Целевая установка учителя на безошибочное письмо
Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.
Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментированное письмо, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.
9. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками
Для проверки написанного используются разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!) и др.
Систематическая работа над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики преподавания, Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.
Следует различать следующие формы:
1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, — выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
2)работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, — выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);
3)работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, — выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).
Детей надо научить выполнять работу над ошибками. Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.
10. Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:
1) проверка понимания содержательной части упражнения:
· Просмотрите домашнее упражнение.
· Что требуется сделать?
· На какое правило?
· Почему?
· Давайте ещё раз прочитаем правило;
2) проверка понимания формальной стороны — как оформить запись?
Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку
Самый объективный способ узнать качество своей (учительской!) работы — проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке). Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.
12. Выполнение общедидактических требований:
·лингвистическая грамотность урока;
·рациональное распределение времени на уроке;
·наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной Работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
·индивидуальный и дифференцированный подходы;
·формирование общеучебных умений и навыков;
·учёт и использование межпредметных связей;
·перспективность и преемственность в работе;
·эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.
Орфографические упражнения
В начальных классах
К орфографическим упражнениямотносятся следующие виды работ:
•списывание;
·диктант;
·орфографический разбор;
·свободное (самостоятельное) письмо — подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;
• корректура текста (исправление ошибок).
2.1.СПИСЫВАНИЕ— передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями). Различают следующие виды списывания:
·списывание с готового образца — для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель — списать правильно, без ошибок и искажений;
·списывание с дополнительными заданиями — списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера — разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;
·творческое списывание — восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;
·выборочное списывание — списать только слова определённой части речи, определённого спряжения; выписать словосочетания и т.п.
• списывание с группировкой — запись слов в два, три столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм; запись слов в определённой последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем — в приставке, далее — в суффиксе и т.д.
К сожалению, школа упорно игнорирует методику обучения списыванию, и в результате наши ученики даже в IV классе списывать не умеют. Списывание практически подменяется копированием, «срисовыванием» в лучшем случае по слогам, в худшем — по буквам. Ни о каком влиянии такого «списывания» на формирование орфографического навыка говорить не приходится.