Найти ресурсы легко, трудно их приумножить.
Может все дело в том, что предприниматели дилетанты и абсолютно некомпетентны в своем деле?
Дилетант — это курьезный человек, находящий удовольствие делать то, чего не умеет.
П. Гейзе
Авторы книг о бизнесе с таким восторгом рассказывают о редких удачах, что создается впечатление, что успешный бизнес — это чудо, а не закономерность. Примеры про ИБМ, Эппл, Форд, Дженерал Моторс навязли в зубах и повторяются из одной книги в другую. Все это напоминает восхищенные рассказы про лампочку Ильича в двадцатые годы.
Кстати не хотите еще одну историю про знаменитого Генри Форда.
Партнер Форда, Джеймс Казенс, сделал для процветания компании не меньше, чем сам ее основатель. Многие из наиболее известных нововведений компании, авторство которых приписывается Генри Форду — оплата одного рабочего дня в размере 5 долларов, введенная в 1913 году, внедрение политики распределения и стратегии обслуживания и многое другое, — на самом деле были предложены Казенсом и поначалу даже отвергались Фордом. Способности и успех Казенса вызывали у Форда зависть и раздражение, и он сделал все возможное, чтобы заставить его уйти из компании в 1917 году. Переполнила же чашу терпения Форда настойчивость Казенса, который утверждал, что автомобиль «Модель-Т» морально устарел и следует выделить определенную сумму из огромных прибылей компании на разработку более современного автомобиля.
… Компания Форд мотор росла и процветала, пока в ней работал Казенс. Форд продолжал цепляться за свою Модель-Т целых десять лет, пока эта машина совершенно не перестала пользоваться спросом. Падение компании продолжалось тридцать лет после вынужденного ухода Казенса и прекратилось только с приходом молодого Генри Форда II, внука умершего основателя компании. Генри Форд II получил в наследство практически обанкротившееся предприятие.
Питер Ф. Друкер
А знаменитое компьютерное чудо компания «Эппл» — есть основания говорить, что эта компания может не выжить. Где же ее гениальные основатели, почему они не повторят успех и даже не из гаража, ведь они теперь миллионеры. Почему они не могут повторить это чудо?
Вот как описывает это Дж. Минго в книге «Секреты успеха великих компаний». Посмотрите, в чем секрет успеха компании «Эппл».
В Кремниевой Долине и поныне рассказывают старую байку о том, как первый персональный компьютер был собран в гараже двумя молодыми гениями (или одним гением и одним пройдохой — в зависимости от того, кто рассказчик). По большей части эта байка правдива, разве что слегка приукрашена.
...Когда Возняк предложил права на производство компьютера своим боссам на «Хьюллет-Паккард», те, вежливо выслушав его, отказали, заявив, что «Хьюлетт-Паккард» не заинтересован в подобной продукции.
А вот Джобс заинтересовался. Он начал уговаривать Возняка продавать печатные платы компьютера членам компьютерного клуба и другим электронщикам любителям. …
Далее они получили небольшой заказ от владельца магазина и принялись за разработку компьютера Эппл-II, который уже имел настоящий успех.
Все понятно, кроме одного. Почему это им удалось? И почему именно им?
Вот и все секреты великих компаний. И ни Возняка и ни у Джобса больше не было ни одного проекта, по успешности напоминающего взлет фирмы Эппл.
Еще один гений, Томас Уотсон — основатель ИБМ, сказал после разработки персонального компьютера фирмой ИБМ:
«Думаю штук пять таких компьютеров мы сможем продать на мировом рынке»
Сейчас ИБМ продает такие компьютеры десятками миллионов штук.
Еще один «рецепт успеха» от Джека Минго.
Джэкоб Дэвис, латышский эмигрант, получил заказ на пошив рабочей одежды от женщины, которая жаловалась что у ее мужа вечно рвутся карманы. Он выбрал самую прочную ткань, и тут его осенило: почему бы не поставить на карманы заклепки для прочности? И портной Джэкоб Дэвис поставил заклепки. С этого момента он стал широко использовать заклепки на рабочей одежде. За полтора года он продал двести пар штанов.
Дэвис сообразил, что напал на золотую жилу, и захотел запатентовать свою технологию.
Сообразил все-таки... через полтора года. Но продолжим историю…
Однако его жена заявила, что уйдет от него, если тот истратит 68 долларов на оплату патента. Тогда Дэвис написал письмо в фирму «Ливай Страусс и Ко», предлагая поделиться идеей, если Страусс оплатит патент.
… Идея была удивительно простой, но оказала огромное влияние на оживление торговли. В первый же год Ливай продал 21 000 пар штанов и курток с заклепками самым разным людям: старателям, ковбоям, лесозаготовителям и фермерам по всему Западу. …
Как вы догадываетесь, так были изобретены джинсы.
На мой взгляд это не история успеха, а история набора случайностей, которые все-таки чудом дали результат. Прочитав тысячи подобных историй в сотнях книг про бизнес я подозреваю, что где-то нас всех обманывают. Нет сегодня никаких секретов в бизнесе. Есть везение и более настойчивые люди и менее. Нужно внимательно наблюдать за миром и замечать все что может способствовать успеху. Всегда есть возможность приметить удачу.
Альберт Эйнштейн, например, сказал:
«У меня нет никаких особенных талантов. Я просто чрезвычайно любопытен»
Ведь не берутся известные изобретатели читать лекции про то, как надо изобретать, потому сами не знают, как это у них получается. Преподавать можно теорию, а не практику.
Преподавать можно теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) и собственно инженерное дело, а не байки про то, как Эдисон лампочку изобрел. Кстати, история довольно неожиданная.
Эдисон выкупил патент на лампочку у английского физика Джозефа Свона. Эдисон продумал все составляющие лампочки накаливания: патрон, цоколь с винтовой нарезкой, предохранитель с плавкими вставками, угольную нить и т. д. Свон изобрел новый продукт, а Эдисон новую отрасль.
Питер Ф. Друкер
Самим Эдисоном тоже была изобретена лампочка, но намного хуже, чем у Свона. Еще интереснее продолжение истории. А вот какова истинная причина, почему Эдисон известен как изобретатель лампочки, а Свон нет.
В 1980 году Эдисон организовал Электрокомпанию «Эдисон», собираясь построить поблизости от Уолл-Стрита первую электростанцию, в то время это строительство потребовало бы перепланировки улиц для электросиловых линий. При таком положении частью этого целостного решения становились и «отцы города». Им нужно было умудриться рассмотреть выгоду в перепланировке улиц в пользу их освещения.
И вот однажды Эдисон пригласил «отцов города» в свою лабораторию. Дело было к вечеру. Темнело. Как только делегация вошла в лабораторию, Эдисон хлопнул в ладоши, щелкнул переключатель — и помещение наполнилось светом. Комната была приготовлена к изысканному обеду, столы были сервированы, и официанты засновали с подносами в руках. Удобство и великолепие такого способа освещения были налицо. «Отцы города» были убеждены сразу и навсегда.
Даг Холл «Стань первым».
Согласитесь секрет успеха — это накрытый стол в нужное время в нужном месте. Изобретатель этого секрета, я думаю, умер еще много тысяч лет назад. А Эдисон удачно использовал его изобретение. А Свон, видимо, не знал этого секрета успеха и проиграл.
«В 1873 году Лодыгин демонстрировал образцы своей лампы в физической аудитории Петербургского технологического института. Лампа вызвала восторг и надежды, к сожалению, не сбывшиеся. Была создана компания по изготовлению и эксплуатации нового источника света, которая к отчаянию изобретателя, занялась не опытами по усовершенствованию лампы, а спекуляцией паями. Как и следовало ожидать, не прошло двух лет, и дело было совершенно загублено, а об изобретении Лодыгина забыли.
Тихий Д. Эстафета без финиша. Л.: Лениздат, 1984
Почему компания должна была заниматься опытами по усовершенствованию лампы? Компании обычно создаются для получении прибыли, а не для проведения опытов.
И еще одна, последняя версия, как была изобретена лампочка.
Вечер. У Центрального телеграфа стоит дерево, а в его кроне качается на ветру лампочка, разбрасывая сквозь листву свет.
Пьяный остановился, долго смотрел на лампочку и говорит:
— Ну, Мичурин, ну дает, не ожидал.
Очередной «рецепт успеха».
В начале 70-х тренер сборной легкоатлетов университета штата Орегон Билл Буерман искал новую более эффективную обувь для своих бегунов. Легенда гласит, что в одно утро, когда он раздумывал над наиболее эффективной подошвой для будущей обуви, его жена принесла ему на завтрак блюдо с испеченными вафлями.
И внезапно его взору представился кусок резины, спрессованный вафельницей.
То было озарением, приведшим к созданию знаменитой вафельной подошвы, — и одновременно молнией, что пронзила индустрию спортивной обуви. Была создана спортивная корпорация «Найк». И до сих пор вафельница миссис Бауерман демонстрируется в музее спортивной обуви корпорации в Чикаго.
Даг Холл
Ну и как это можно повторить? И как подобным вещам можно учиться?
Предприниматели заблуждаются по поводу какого-либо предпринимательского таланта или искусства. И заблуждаются вполне искренне. Как сказал Вергилий, не знаю уж по какому поводу:
«Они могут, потому что думают, что могут.
Ну и потом они конкурируют с такими же дилетантами, которые тоже рассчитывают только на удачу.
Неудачник приходит к психиатру:
— Доктор, дело тронулось! Сегодня я уронил бутерброд, и он упал маслом вверх!
Доктор берет из рук пациента бутерброд, долго его изучал и говорит:
— Да нет, батенька, просто вы его намазали не с той стороны.
Остается только привести следующее высказывание и закончить с методом героических попыток.
Опыт — это дорогая школа, но что делать, если для дураков нет другой школы.
Бенджамин Франклин
Пока предпринимательская деятельность из искусства не превратится в ремесло, в профессию, придется действовать, учитывая фазы луны, толкуя сны и делая магические пассы над бизнес-планами.
Путем специально созданных текстов или изображений авторы бизнес-планов пытаются добиться положительного результата.
Автору удалось наблюдать этот тип магии в начале 80-х годов в одном из самых глухих уголков Смоленской области. Пожилой охотник, прежде чем лечь спать, нарисовал углем на половине расколотого полена голову лося и произнес про себя заклинание. На вопрос, зачем это понадобилось, старик ответил: «А чтоб завтра он на нас вышел». Без преувеличения можно сказать, что этому обряду десятки тысяч лет.
С. Гречишников «Тайны магии»
Полезно, видимо, также ставить свечки, кропить офисы святой водой и полагаться на интуицию.
Анри Пуанкаре хорошо все объяснил:
«Уверенность и быстрота принятия решений, кажется, происходят от инстинктивной интуиции, лишенной логических заключений, но скорее всего здесь налицо внезапное осознание, происходящее благодаря проницательному предчувствию».
И вот еще одно описание.
«ХАОС-ПИЛОТ» — менеджер, действующий с учетом собственных эмоций, слушающий собственную интуицию и доверяющий интуиции.
Интуицией на языке науки именуют то, что в обиходе называют «чутьем» или нюхом» — способность в решающих или критических ситуациях поступать правильно, не умея при этом обосновать выбранное решение или поступок. В такие моменты уровень принятия решений перемещается — так по крайней мере кажется самим обладателям интуиции из области головы куда-то в область внутренних органов. Недаром говорят: «Я нутром почуял».
Интуиция не может заменить рационального мышления, но может продуктивно дополнять его. Одна из сильнейших черт японских предпринимателей — интуитивное мышление.
Вот какие признаки указывают, считает В. Пономарев, на то, является человек Хаос-пилотом или нет.
Двенадцать признаков интуитивной способности:
1. Вы способны распознать нечто, не разглядывая деталей.
2. Вам удается сварить яйцо «в мешочек», не глядя на часы.
3 Вы видите лес, а не просто «много деревьев».
4. Наблюдая за облаками, вы угадываете конкретные формы (например, животных).
5. Вы быстро фиксируете в уме общую картину и можете затем припомнить детали.
6. Возникновение спонтанных идей относится к вашим сильным сторонам.
7. Вы способны предугадать, что произойдет в следующий момент.
8. У вас хорошее чутье при принятии решений.
9. Вы чувствуете момент, когда нужно нанести «решающий удар».
10. Вы обладаете качествами детектива и знаете, какие части разрезной картинки, головоломки подходят друг к другу.
11. Вы способны узнать нечто, никогда не видя этого прежде.
12. Вам не составляет труда понять значение символов.
В. Т. Пономарев
Рецепт ясен?
Еще одна история про логичных пчел и алогичных мух.
Известен эксперимент, когда в пустую прозрачную бутылку из-под молока поместили мух и пчел. Бутылку положили на окно донышком к свету. Пчелы стараются проникнуть сквозь стекло, они движутся в правильном направлении — по направлению к свету и умирают рано или поздно от истощения, глупые мухи беспорядочно мечутся и через некоторое время все оказываются на свободе.
Уоррен Э. Баффит на встрече с акционерами своей компании сказал:
«Я находил немного крупных идей и сейчас у меня нет ни одной такой идеи, но наш опыт говорит, что они выстреливают внезапно»
Вот авторитетное сообщение:
Вопреки почти всеобщему убеждению, что новые знания, и особенно научные, являются наиболее надежным и предсказуемым источником нововведений, они таковыми на самом деле не являются.
В то же самое время серьезный анализ таких симптомов изменений, как неожиданный успех или неожиданная удача, может привести к эффективным инновационным решениям.
Питер Ф. Дракер
Реинжиниринг не изобретен, а обнаружен учеными в ряде преуспевающих компаний, которые интуитивно использовали его основные свойства.
Е.Г. Ойхман Э.В. Попов «Реинжиниринг бизнеса»
Ждите удачи, ждите удачи, ждите удачи … и она придет. Сергей Довлатов рассказывает:
Писатель Чумандрин страдал запорами. В своей уборной он повесил транспарант:
«Трудно — не означает: невозможно!»
Никто может сегодня создать успешный бизнес, хотя бы с гарантией успеха 10%. Но есть те кто говорит, что знают как. Они ошибаются.
Если же говорить о начале бизнеса с нуля, то там надежность еще ниже.
Время — это самый лучший учитель. К несчастью, оно убивает всех своих учеников.
Научиться сегодня предпринимательской деятельности негде. Казалось бы это очевидно. Но нет. В общественном мнении много мифов и один из них, что есть место, где могут научить, как делать деньги. Давайте признаем — сегодня это не так.
Я спросил у мудрейшего: «Что ты извлек
Из своих манускриптов?» Мудрейший изрек:
«Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной
По ночам от премудрости книжной далек»
Омар Хайям
Для того, чтобы понять, что сегодня еще не существует ничего, что могло бы повысить надежность в предпринимательской деятельности и что новичок ничем не хуже матерого ветерана, мне понадобилось десять лет. Для того чтобы это узнать, я учредил около трех десятков фирм в разных сферах деятельности, заработал и потерял миллион долларов, раз пять раз начинал бизнес с нуля или даже ниже нуля (с долгами).
Энтони Гринбэнком, в его «Книге о способах выживания» говорит:
«Для того чтобы пережить невозможную ситуацию, не надо обладать рефлексами гонщика, соревнующегося за главный приз, мускулами Геркулеса или умом Эйнштейна. Надо просто знать, что делать».
Марк Аврелий еще больше тысячи лет тому назад сформулировал правило:
Надо покорять умом то, чего нельзя взять силой.
...всегда я держал в памяти отцово предостережение: «Если он больше тебя, не встревай в драку. Пользуйся не кулаками, а мозгами»»
Ли Якокка
Древняя индийская философия учит, что существует единственное фундаментальное зло — это невежество, а все остальные виды зла суть его следствие.
Авессалом Подводный
Пора отказаться от метода проб и ошибок в расчете на то, что хватит сил дождаться удачной попытки.
Нигде не учат как стать предпринимателем, в том числе и из-за того, что эта деятельность пока не вполне одобряется обществом. Да и мало кто понимает, что такое предпринимательская деятельность в чистом виде.
У нас считается приличным только производство товаров, даже торговля это уже не вполне прилично, а уж тем более финансовые операции, направленные не на раздачу денег промышленным предприятиям, а на получение прибыли. Хотя судя по всему это не так.
Великое стадо человеческого рода всегда и повсюду необходимо нуждается в вожде, руководителе и советнике, смотря по обстоятельствам, в той ил иной форме. Таковы: судья, правитель, полководец, священнослужитель, чиновник, доктора, ученые, философы и так далее. Весьма естественно, что такие вожди, по справедливости, должны быть освобождены как от телесной работы, так и от житейской нужды и неудобств, а также, по мере своих гораздо высших услуг, больше иметь и наслаждаться, чем обыкновенный, заурядный человек. К этому привилегированному классу вождей должны быть причислены даже оптовые торговцы, поскольку они заблаговременно предусматривают народные потребности и способствуют их удовлетворению.
А. Шопенгауэр
И еще одна цитата:
Для людей относительно далеких от бизнеса я в двух словах объясню одну очень простую вещь. Чтобы наладить выпуск, предположим, минеральной воды необходимо вложить в производство от миллиона до двух миллионов долларов. Но, для того чтобы распродать произведенную продукцию, потребуется уже 10-20 миллионов. Почему? Да потому что в одну только рекламу придется вбухать по меньшей мере десяток миллионов. И если мы для разлива воды покупаем итальянское или швейцарское оборудование, то знаем, что оно должно работать. Если работать не будет, согласно контракту приедут швейцарские техники и отремонтируют. Но кто даст гарантию, что сработает реклама? Не существует таких институтов, которые произвели исследования и сказали, дескать, данная рекламная компания будет на 100% успешной.
В. Довгань, «Как я стал Довганем»
Видимо, исходя из того, что говорят А. Шопенгауэр и В. Довгань, финансисты даже не вожди, а полубоги.
Приведу иерархию видов деятельности в зависимости от их сложности и эффективности для общества. Идею этой иерархии я заимствовал у Сергея Чернышева. Возможно я ее передаю не совсем точно, но здесь этой степени приближения достаточно. У С. Чернышева есть соответствующие обоснования и доказательства, которые я не привожу.
5. Метабизнес
6.
4. Предпринимательство
3. Финансы
2. Торговля
1. Производство
Развитие человечества идет снизу вверх, в направлении перенесения центра внимания от номера 1 (производства) к номеру 4 (Предпринимательство). Номер 5 — Метабизнес, легче всего объяснить что это такое с помощью примера, это напоминает спортивную школу, ученики которой стабильно занимают первые места в чемпионатах мира и Олимпийских играх. Так вот тогда тренера этой школы, благодаря которому и получаются такие результаты, можно назвать метаспортсменом. Он побеждает, не выступая на соревнованиях. Понять что такое предприниматель, можно только посмотрев на него с точки зрения метабизнеса. Снизу он непонятен и не может быть понятен. Да и сама предпринимательская деятельность, как стройная теория, может быть построена только метабизнесменом.
Здесь есть и еще одно обстоятельство. Дело в том, что достигнув определенного уровня развития бизнесмен просто вынужден превратиться в метабизнесмена.
Каждого посвященного связывает оккультный закон, заключающийся в том, что он не может использовать оккультную силу для того, чтобы помочь себе; если он сделает это, то утратит способность помогать другим, и не стоит лишаться великого из-за малого.
А. Безант
Научное знание о бизнесе может быть создано только после того, как метабизнесмены построят методологические основы предпринимательской деятельности.
На деле получилось так, что во всех переломных точках, характеризующих основные этапы становления науки, — в античности, в позднем средневековье и в XVII — XVIII вв. — методология складывалась раньше, а наука появлялась и оформлялась внутри нее, по сути дела — как специфическая организация некоторых частей методологии.
Г.П. Щедровицкий
Только тогда когда будет создана, а точнее применена к бизнесу методология и можно будет предпринимательскую деятельность сделать наукой, а не искусством.
Эта лесенка является незначительной частью большой и многомерной таблицы из книги С. Чернышева «Смысл». Но для чего нужны подобные лесенки и таблицы?
От того, что мы нарисовали девять клеточек, а потом вместо крестиков-ноликов вписали в одну из них «природа», а в другую — «общество», денег в кармане, похоже, не прибавилось. Это так. Ну, а с чем тогда связана мировая слава Периодической системы элементов, где по таким же клеткам былинный Дмитрий Иванович разложил пасьянс из карточек с надписями «ртуть», «хлор», «свинец»? Отвечать на подобный вопрос — ломиться в давно пустующий дверной проем. Немало трудов по методологии живописуют роль Таблицы; этой волшебной машины открытий, в науке и практике.
С. Чернышев
Вот полный вариант лестницы, который мне почему-то показался именно таким. Откуда берется подобная информация вы, конечно, догадываетесь.
16 Никто_______________________________________________________________________________________________
15 Нечто
14 Ничто
13 Тот, Кто Толкнул______________________________________________________________________________________
12 Движущая сила Абсолюта Первотолчок
11 Абсолют Безличное
10 Бог Личное_______________________________________________________________
9 Творцы законов (Демиурги) Творчество (Не считывание, а создание законов мироздания)
8 Законы Устройства Мира Концептуальная Модель Мира (То что есть, потому, что существует)
7 Мастер Недеяние (Достижение без деятельности, носитель, источник Эзотер. Знаний)__
6 Эзотерическая Школа Тонкая Энергия (Распространяет, инвестирует эзотерические знания)
5 Методолог предпр. деятельности Знания (Ищет и использует эзотерические знания)
4 Предприниматель Воля (Изменяет мир под себя, мир — глина, он скульптор)_
3 Финансы Ясновидение (Везучий человек, опирается на интуицию, рискует)
2 Торговля Магия (Использует обаяние, имеет навыки общения, умеет)
1 Производство _______ _________Мастерство__ (Специалист, опирается на память)______________
0 Изобретатель-неудачник,
графоман Информационный мусор (Добыча алмазов из руды, в которой их нет)
— 1 Слабоумие Рабочие лошади (Знают, что надо работать)
(Эту «лесенку» лучше изучать, рассматривать, начиная снизу)
Эта книга посвящена описанию четвертого слоя, и кое-где касается пятого.
Описать словами слои выше четвертого подробно очень сложно (по крайней мере мне), в языке недостаточно выразительных средств, но видимо это станет возможным в будущем.
Имеется большое количество людей, способных подняться в довольно высокие труднодоступные слои тонкого мира: поймать свежую идею, получить необычайное ощущение и т.п. Однако этого мало для того, чтобы донести соответствующую информацию до человечества, или хотя бы до кого-нибудь. Предварительно нужно выучить, а часто и создатьязык, на котором это можно сделать. И только после этого «материализуются» теории, концепции, романы, картины. А если языка нет, получается или банальность, или «темна вода во облацех»: примеров можно не приводить. Однако благодарное человечество все же читает, смотрит, пытается прозреть истину и говорит: «А все же в этом что-то есть».
А. Тихомиров «Трактаты»
Внимание ведущих стран мира концентрируется сегодня на финансовой деятельности. Производство уже давно вывозится из развитых стран. Чем дальше, тем больше.
Мы, к сожалению, пока уперлись в производство и не видим дальше своего носа.
Что будет продаваться, если не будет производства, скажете вы. Дело в том, что сейчас во всем мире огромное количество незагруженных мощностей, и если есть покупатель, товар можно в необходимом количестве произвести в считанные дни.
А если возникает более-менее устойчивый спрос, то мощности растут буквально на глазах. Посмотрите, как в считанные годы в мире возникла практически с нуля колоссальная промышленность по производству персональных компьютеров.
Производитель является заложником своего оборудования. Если его продукция плохо продается и предприятие несет убытки, то нужны деньги на переоборудование, а ни один нормальный финансист не даст деньги под убыточное предприятие.
Производитель наименее свободен.
Торговец обладает двумя степенями свободы, он может выбирать производителя и товар. Наши производители до сих пор думают, что они хозяева положения. А на самом деле, во всем мире и у нас уже тоже, торговец использует производителя и диктует ему условия. А если тот ерепенится, то торговец легко может переориентироваться.
Наши промышленные монстры, как вампиры, живут только за счет личной энергии, которую они высасывают из сотен и тысяч розничных и оптовых торговцев, которые еще и кредитуют предприятия, чтобы предприятия могли произвести нужную торговцам продукцию. Но чем дальше, тем больше, неуважительное отношение к себе торговцам начинает надоедать. Они, например, начинают переориентировываться на западных производителей. Легко заметить, что те промышленные предприятия, вокруг которых «крутятся» сотни торговцев, еще как-то выживают, те же предприятия, которые начинают бороться с «посредниками», начинают снижать объем продаж на глазах. Результат взаимодействия промышленного монстра эпохи индустриализации и молодого бизнеса легко предсказуем.
Это похоже на борьбу огромных медлительных динозавров с юркими млекопитающими. Я, кстати, могу предложить еще одну гипотезу почему вымерли динозавры. Их просто сьели млекопитающие.
Шансов у промышленных динозавров нет, чтобы там не говорили про стабилизацию производства.
Так стареющая наука пытается реанимировать свои давно уже не плодоносящие идеи, привлекая молодых ученых и призывая их ставить новые смелые эксперименты — но при этом бдительно следя за тем, чтобы результаты интерпретировались в точном соответствии с устоявшейся догмой.
Умирание идеи выражается в том, что она, взаимодействуя с другими идеями и с конкретным жизненным материалом, дает лишь мертворожденное потомство...
Авессалом Подводный
В России и в органах власти и в средствах массовой информации часто используют в качестве синонимов термины малый бизнес и предпринимательство. Хотя, как вы понимаете, размеры бизнеса и способ его ведения это разные вещи. Использование в качестве синонимов слов сильно отличающихся по смыслу показывает как мало большинство людей разбирается бизнесе.
В России есть два сектора экономики — это номенклатурный, который, где медленно, где быстро, но везде надежно умирает, и предпринимательский, который опять-таки, где медленно, где быстро развивается, иногда проваливается, но все-таки в среднем растет. Так что, предпринимательство есть там где дело растет и дает прибыль, и нет его там, где дело не растет и является убыточным.
Предпринимательский подход не зависит от размеров. У IBM был предпринимательский период, когда под руководством основателей компания увеличивалась за год в несколько раз и немного предпринимательского подхода сейчас, хотя его хватает, чтобы компания оставалась прибыльной. Кстати, все признают, что основным конкурентным преимуществом IBM является не качество и цена продукции, качество продукции не лучше, а цены даже выше, чем у других, а качество работы торговых представителей IBM — это гордость компании.
Кстати и нам сейчас нужно не стабилизация призводства, а стабилизация продаж. В России две основных проблемы, убыточность предприятий и отсутсвие концентрации усилий на сбыте, а не на производстве. Торговцы в рыночной экономике диктуют условия производителям, а не наоборот.
Вот реакция продавцов программного обеспечения на попытку Microsoft продавать свою продукцию через Интернет.
Однако, как и в случае с IBM, проект Microsoft вызывает опасения у дистрибьюторов и реселлеров, которые бояться остаться не у дел. Хотя представители Microsoft и заявляют, что новая модель будет только способствовать укреплению партнерства, и корпорация намерена продавать свою продукцию напрямую по ценам, которые могут быть на 20 процентов выше, чем у реселлеров, последние считают, что каждый должен заниматься своим делом: Microsoft — производить программное обеспечение, а розничные торговцы — продавать его. И реселлеры не сидят, сложа руки, — некоторые торговые сети уже начали продавать компьютеры под своими собственными торговыми марками, идя на прямую конкуренцию с производителями.
Татьяна Ульянова «Компьютерра 9 марта 1997 г.
Обратите внимание на извиняющийся тон представителей Microsoft, а ведь эта компания на сегодня монополист и делает в своей сфере практически все что хочет. Казалось бы, плевать она хотела на так называемых посредников. Но любой человек, разбирающийся в сегодняшнем положении на рынке программного обеспечения понимает, что Microsoft стала столь процветающей компанией не потому что ее продукция лучше или дешевле, а потому, что она продавала лучше других.
И достаточно продавцам устроить забастовку, чтобы Microsoft стала банкротом в очень короткий срок.
В стоимости крупнейших американских автомобильных компаний дилерская сеть (которая не является собственностью компании) составляет долю большую, чем собственно заводы и недвижимость.
Что такое профессиональная продажа легко понять, обратив внимание, как на нашем рынке, появившись не так давно, доминируют американские сигареты, безалкогольные напитки, стиральные порошки и моющие средства и так далее. Любой российский производитель вам объяснит, что многие наши товары по качеству не уступают и при этом дешевле, а что толку.
Наши производители терпят катастрофическое поражение в беспощадной торговой войне. В битве, где не льется кровь и не гремят пушки, а делится содержимое наших кошельков. Против разрозненных заводов и фабрик, управляемых людьми, которые даже не могут себе отчетливо представить роль дистрибьюции и маркетинга, выступают мощные западные фирмы и транснациональные корпорации, за плечами которых двухсотлетний опыт рыночной борьбы, миллиарды долларов «дешевых» оборотных средств и годами проверенные методики привлечения покупателей.
В. Довгань, «Как я стал Довганем»
Произвести намного легче, чем продать, и тем более продавать стабильно, или создать спрос там, где его не было.
И поэтому торговля выгоднее, чем производство. На том, что труднее, можно заработать больше.
Еще труднее (и еще прибыльнее) осуществлять успешную финансовую деятельность. Нужно вкладывать деньги в самые перспективные производства и торговые предприятия и собственно в финансовые операции и совсем не обязательно на своей территории. Людям ведь нужны деньги, а не рабочие места.