Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия
Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятия решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.
Всю предпринимательскую среду делят на две части: внутренняя и внешняя.
Внутренней предпринимательской средой фирмы называются ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все может контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят цели, структуру, технологию и людей.
Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.
К факторам прямого воздействия относят следующие.
1. Макроэкономическое состояние экономики:
♦ уровень, структура предложения и спроса на товары;
♦ структура, избыток или недостаток рабочих мест;
♦ объемы, структура доходов населения и фирм;
♦ уровень дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке.
2. Инфраструктура бизнеса – система институтов и их взаимосвязей, с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения:
♦ производственная инфраструктура – транспортные средства, линии электропередачи, связи и др.;
♦ рыночная инфраструктура – услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда и др.);
♦ финансовая инфраструктура – оказание финансовых услуг, банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;
♦ информационная инфраструктура – система учреждений, оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации, консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические).
К факторам косвенного воздействия относятся:
♦ политика государства. На условия ведения предпринимательской деятельности большое влияние оказывают изменения в политике государства. Особенно важными являются налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т. д.;
♦ социально-культурная среда. К социальной инфраструктуре относят систему образования, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни. Большую роль играют также нравственные и религиозные нормы, отношение населения к работе и т. д.;
♦ правовая среда. Является важным фактором, обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права бизнеса.
В предпринимательской среде основным участником является предприниматель. В практике известны различные типы предпринимателей, рассмотрим их.
Единоличный предприниматель – создатель и руководитель собственного дела. Он, как правило, сочетает в одном лице и предпринимателя, и собственника, и менеджера. Такой тип предпринимателей типичен для периода интуитивного бизнеса. В развитых рыночных экономиках предприниматели-одиночки сохраняются в рамках малого бизнеса, людей, самостоятельно организующих небольшое семейное дело, людей свободных профессий (адвокаты, консультанты). В таблице 1.1 представлены сильные и слабые стороны единоличного предпринимателя.
Таблица 1.1. Сильные и слабые стороны единоличного предпринимателя
В периоды появления новых отраслей бизнеса и переломные моменты развития процедурного бизнеса потребность в таком типе предпринимателя возникает в рамках процедурного бизнеса. К такому типу предпринимателей можно отнести Генри Форда, создавшего массовый автомобиль, Билла Гейтса, который стоял у истоков современных компьютерных программных продуктов.
Предприниматель-менеджер в рамках большой организации. Это типичный предприниматель периода рационального бизнеса. Как правило, он не является собственником фирмы. По своему положению он близок менеджеру, работающему за вознаграждение. Прибыль для него является вознаграждением за принятие на себя риска. Предприниматель такого типа работает в команде других менеджеров-предпринимателей с жестким разделением труда. Широкую известность получил опыт Ли Яккоки, предпринимателя-менеджера, занимавшегося реорганизацией компании «Крайслер». Придя на работу в эту компанию, он определил размер своего жалованья в один доллар в месяц. В качестве вознаграждения в случае успеха ему был установлен бонус как процент от прибыли. К концу года его доход составил один миллион долларов. У этого типа предпринимателей есть свои сильные и слабые стороны (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Сильные и слабые стороны предпринимателя-менеджера
Определенные экономические черты модели предпринимателя задают требования к социально-психологическим особенностям людей, которые обеспечивают предпринимательский успех. Например, социально-психологический портрет типичного предпринимателя, по мнению австрийского и американского ученого-экономиста, социолога и историка экономической мысли Й. Шумпетера, представляет собой:
♦ особый взгляд на вещи, воля и способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать;
♦ способность идти в одиночку, не боясь неопределенности и возможного сопротивления;
♦ способность воздействия на других людей (иметь авторитет и уметь заставить повиноваться).
К основным чертам современного предпринимателя относят:
♦ новаторство;
♦ способность к обоснованному риску;
♦ информированность, образованность;
♦ способность систематически наблюдать и планировать;
♦ целеустремленность (уверенность в себе, способность убеждать других);
♦ способность работать в коллективе (способность устанавливать связи, вовлеченный в рабочие контакты, ответственный человек).
Существуют значительные различия в психологических и личных характеристиках предпринимателей. Во многом это определяется уровнем развития рыночной системы и бизнеса. Определенный отпечаток накладывают и традиции предпринимательства.