Цепочка разрешения конфликтов.

 
 
В пределах отрядасобственные усилия вожатых.

Формы: личная беседа, разбор ситуации при всем отряде

 
  Цепочка разрешения конфликтов. - student2.ru

G Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

 
 
Обращение к руководству: старший вожатый, воспитатель, психолог лагеря.

Формы: личная беседа “начальства” (чаще всего в присутствии вожатого или воспитателя) с провинившимся, предупреждение, напоминание о возможности применения санкций.

 
  Цепочка разрешения конфликтов. - student2.ru

G В этом случае вожатый уже частично снимает с себя ответственность. Необходимо четко и ясно описать ситуацию конфликта администрации, при необходимости приложив письменный документ: докладную записку, объяснительную от ребенка и т.д.

Обращениеадминистрации к родителямпровинившегося ребенка.
Формы: родители проводят “беседу” со своим ребенком.

Цепочка разрешения конфликтов. - student2.ru Администрация предупреждает родителей о недопустимости поведения ребенка и сообщает о возможных санкциях: штраф в случае материального ущерба или отправка домой.

Отправка ребенка домой.
До момента отправки домой, ни администрация, ни вожатые не снимают с себя ответственность за ребенка, несмотря на присутствие родителей.

Разбирая конфликтную ситуацию, постарайтесь не доводить дело до вмешательства администрации. Если ситуация в отряде выходит из под вашего контроля, то это может стать для начальства поводом усомнится в вашей профессиональной компетентности и “взять вас на заметку”.

Существуют разнообразные педагогические приемы и техники, которые могут помочь вам решить конфликтную или проблемную ситуацию. Опираясь на наш опыт, мы привели несколько примеров того, что может сделать вожатый в той, или иной ситуации.

Вожатские приемы и способы:

“Испытательный срок” – подходит, например, если ребенок скучает по дому. “Давай, ты попробуешь потерпеть один день, поучаствуешь во всех наших играх, подружишься с ребятами, а потом решишь сам, нужно ли нам звонить родителям”.

“Неоценимый помощник” – для робкого, застенчивого и сомневающегося в своих силах ребенка. “Ты знаешь, без твоего участия у ребят ничего не получится. Ты им очень нужен...” или – “Мне очень нужен кто-то, кто помогал бы проводить игру”.

“Переключение” - если ребенок категорически отказывается что-либо делать, или откровенно психует, то постарайтесь отвлечь его чем-то, что его интересует, вовлечь в разговор или даже спор. Заставьте его задуматься и когда настроение и состояние ребенка изменятся, вернитесь к его поведению. Например, девочки старшего отряда, считая, что их выступление оценили несправедливо, не хотят спать после отбоя, бесятся, шумят и всем мешают. Зайдите к ним в палату, поговорите о том, что их волнует, постепенно переводя разговор, к примеру, на ближайшую дискотеку. Обсудите их взаимоотношения с мальчиками как своего, так и соседнего отряда. Намекните, о том, что завтра трудный день, а на дискотеке надо хорошо выглядеть, а для этого просто необходимо хорошенько выспаться. А под конец, дайте им понять, что вы тоже человек, сильно устали и хотите спать.

“Добрый и злой следователь” – один вожатый берет на себя роль вредного, недовольного, пытающегося навести дисциплину человека. Детей это выводит из себя. Но после “злого” к детям приходит “добрый” вожатый, которому удается расставить все на свои места.

“Разделяй и властвуй” – если группа детей начинает задирать других, вести себя агрессивно, мешать, то имеет смысл разделить ее – развести ее участников по разным палатам, направить в разные команды. Если же все-таки произошло что-то серьезное, легче выяснять причину случившегося с каждым в отдельности, чем вызывать всю компанию целиком.

“Козел отпущения” – если есть ребенок, который особенно злостно мешает вожатым воплощать в жизнь ими задуманное, можно объявить, что из-за него все должны… И предложить сделать то, что для детей не имеет большой притягательной силы (дополнительная вечерняя пробежка, отмывание стен корпуса, сбор “дани” вожатым). Если же “веселятся” все дети вместе, то следует выбрать самого активного, вызвать его и при всех детально разобрать его поведение (провести параллель между его поведением и поведением более примитивных существ)

“Чувство вины” – см. раздел “ Как поддерживать чистоту и порядок в корпусе”

“Последовательные уступки” - если ребенок не хочет участвовать в играх и мероприятиях, нарушает режимные моменты и т. д. “Давай ты просто посидишь в игровой, и посмотришь, что у нас там происходит. Давай ты попробуешь войти в какую-нибудь команду – ведь просто так сидеть не интересно. Ну, уж раз вошел, надо помогать своей команде… Ты же так замечательно участвовал в прошлой игре!!!”

Сталкиваясь с различными проблемами, и улаживая конфликты у себя в отряде, вы должны сознавать одну простую истину. В задачи пед. коллектива ДОЛа не входит изменения характера ребенка. За смену ни один вожатый или воспитатель не сможет изменить ребенка, поведение которого формировалось родителями, школой или улицей на протяжении всей его жизни. Поэтому все педагогические приемы, которые мы описали, это всего лишь краткосрочные меры, позволяющие сделать жизнь в вашем отряде комфортной для вас и ваших детей.

Серьезные конфликты возникают, когда ребенок нарушает три «главных нельзя»:

· курить;

· употреблять спиртные напитки;

· выходить за территорию лагеря.

В этих случаях вам, так или иначе, необходимо разрешить эти проблемы, возможно поставив провинившихся детей перед фактом наказания. Но, вот вынести ли конфликт на весь отряд, или решить проблему индивидуально с ребенком, решать только вам. Возможно, в первый раз, стоит ограничиться предупреждением, оставив серьезное наказание до следующего проступка.

Следующая группа конфликтов - конфликты с администрацией. В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявления, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым различные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Однако если они звучат в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.

При разговоре с родителями вам необходимо:

· обязательно отвечать на все вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением;

· ни в коем случае по-детски не оправдываться;

· стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра;

· по возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.

Во всех рассмотренных нами выше конфликтных ситуациях вы можете явиться непосредственным участником. В следующей группе конфликтов вам придется выступать в роли свидетеля и судьи - это группа конфликтов между детьми.

Первая ваша задача как вожатого - вовремя заметить назревающий конфликт, узнать причины и попытаться найти решение. Дети со своими проблемами будут обращаться именно к вам, поэтому уделите им несколько минут, выслушайте. При вынесении своего «сурового приговора» помните, что оценивать нужно не детей, а их поступки. Разрешение конфликтов можно вынести на отряд или рассматривать индивидуально. Но здесь опять следует помнить о том, как ребенок воспримет это, и быть крайне осторожным.

И последнее:

G Конфликт легче предупредить, чем погасить.

Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.

Цепочка разрешения конфликтов. - student2.ru Техника безопасности

Техника безопасности в ДОЛ регламентируется инструкцией по охране жизни и здоровья детей для учреждений дополнительного образования и внутренними документами лагеря, такими, как:

· Инструкция по электробезопасности;

· Инструкция по организации походов;

· и другие.

G Кроме того, работая в лагере, вы подпадаете под действие КЗОТа, административного кодекса и закона о защите прав потребителей

Правила поведения в автобусе.

· Стоять в рейсовом автобусе во время движения запрещено.

· Открывать окна в автобусе можно только с правой стороны по ходу движения.

Количество детей в отряде.

По нормам техники безопасности отряды комплектуются с учетом возраста детей:

· 6-9 лет (не более 25 человек)

· 10-14 лет (не более 30 человек.)

Как правильно проводить купания.

· Начинать купание можно при температуре воды – не ниже 20 градусов, а воздуха – не ниже 23 градусов. В дальнейшем (после недели) вода – 16 градусов для детей основной группы и 18 для детей подготовительной и специальной групп.

· Продолжительность купания в первый день не более 5-7 минут. Время пребывания в воде увеличивается ежедневно и может достигать 25-30 минут.

· До купания врач проводит осмотр детей, определяет время пребывания в воде и продолжительность солнечных ванн.

· Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой физической нагрузкой.

· Купание проводится в присутствии начальника лагеря или старшего воспитателя, вожатых отряда, медицинских работников, инструкторов по плаванию.

· Разрешается присутствие в воде одновременно не более 10 детей.

· Один из вожатых должен находиться в воде, другой наблюдает с берега.

Правила пользование плавательными средствами.

Прогулки на катерах (лодках) допускаются только с разрешения начальника лагеря в тихую, безветренную погоду.

Запрещается:

· Перегружать лодку.

· Вставать в лодке.

· Сидеть на борту.

· Свешивать ноги за борт.

· Доставать воду.

Туристические походы.

  1. Инструктаж по охране собственного здоровья.

· Что необходимо взять с собой.

· Как одеться (особое внимание уделите обуви).

· К кому обратиться, если в дороге стало плохо.

· Можно ли пить воду в лесных речках.

· Можно ли есть грибы, ягоды.

· Что делать с ветками на лесной тропинке.

· Что делать, если вдруг потерялся.

· Незнакомцы, костры и т.д.

2. Передвижение вдоль дороги.

· Распределение вожатых – один в начале колонны, второй в конце, третий в середине. В случае если вожатый по каким-то причинам идет с детьми один, он всегда идет в конце колонны!

· Движение парами друг за другом. При особо интенсивном движении транспорта – в колонне по одному.

3. Переход дороги.

Для перехода необходимо трое вожатых,

· первый и второй вожатый расходятся направо и налево по дороге на расстояние не менее 20 метров,

· третий переводит группу строго перпендикулярно направлению движения автомобилей.

G Даже если вы ведете детей один, то при подходе к дороге вам нужно собрать детей, которые наверняка растянулись, в плотную группу и переходить дорогу всем вместе и организованно.

4. Пересечение водных преград.

Переправа через водные преграды возможна только вброд, или по навесному мосту.

5. Движение по полю (пересеченной местности).

В колонне друг за другом.

Проведение спортивных мероприятий игр.

На всех спортивных мероприятиях необходимо присутствие медицинского работника лагеря.

Пожарная безопасность.

· Помещения, в которых проводятся массовые мероприятия, должны иметь не менее двух выходов.

· В спальных помещениях, комнатах и палатах кровати устанавливать с таким расчетом, чтобы они не препятствовали выходу из этих помещений.

· Лестничные клетки, проходы и коридоры необходимо содержать постоянно свободными, ничем не загромождать.

· Запрещается пользоваться любыми электроприборами в спальнях и игровых комнатах.

· В корпусе должен находиться исправный (с правильной датой) огнетушитель.

· Ночью в корпусе с детьми может находиться один бодрствующий человек. Жить вожатым и персоналу в одном помещении с детьми запрещено.

Выход за территорию лагеря.

Как вы помните, детям выход за территорию лагеря без воспитателя строго запрещен. Они могут выходить за территорию лагеря только организованно в сопровождении взрослых. Вожатый не может, без ведома начальства, выводить детей за территорию. Он должен написать заявку, к которой прилагается список детей. Эта заявка должна быть подписана у начальника лагеря.

Заявка:

1. Цель.

2. Маршрут.

3. Время выхода и возвращения.

4. Списочный состав участников.

5. Ответственные за выход.

Столовая.

Дети не имеют права участвовать в приготовлении и разносе пищи.

Сладкая комната.

Продукты, разрешенные для передачи родителями детям

· Овощи, фрукты (мытые) – Да.

· Консервы – Нет.

· Кисломолочные продукты – Нет.

· Вода (в любом виде) – Нет.

· Конфеты (карамель) – Да.

· Конфеты (шоколад) – Нет.

· Колбаса, жареное – Нет.

Цепочка разрешения конфликтов. - student2.ru

Законы, по которым мы живем

Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 8

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 19

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

4. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства-участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб егоздоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

Статья 34

Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Статья 36

Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37

Государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Кодекс законов о труде

Наши рекомендации