могут иметь различное внутреннее организационное устройство и базироваться как на принципах кооперации производства (труда, ресурсов и капитала), так и его интеграции. Это должно определяться специализацией хозяйства, условиями производства и интересами работников и коллективов. Действовать такие хозяйства могут как в виде кооперативных объединений, акционерных компаний, так и унитарных предприятий.
Эффективность крупнотоварного производства предполагает поставки на рынок высококачественной продукции, содержащей максимум добавленной стоимости. Эффективные крупнотоварные предприятия должны создавать сквозные технологические цепочки производства – от получения сырья до поставки потребителям продукции с учетом их спроса. В основе такой организации должны быть хозяйственный и коммерческий расчет, бизнес-планирование, поддержание достаточного уровня конкурентоспособности.
Личные подсобные и фермерские хозяйства должны находиться в тесной координации и интеграции с крупнотоварными предприятиями при решении вопросов сбыта продукции и снабжения ресурсами.
Важно формировать предприятие, работающее на принципах самофинансирования, самоопределения, при сохранении ключевых рычагов регулирования аграрного производства государством.
Основной движущей силой должны быть предпринимательская инициатива, регулируемая государством в направлении поддержания баланса между частным интересом и общественным. Это указывает на необходимость включения в экономический оборот всей совокупности правоотношений, связанных с движением имущества (средства производства и капитал).
В целом в процессе реформирования предстоит сформировать конкурентоспособные предприятия и производства, рационально использующие ресурсы на выгодных направлениях хозяйствования.
Возможным направлением является развитие кооперативно-интеграционных структур (продуктовых комплексов и подкомплексов). Сельское хозяйство республики должно быть построено по принципу разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных кооперативно-интеграционных продуктовых объединений (так называемых кластерных продуктовых систем). Центрами таких продуктовых объединений становятся предприятия-интеграторы: перерабатывающие и пищевые предприятия, животноводческие комплексы, комбикормовые предприятия, торговые и сбытовые структуры, а в некоторых случаях и банки. В продуктовую систему должны входить как предприятия-производители сырья и исходной продукции, так и предприятия переработки, фирменной торговли, сбыта, финансово-кредитные структуры.
Продуктовые объединения должны быть многоуровневыми, специализированными и многоотраслевыми, что позволит контролировать определенные рынки и сегменты. В основе их создания должен находиться совместный экономический интерес, который состоит в производстве и сбыте как можно большего объема продукции, получении максимальной выручки, экономии ресурсов, формировании и справедливом распределении между участниками совокупной прибыли на конечном этапе технологической цепи.
Продуктовые объединения позволяют создать завершенные технологические комплексы и подкомплексы по признаку продуктовой специализации, технологические цепочки – от сырья до производства и сбыта готового качественного многоассортиментного продовольствия под разнообразный потребительский спрос (сырье → переработка → сбыт→ торговля). На входе в технологическую систему будет находиться исходная продукция, а на выходе – конкурентоспособное продовольствие.
Кластерные продуктовые кооперативно-интеграционные объединения позволяют объединить товаропроизводителей по экономическим интересам и сконцентрировать ресурсы на получении максимального конечного результата; создать реальные предпосылки для совершенствования размещения агропромышленного производства по регионам и республике; оптимизировать сырьевые зоны, снизить сквозные издержки производства и получить конечный продукт, обеспечивающий необходимую конкурентоспособность по качеству, и стоимости; сформировать прибыль и совокупные инвестиционные фонды для воспроизводства и модернизации технико-технологической базы.
В каждой стране рынок продуктов функционирует, преследуя государственные интересы, среди которых главнейшим и важнейшим является продовольственная безопасность. Суть экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия заключается в необходимости возмещения затрат, с одной стороны, и удовлетворения потребностей – с другой, на основе эквивалентного обмена, обусловленного законом стоимости – основного закона функционирования рынка вообще и продовольствия в частности.
Государственное регулирование аграрного рынка представляет собой форму централизованного экономического управления, основанную преимущественно на экономико-правовых методах, влияющих на характер рыночной конъюнктуры, систему ценообразования, доходы товаропроизводителей, структуру производства, межотраслевые и внешнеторговые связи для обеспечения пропорциональности и сбалансированности роста. Его характер и содержание как процесс целенаправленного воздействия на систему определяется целями политики:
· в экономической области – формирование эффективного, конкурентоспособного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность и независимость страны, наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличения вклада АПК в экономику страны;
· в социальной области – преодоление разрыва в уровне жизни и социальном обеспечении сельского и городского населения;
· в экологии – производство чистых продуктов питания; создание безопасных условий жизнедеятельности для населения, животного и растительного мира; сохранение природных ресурсов для аграрного производства.
Регулирование продовольственного рынка требует тесного сотрудничества государственных органов с саморегулирующими некоммерческими организациями, отраслевыми (продуктовыми) союзами и ассоциациями.
Аграрная сфера отличается спецификой функционирования рынка труда. Эффективность агропромышленного производства настолько зависит от наличия и квалификации трудовых ресурсов в АПК, что государство в своей демографической и кадровой политике вынуждено приоритетное внимание уделять вопросам развития трудового потенциала аграрного сектора.
В целом рыночная экономика представляет комплексный механизм, обеспечивающий структурную перестройку производства в соответствии с научно-техническим прогрессом и изменениями спроса и предложения. Обеспечение приоритетных условий стабильного развития АПК предполагает наличие социально-ориентированной аграрной политики, возведенной в ранг Закона. С учетом этого агропромышленный комплекс объективно нуждается в централизованной поддержке государства в связи с важным социальным значением продукции, направленной на удовлетворение нужд населения и обеспечения продовольственной безопасности, а также в связи с тем, что цены на сырье и готовое продовольствие не могут быть полностью свободными и конъюнктурными и должны быть увязаны с платежеспособностью населения.