Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности
Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества регулирует внешнеэкономическую деятельность, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.
Государственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например предоставление конкретным экспортерам льгот по освобождению от обязательной продажи части валютной выручки, или косвенным, например через установление высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.
Воздействие осуществляется посредством принятия законодательных и иных нормативных актов, регулирующих возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности отношения, и преследует цель защиты как публичных, так и частных интересов.
Основным законодательным актом в этой области является Закон "Об основах государственного регулирования...".
Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития.
Все государственное регулирование направлено на эти цели, в частности, государство контролирует экспортно-импортные операции, осуществляя таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить отток капитала из страны и, следовательно, защитить экономические интересы;
б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды.
Государство устанавливает специальные требования в отношении ввоза определенных товаров. Еще в 1996 г. было принято постановление Правительства РФ N 799 "О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров"*(1152), которое направлено на принятие мер, обеспечивающих преимущественное проведение сертификации продукции у изготовителя, сертификацию систем качества и маркировку продукции знаком соответствия, проведение предконтрактной сертификации.
Постановлением Правительства от 21 декабря 2000 г. N 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий"*(1153) в целях защиты жизни и здоровья граждан предусмотрена государственная регистрация новой импортной продукции до ее ввоза на территорию РФ. В отношении определенной продукции предусмотрено наличие у импортера сертификата соответствия, ветеринарных, санитарных свидетельств. Соответствующими актами государственных органов установлены перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. Так, в письме Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 г. N 01-06/107 содержится Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ*(1154);
в) обеспечение возможности доступа отечественный хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки.
В этих целях российское Правительство заключает международные договоры, стремясь обеспечить благоприятный режим экспорту своих товаров, а также принимает меры к недопущению ограничений экспорта из России. Так, в принятом Советом Министров - Правительством РФ постановлении от 2 декабря 1993 г. N 1248 "О мерах по урегулированию торговых споров, возникающих в связи с экспортом российских товаров"*(1155) ряду министерств и ведомств поручается заключать соглашения с интеграционными группировками и государствами, где существует угроза одностороннего введения антидемпинговых или иных ограничительных мер в отношении импорта российских товаров. В случае заключения соглашений экспорт российских товаров ограничивается установленными квотами. В этом же постановлении предусматривается лишение экспортных лицензий тех предприятий и организаций независимо от форм собственности, чья недобросовестная торговая практика привела или может привести к принятию другими государствами антидемпинговых мер в отношении российского экспорта.
Правительство РФ может вводить ограничения по импорту в качестве ответной меры в случаях, когда иностранное государство необоснованно закрывает российским хозяйствующим субъектам доступ на свой рынок или применяет иные меры дискриминации.
Необходимо отметить, что зарубежными странами предъявляются требования к импортируемым товарам как по качеству, так и по маркировке. Кроме того, существует различный порядок ввоза товаров, предусматривающий наличие целого ряда различных документов.
В практике мировой торговли применяются ограничения по импорту товаров. Эти ограничения могут быть как временными, так и постоянными. Обладание информацией относительно условий доступа на иностранные рынки является необходимой предпосылкой для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, достижения должного уровня конкурентоспособности российских предпринимателей.
Создание системы внешнеторговой информации предусмотрено Законом "Об основах государственного регулирования." (ст. 46). Информация должна содержать сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих внешнеторговую деятельность, о конъюнктуре на внешних рынках, о договорах РФ в области внешнеэкономических связей, о российском и иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности и иные сведения, необходимые для ведения успешной внешнеэкономической деятельности;
г) обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей.
С целью защиты российских предпринимателей и недопущения нанесения им материального ущерба устанавливаются, в частности, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины на некоторые импортные товары, как это предусмотрено Законом "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Созданы специальные институты, осуществляющие поддержку российских экспортеров. Так, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 7 июля 1993 г. N 633 "Об образовании Российского экспортно-импортного банка"*(1156) в целях обеспечения государственной поддержки внешней торговли предусматривает создание Российского экспортно-импортного банка.
Основными функциями Российского экспортно-импортного банка являются предоставление и привлечение кредитов, финансирование экспортно-импортных операций.
Вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 516*(1157);
д) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу.
В этих целях государство может проводить льготное кредитование закупок нового оборудования, страховать экспортные кредиты, предусматривать ряд льгот по экспортно-импортным операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность с целью обеспечения нужд отечественной промышленности и продвижения российских товаров на зарубежные рынки;
е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики.
Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключать договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно содействие в обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.