Целевая установка учителя на безошибочное письмо

Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментированное письмо, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

9. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!) и др.

Систематическая работа над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики преподавания, Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.

Следует различать следующие формы:

1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, — выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2)работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, — выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);

3)работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, — выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей надо научить выполнять работу над ошибками. Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

10. Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

· Просмотрите домашнее упражнение.

· Что требуется сделать?

· На какое правило?

· Почему?

· Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны — как оформить запись?

Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской!) работы — проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке). Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

12. Выполнение общедидактических требований:

·лингвистическая грамотность урока;

·рациональное распределение времени на уроке;

·наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной Работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);

·индивидуальный и дифференцированный подходы;

·формирование общеучебных умений и навыков;

·учёт и использование межпредметных связей;

·перспективность и преемственность в работе;

·эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Орфографические упражнения

В начальных классах

К орфографическим упражнениямотносятся следующие виды работ:

•списывание;

·диктант;

·орфографический разбор;

·свободное (самостоятельное) письмо — подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

• корректура текста (исправление ошибок).

2.1.СПИСЫВАНИЕ— передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями). Различают следующие виды списывания:

·списывание с готового образца — для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель — списать правильно, без ошибок и искажений;

·списывание с дополнительными заданиями — списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера — разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

·творческое списывание — восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

·выборочное списывание — списать только слова определённой части речи, определённого спряжения; выписать словосочетания и т.п.

• списывание с группировкой — запись слов в два, три столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм; запись слов в определённой последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем — в приставке, далее — в суффиксе и т.д.

К сожалению, школа упорно игнорирует методику обучения списыванию, и в результате наши ученики даже в IV классе списывать не умеют. Списывание практически подменяется копированием, «срисовыванием» в лучшем случае по слогам, в худшем — по буквам. Ни о каком влиянии такого «списывания» на формирование орфографического навыка говорить не приходится.

Наши рекомендации