Анализ современной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов страны
Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд. т. км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.
АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн.. куб.м.
В 2014 – 2015 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн. тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки нефти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2016 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн. тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2014 г., представлены в таблице 2.1. В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.
Таблица 2.1 - Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре
Способ Поставки | 2016/2015 | ||||||
Млн. т | % | Млн. т | % | Млн. т | % | % | |
"Транснефть" | 197,4 | 91,1 | 185,5 | 91,3 | 185,6 | 87,6 | 0,1 |
Минуя "Транснефть" | 19,3 | 8,9 | 17,6 | 8,7 | 26,3 | 12,4 | 49,5 |
Всего | 216,6 | 100,0 | 203,1 | 100,0 | 211,9 | 100,0 | 4,3 |
В 2016 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн. тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн. тонн, транзит составил около 23,7 млн. тонн. Это представлено в таблице 2.2. Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн. тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2016 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн. тонн.
Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».
Таблица 2.2 - Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2016 г.
Всего | Млн.. т | % |
206,9 | 100,0 | |
Российская нефть | 185,6 | 89,7 |
Транзит | 23,7 | 11,5 |
Казахстан | 21,3 | 10,3 |
Азербайджан | 2,5 | 1,2 |
В соответствии с таблицей 2.3. организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2016 г. около 27,9% (48,4 млн.тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн. тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн. тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн. тонн) (табл. 3). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн. тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2016 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн. тонн нефти.
Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.
Таблица 2.3 - Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)
Компания | 2016/2015 % | ||||||
Млн. т | % | Млн. т | % | Млн. т | % | ||
Роснефть | 46,5 | 25,0 | 45,8 | 26,2 | 48,4 | 27,9 | 105,7 |
ТНК-ВР | 34,6 | 18,6 | 31,3 | 17,9 | 33,8 | 19,5 | 108,0 |
Сургутнефтегаз | 32,6 | 17,5 | 32,1 | 18,4 | 27,1 | 15,6 | 84,6 |
ЛУКОЙЛ | 36,2 | 19,4 | 28,1 | 16,1 | 24,9 | 14,3 | 88,5 |
Татнефть | 11,7 | 6,3 | 14,8 | 8,5 | 15,9 | 9,2 | 107,5 |
Газпром нефть | 15,1 | 8,1 | 14,3 | 8,2 | 14,7 | 8,5 | 103,4 |
РуссНефть | 5,0 | 2,7 | 4,9 | 2,8 | 4,9 | 2,8 | 100,6 |
БашНефть | 4,4 | 2,4 | 3,4 | 1,9 | 3,8 | 2,2 | 112,4 |
Всего | 186,1 | 100,0 | 174,6 | 100,0 | 173,6 | 100,0 | 93,8 |
Морские поставки через систему АК «Транснефть»
Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2016 г. – 140 млн. тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2016 г. поставлено 127 млн. тонн). Это представлено в таблице 2.4. В 2016 г. в структуре поставок нефти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2015 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).
Таблица 2.4 - Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок
Способ Поставки | 2016/2015 % | ||||||
Млн. т | % | Млн. т | % | Млн. т | % | ||
Морские поставки | 139,6 | 64,4 | 131,6 | 64,8 | 140,0 | 66,1 | 6,4 |
Нефтепровод "Дружба" | 58,2 | 26,9 | 53,7 | 26,4 | 53,5 | 25,2 | -0,4 |
Нефтепровод КТК | 4,2 | 1,9 | 4,0 | 2,0 | 4,0 | 1,9 | 0,0 |
Нефтепровод ВСТО | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,5 | 0,7 | - |
По железной дороге | 11,5 | 5,3 | 11,0 | 5,4 | 9,7 | 4,6 | -11,8 |
Прочие | 3,2 | 1,5 | 2,8 | 1,4 | 3,2 | 1,5 | 14,3 |
Всего | 216,61 | 100,0 | 203,1 | 100,0 | 211,9 | 100,0 | 4,3 |
Из таблицы 2.5 следует, что около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2016 г. было экспортировано свыше 70 млн. тонн российской нефти; общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн. тонн (рост на 1,2% относительно 2015 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2016 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.
Таблица 2.5 - Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2016 г.
Направление поставок | Млн. т | % |
Всего | 140,0 | 100,0 |
По системе АК"Транснефть" | 116,9 | 83,5 |
Приморск | 70,2 | 50,2 |
Новороссийск | 33,0 | 23,6 |
Южный | 9,5 | 6,8 |
Туапсе | 4,2 | 3,0 |
Козьмино | 0,1 | 0,1 |
Минуя АК "Транснефть" | 23,1 | 16,5 |
Де-Кастри | 7,4 | 5,3 |
Корсаков | 5,4 | 3,9 |
Архангельск | 3,5 | 2,5 |
Прочие | 6,7 | 4,8 |
Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2016 г. составил около 33 млн. тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн. тонн с 42,6 млн. тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».
Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн. тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн. тонн.).
В конце 2016 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнефтепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн. тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.
В декабре 2016 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2017 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн. тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.
Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»
Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2016 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».
Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки нефти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн. тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2016 г. составил 7,4 млн. тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.
Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2016 г. экспортировала около 5,4 млн. тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2015 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).
Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн. тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн. тонн.
Каспийский трубопроводный консорциум
В 2016 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн. тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн. тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд.баррелей) нефти.
В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн. тонн нефти в год.
Трубопроводные поставки
Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России, что представлено в таблице 2.6.
Таблица2. 6 - Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2016 г.
Направление поставок | Млн т | % |
Всего | 54,7 | 100,7 |
Нефтепровод ВСТО | 1,5 | 0,7 |
Нефтепровод "Дружба" | 53,2 | 100,0 |
Германия | 19,1 | 7,8 |
Словакия | 2,6 | 1,0 |
Чехия | 4,9 | 2,0 |
Венгрия | 6,4 | 2,6 |
Польша | 24,9 | 10,0 |
Нефтепровод ВСТО
В декабре 2016 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.
Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.
В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн. тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн. тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.
В 2016 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн. тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн. тонн в год.
Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. Наряду с российской нефтью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.
Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.
Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.
По северной ветке осуществляются поставки нефти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).
В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн. тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.
Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн. тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн. тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.
В 2016 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн. тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.
Экспорт нефти в Словакию в 2016 г. составил около 2,6 млн. тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.
В 2016 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн. тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.