Правоотношения, возникающие в процессе налогового регулирования предпринимательской деятельности
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Существуют следующие виды налоговых правоотношений:
- по установлению налогов и сборов;
- по введению налогов и сборов;
- по взиманию налогов и сборов;
- по осуществлению налогового контроля;
- по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
- по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Содержание правоотношений составляют субъективные права и обязанности. Основанием возникновения прав и обязанностей являются юридические факты. Каждое правоотношение имеет определенную структуру. Оно состоит из объекта и субъектов.
В качестве объектов могут выступать те субъективные права, которые возникают у налогоплательщиков. Это право на собственность, другие вещные права, а также права, которые возникают в результате тех или иных юридических фактов.
Необходимо выделять также предмет правоотношений. В данном случае предметом правоотношений будут денежные средства, имущество или иные материальные блага, право собственности на которые были получены субъектом предпринимательской деятельности.
В качестве субъектов в налоговых правоотношениях выступают государство в лице налоговых органов, субъекты предпринимательской деятельности, налоговые агенты.
Субъектами налоговых правоотношений являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы)*(809);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (называемые сборщиками налогов и сборов);
6) органы государственных внебюджетных фондов.
Субъект предпринимательской деятельности выступает в налоговых правоотношениях, как правило, в качестве налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.
Рассмотрим правовой статус налогоплательщика.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
НК РФ устанавливает, что в некоторых случаях в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Выступая в качестве участника налоговых правоотношений, субъект предпринимательской деятельности имеет определенные права. В ст. 21 НК РФ закреплены права налогоплательщика. Субъект предпринимательской деятельности, участвуя в налоговых правоотношениях, имеет право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Кроме перечисленных, субъекты предпринимательской деятельности могут иметь также иные права. В этом случае они должны быть установлены НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
По общему правилу плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
НК РФ устанавливает определенные гарантии защиты прав налогоплательщиков. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов, предусмотренную федеральными законами.
Другой составляющей правового статуса субъекта предпринимательской деятельности, участвующего в налоговых правоотношениях, являются его обязанности как налогоплательщика. В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности, участвующие в налоговых правоотношениях, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту своего нахождения:
- об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.
Рекомендуемые формы сообщений утверждаются приказом налогового органа.
Указанные выше обязанности распространяются также на плательщиков сборов.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если налоговые обязательства возникают у субъекта предпринимательской деятельности в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, то они также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Впервые в НК РФ определен статус представителей налогоплательщика.
В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик имеет право участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Если налогоплательщик принимает личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то это не лишает его права иметь представителя, так же как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Законные и уполномоченные представители могут быть также у плательщиков сборов и налоговых агентов.
Рассмотрим различия между законным и уполномоченным представителем налогоплательщика.
В соответствии со ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Для этого необходимо прямое указание в законе или учредительных документах о том, что данное должностное лицо или должностные лица являются законными представителями налогоплательщика в налоговых правоотношениях и имеют право без доверенности совершать необходимые действия. Если такого прямого указания нет, то в независимости от названия должности это лицо не будет являться законным представителем налогоплательщика в налоговых правоотношениях.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Это означает, что для решения вопроса о возможности участия лица в качестве законного представителя в налоговых правоотношениях необходимо применять нормы гражданского законодательства.
Точное определение, кто является законным представителем налогоплательщика в налоговых правоотношениях, обязательно и чрезвычайно важно. Это связано с тем, что действия (бездействие) за конных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Кроме законного представителя, налогоплательщика в налоговых правоотношениях может представлять уполномоченный представитель.
В соответствии со ст. 29 уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В качестве уполномоченных представителей налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации может осуществлять свои полномочия только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
НК РФ вводит новый правовой институт для российского права. Им является правовой институт взаимозависимых лиц.
В соответствии со ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Кроме перечисленных выше ситуаций, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Вне зависимости от того, является субъект предпринимательской деятельности налогоплательщиком или нет, он может принимать участие в налоговых правоотношениях в качестве налогового агента.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налоговые агенты несут следующие обязанности:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.
Основная задача налоговых агентов - перечислять удержанные налоги в государственный бюджет для уплаты налога налогоплательщиком.
Налоговый агент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НК РФ выделил еще один вид субъектов налоговых правоотношений - сборщик налогов и сборов.
Сборщик налогов и сборов осуществляет прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов.
Перечисление принятых от налогоплательщиков налогов и сборов в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями, которые в этом случае и выступают в качестве сборщиков налогов и сборов.
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Со стороны государства в налоговых правоотношениях выступают компетентные государственные органы. В связи с реформированием исполнительной власти название этих органов периодически меняется, поэтому оптимальным представляется именовать их налоговыми органами.
В соответствии со ст. 30 налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Кроме перечисленных выше действий по администрированию налогов, налоговые органы также могут осуществлять контроль соблюдения законодательства, за правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Указанную систему составляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Для реализации поставленных задач налоговые органы наделены специальной компетенцией.
Осуществлять свои функции налоговые органы могут во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для достижения указанных целей и реализации поставленных задач налоговые органы обладают специальными правами.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты;
- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Данный перечень прав налоговых органов позволяет оценить всю важность и поставленных перед этой организацией задач, однако он не является закрытым. Налоговые органы могут осуществлять также другие права, предусмотренные НК РФ.
Вышестоящему налоговому органу предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Реализация столь обширных полномочий необходима налоговым органам для исполнения своих обязанностей. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора;
8) налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Перечень обязанностей налоговых органов не является закрытым, поэтому в НК РФ и других федеральных законах могут быть предусмотрены другие обязанности этих субъектов.
Отдельно от обязанностей самих налоговых органов НК РФ определяет обязанности должностных лиц налоговых органов. В соответствии со ст. 33 должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Кроме налоговых органов часть обязанностей по взиманию налогов несут таможенные органы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Часть полномочий по регулированию налогообложения предпринимательской деятельности закреплена за Министерством финансов РФ.
Так в соответствии со ст. 34.2 Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными в области финансов, также закреплены некоторые полномочия. Они могут давать письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Некоторые полномочия в области налогового регулирования предоставлены органам внутренних дел.
В соответствии со ст. 36 органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Кроме того, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
НК РФ устанавливает ответственность всех органов, которые выступают в качестве субъектов налоговых правоотношений или осуществляют свои полномочия, касающиеся налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Так, в соответствии со ст. 35 налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Источником возмещения причиненных налогоплательщикам убытков является федеральный бюджет.
Также за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники указанных выше органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.