Методика проведения контрольного списывания
1. Текст прочитывается вслух учителем, затем учащимися.
2. Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).
3. Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.
4. Самостоятельная запись текста учащимися.
5. Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз — теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.
2.2. ДИКТАНТ— вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов — проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.
Количество и объём контрольных диктантов для каждого класса определены Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь. Контрольные диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, там же выполняется работа над ошибками. Для написания контрольного диктанта отводится отдельный урок. Обучающие диктанты обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях.
Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребёнок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В его сознании уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.
Классификация обучающих диктантов:
1) по объёму диктуемых единиц:
·словарные (отдельные слова);
·словосочетаний;
·предложений;
2) по соотношению диктуемого и записываемого материала:
·сплошные;
·выборочные;
3) по особенностям самоконтроля. который осуществляет пишущий:
·предупредительные (перед записью);
·комментированные (в процессе записи);
·объяснительные (после записи);
·«Проверяю себя» (по ходу письма подчёркивают или
пропускают буквы, в написании которых сомневаются,
после записи спрашивают у учителя или проверяют по
словарю);
4) по степени самостоятельности пишущего:
• репродуктивные;
•творческие;
5) по источнику восприятия:
·слуховой;
·зрительный;
·по памяти;
·картинный;
·предметный.
Обязательная последовательность введения приёма письма под диктовку: отдельные буквы -» отдельные слоги -> отдельные слова-» отдельные предложения -> текст.
Для записи отдельных букввводится игра «Звук —буква».
Условия игры: учитель произносит звук (не алфавитное название буквы!), учащиеся должны обозначить звук буквой. Так как для записи берутся отдельные буквы, а не слоги, мягкие согласные звуки для игры не используются'.
Методика проведения:
1.Учитель чётко произносит звук.
2.Учащиеся хором чётко повторяют.
3.Учитель предлагает обозначить звук буквой и
записать её в прописи.
4. Вводится приём проговаривания. Учитель демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать:
[а-а-а], [о-о-о], [м-м], [ш-ш], [б], [к] и т.д.
5.Учащиеся записывают букву с проговариванием.
6.Вводится приём проверки. Учитель медленно повторяет звуки, учащиеся с ручкой в руке (ручка должна
скользить в воздухе под буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.
Запись по диктовкуслогов осуществляется в следующем порядке:
1.Учитель чётко произносит слог.
2.Учащиеся хором повторяют.
3.Учащиеся диктуют себе слог в процессе его записи (проговаривают).
4.Самопроверка. Учащиеся читают слоги, карандашом подчёркивают гласные.
5. Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.
Для записи слова по диктовкувводится алгоритм (памятка 3).