Формирование орфографической грамотности
Прежде всего, детей необходимо научить ставить орфографическую задачу: выявлять в произнесенных словах элементы, которые не могут быть обозначены по слуху.
6 этапов решения этой задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится. Вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) составить алгоритм решения задачи, т.е. определить «шаги» решения и их последовательность;
5) выполнить последовательность действий по алгоритму, т.е. решить задачу;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В результате формируется орфографический навык. Важным условием его выработки является предупреждение и исправление ошибок.
Работа над ошибками
Работа над ошибками — неотъемлемая часть системы обучения русскому языку, пронизывающая собой все её организационные формы: уроки, домашние задания и пр. Как отмечается в психологической литературе, это актуализация цепи правильных знаний и затормаживание неверных. Цель такой работы, с одной стороны, объяснение орфограмм, на которые допущены ошибки, с другой — закрепление навыка правописания и тем самым предупреждение возможности повторного появления ошибок. Существуют следующие виды работы над ошибками:
·предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса русского языка на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;
·обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в обучающих и контрольных письменных работах на основе самопроверки, редактирования;
·исправление, учёт, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и прогнозирования
в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;
·организация и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками на разных, обычных уроках, использование «касс ошибок», словариков и пр.
Бесспорно, важнее всего ошибки предупреждать. Кропотливая, профессионально организованная эффективная работа с детьми по сознательному овладению орфографией (формированию способности обнаруживать в слове проблемные для написания элементы, соотносить их с определённым правилом и затем писать в соответствии с ним) — это и есть та деятельность, которая сведёт к минимуму появление ошибок в письменных работах учащихся.
Но на уроках русского языка должна проводиться специальная систематическая работа по предупреждению ошибок. Она обеспечивается выполнением таких орфографических упражнений, как предупредительный диктант, комментированное письмо, письмо под диктовку с пропуском «сомнительных» букв, орфографический разбор.
Учитель должен понимать, что каждый ответ ученика во время урока, каждая его письменная работа дают ему информацию, на основании которой можно судить о степени усвоения учебного материала по русскому языку, о трудностях, испытываемых при изучении той или иной темы, о пробелах в знаниях, умениях и навыках. Педагогу всегда важно знать, как продвигается каждый его ученик в области грамматики и правописания. В этом ему окажет неоценимую помощь такой вид работы, как учёт ошибок, допускаемых учащимися класса в письменных работах. Данный вид работы реализуется через ведение учителем учётного журнала (тетради), в котором для каждого школьника отведена страница или две для регулярного внесения ошибок. Такие записи обеспечивают педагогу возможность, во-первых, следить за орфографическим развитием всех учеников, дифференцированно помогать им, предлагать индивидуальные задания по работе над ошибками; во-вторых, классифицировать типичные ошибки и строить коллективную работу по коррекции знаний и умений того программного материала, который был не в полной мере усвоен детьми; в-третьих, составлять целостную картину успеваемости всего класса и каждого ученика в отдельности за тот или иной период обучения.
На основании наблюдений и данных, полученных в процессе повседневных занятий в школе, при проверке выполнения домашних заданий, учитель сможет выяснять причины ошибок учащихся и строить соответствующую работу по их предупреждению и устранению.
Не только учитель ведёт учёт ошибок, но и каждый ученик должен следить за своими успехами и недочётами, контролировать своё учение. Чтобы выполнить работу над ошибками, ученик должен знать, как это надо делать, т.е. отчётливо представлять себе ту систему действий, с помощью которых её можно осуществить. С первых дней пребывания детей в школе учитель приучает их к самостоятельности в работе, учит анализировать свою деятельность и показывает образцы работы по исправлению ошибок. Ученики в свою очередь приобретают навыки самоконтроля и самопроверки. Так, получив рабочую тетрадь с проверенными учителем домашними или классными заданиями, проанализировав имеющиеся в них ошибки, ученик самостоятельно приступает к выполнению работы над ними в этой же тетради: повторяет правила, закрепляет правописание, предупреждает появление новых ошибок.
Разбор ошибок, допущенных в контрольных заданиях, — ещё одна форма практического обучения орфографии. Эта работа выполняется коллективно и самостоятельно в контрольных тетрадях только в классе под руководством учителя.
Для её организации и проведения требуется специальный урок (или часть), тема которого так и записывается в классный журнал: «Работа над ошибками».
Структура таких уроков зависит от характера письменной работы, а их эффективность — от времени, прошедшего с момента проведения контрольной работы до её анализа. Первая часть урока посвящается работе над типичными ошибками. Объявив тему и задачи урока, дав общую характеристику выполнению работы, учитель раздаёт учащимся контрольные тетради. Идёт индивидуальный их просмотр. Далее учитель обращает внимание детей на типичные ошибки, которые присутствуют в большинстве работ. Для этого он заранее выписывает на доску слова и предложения, в которых учащихся допустили ошибки. Они сгруппированы по типам, например: слова с ошибками на правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; слова с ошибками на правописание безударной гласной в корне слов и т. д. Важно, чтобы для одного урока было отобрано не более 4-5 типичных ошибок. Выясняется, какими знаниями и умениями не воспользовались дети во время записи под диктовку и поэтому совершили ошибки; вспоминается и воспроизводится теоретический материал.
Затем ведётся коррекционная коллективная работа по той или иной группе ошибок. Чтобы избежать в дальнейшем их появления в словах, к доске поочередно вызываются ученики (допустившие данные ошибки), которые выполняют с комментированием соответствующую работу:
• ставят в слове ударение, подчеркивают орфограмму (или орфограммы), определяют её (их) тип;
·называют правило правописания (для проверяемых написаний) или сообщают, что орфограмма не проверяется, её написание нужно запомнить;
·устанавливают, как следует писать слово и почему, подбирают проверочное слово;
·приводят пример написания однокоренного слова.
В это время весь класс осуществляет аналогичную работу в контрольных тетрадях.
Вторая часть урока посвящается анализу индивидуальных ошибок, которые не были проработаны коллективно. Учащимся, выполнившим контрольную работу без ошибок, учитель раздаёт персональные карточки с заданиями по профилактике возможных недочётов. Остальным детям предлагается найти в своих тетрадях все слова, исправленные учителем, выписать их в тетради, провести надлежащую работу над ошибками, используя «Памятку». На этом этапе урока учитель выступает в роли консультанта, а при необходимости в процессе работы оказывает детям помощь.
В конце урока контрольные тетради собираются и проверяются с выставлением отметки за работу над ошибками.
Практика показывает, что в образовательных учреждениях учителями начальных классов составляются различные классификации орфографических ошибок. Вопрос о количестве и названии ошибок в этих классификациях пока остаётся открытым. Неопределённость связана с расхождением в количестве и названии орфограмм, предназначенных для изучения в начальной школе. «Памятка по работе над ошибками» может выглядеть, например, так:
№п/п | Ошибки в написании | Работа над ошибками | ||
1 | Пропуск, перестановка, замена буквы в слове («графические» ошибки) | Новый, но -вый | ||
2 | Заглавная буква в начале предложения | Дети ждали приезда отца. | ||
3 | Заглавная буква в именах собственных | Дима, Маша | ||
4 | Переносы слов | Осина, оси-на | ||
5 | Непроверяемые гласные и согласные в словах | Воробей, ворона, дорога | ||
6 | Буквы и, а, у после шипящих согласных | Мыши, мышиный Чашка, чашечка | ||
7 | Сочетаний чн, чк | Дочка, дочки, дочкой Восточный, восточного, восточному | ||
8 | Безударные гласные в корнях слов | Стена — 'стены | ||
9 | Звонкие и глухие согласные в корнях слов | Столб — 'столбы | ||
10 | Непроизносимые согласные (проверяемые) в корне слов | солнце — 'солнечный, 'солнышко | ||
11 | Разделительные ь и ъ знаки | 'Вьюга, вьюжный Объезд, объездной; о&уёзд^ной | ||
12 | Безударные падежные окончания имён существительных | Жил на опушке — сущ,, ж. р., 1-е скл., в П. п.; на стене | ||
13 | Безударные падежные окончания имён прилагательных | На небе (каком?) ясн|ом|— прил., в ср. р., в П. п. | ||
14 | Безударные личные окончания глаголов | Ученик пишет, — глаг., писать, наст, вр, 1 спр., З л., ед. ч. | ||
15 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных | Дочь — сущ., ж. р., 3-е скл. Врач — сущ., м. р., 2-е скл. | ||
16 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. ч. | Пишешь— гл., н. в., 2-е л., ед. ч. | ||
17 | Мягкий знак (ь) после шипящих в неопределённой форме глагола | (что делать?) беречь — гл., н.ф. | ||
18 | Не с глаголами | Не_пришёл — гл. | ||
19 | Глаголы на -тся и -ться | (что делать?) смеяться — гл., н.ф. (что делает?) смеется — гл., н. вр., 3-е л., ед.ч. | ||
20 | Предлоги (раздельное) | Иду по дороге иду по пыльной дороге | ||
21 | Приставки (слитное) | Написал | ||
22 | Безударные гласные в приставке | Доехали | ||
23 | Звонкие и глухие согласные в приставке | Сбежал Подпрыгнул | ||
Обозначенные в таблице ошибки могут группироваться в соответствии с изучаемым учебным материалом по русскому языку с разделением по годам обучения. В обобщенном виде они включаются в пособие «Памятка по работе над ошибками» и рекомендуются учащимся для использования в работе