Специальное законодательство о защите конкуренции. Анализ действующих нормативных правовых актов
Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.
В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности:
гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст.8) ;
вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п.2 ст.34) ;
определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст.71) ;
не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст.74) .
Кроме того, в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Согласно ст. 10 bis Конвенции Российская Федерация обязана обеспечить гражданам эффективную защиту от недобросовестной конкуренции (см. в пункте 12. 5 главы). Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).
Антимонопольное законодательство РФ представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на защиту конкуренции; на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, в т. ч. с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные хозяйствующие субъекты, а также органы и организации, осуществляющие публичные функции.
Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ также относятся к антимонопольному законодательству, поскольку содержат нормы, направленные на защиту конкуренции. Вместе с тем указанные нормативные правовые акты определены в качестве основы антимонопольного законодательства, что вполне справедливо, поскольку и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ, как показано в комментарии к предыдущей ст.1, содержатся принципиальные нормы, определяющие экономические основы конституционного строя России (ст. ст.8, 34, 71 Конституции РФ) и основные начала гражданского законодательства (ст.1 Гражданского кодекса РФ).
Основной массив норм, направленных на защиту конкуренции, содержится в Законе о конкуренции, но не исчерпывается им. Выше упоминался также Закон о естественных монополиях, нормы которого, по нашему мнению, целесообразно было бы включить в Закон о конкуренции, поскольку деятельность субъектов естественных монополий попадает в сферу регулирования Закона о конкуренции (кроме регулирования ценообразования и ценоприменения).
Антимонопольное законодательство состоит из многих других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст.3 Закона о конкуренции. Например, целями Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы. Контроль в рассматриваемой сфере осуществляется антимонопольными органами.
Законы, регламентирующие деятельность на отдельных рынках, также содержат нормы, направленные на защиту конкуренции на соответствующих рынках. Например, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрены ограничения и запреты на совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (раздел 2) . В частности, не допускается совмещение деятельности по ведению реестра ценных бумаг с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются Федеральной службой по финансовым рынкам (ст.10) . Закон содержит также требования по раскрытию информации о выпуске и обращении ценных бумаг (ст. ст.23, 30).
Отношения, указанные в ст.3 Закона о конкуренции, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. "Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2926; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации" // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3296. . Постановлениями Правительства РФ утверждены Положения о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259. , осуществляющей антимонопольный контроль, в т. ч. за деятельностью субъектов естественных монополий, и о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России) Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049. , устанавливающей тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий и осуществляющей контроль за их применением.
Отношения по защите конкуренции могут регулироваться нормативными правовыми актами ФАС России в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (см. комментарий к п.4 ч.2 ст.23 Закона о конкуренции) Приказ ФАС России от 22 декабря 2006 г. N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" // Российская газета. 2007. 31 января. .
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о конкуренции, применяются правила международного договора РФ.
Например, Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, заключенным между Белоруссией, Казахстаном и Россией 9 декабря 2010 г. <10>, допускается применение мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, в частности, предусмотрено, что уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитываемый как процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, определяемый как разрешенный объем, не должен превышать 10% (ст.6) .
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих у арбитражных судов при применении антимонопольного законодательства, принято Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. ст.26 - 27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст.32 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций.
При характеристике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и др.
Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа.
Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба, определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте. Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.