Конкурс Актерского Мастерства
· Участников делят на группы по 7-15 человек в каждой. Ребятам предлагается попробовать себя на актерском поприще. Выявить свои способности и таланты.
· Команды придумывают название и девиз, связанные с актерской деятельностью, сценой.
· Команды по очереди произносят ДА с разной интонацией (вопросительной, утвердительной, ироничной). Кто больше сумеет выявить и обосновать интонаций.
· Один участник, не пользуясь словами и звуками, показывает, своей команде определенную эмоцию. Команда угадывает. Это может быть: страх, удивление, нетерпение, разочарование, усталость, досада, восторг, задумчивость, злорадство.
· Командам предлагают спеть песню "В траве сидел кузнечик" как русскую народную, как джазовый вариант, как романс и как тяжелый рок.
· Сказать скороговорку: “Наш Полкан попал в капкан”. Сначала на время (засекается по секундомеру), затем на правильность и четкость (говорящий произносит скороговорку с конфетами во рту). Количество конфет может постепенно увеличиваться.
· Вас поймали после отбоя в корпусе другого отряда, и повели к директору лагеря. Ваша задача сделать так, чтобы вас не наказали. Вот и кабинет директора, времени на раздумья практически нет.
· Удивить всех.
· Показать без помощи слов следующую сцену:
- Директор ходит по кабинету и диктует секретарше письмо, та делает ошибку и пугается, директор проливает кофе. Вдруг стук в дверь, все поворачиваются, чтобы посмотреть кто там. Врываются знакомые директора и поздравляют его с прошедшим днем рождения.
- Уборщица баба Феня моет пол, вдруг видит, что-то блестит, нагибается, подбирает монетку и торопливо прячет в карман. Приходит толпа сотрудников. Один из них расстроен и спрашивает всех про потерянную монетку. Баба Феня все слышит, но делает вид, что ничего не знает.
- Две подруги гуляют по улице и обсуждают своих одноклассниц. Они заглядываются на витрины магазинов и заходят в метро, где очень много народу. Им надо пройти и желательно не потеряться в толпе.
- Садовник поливает цветы, напевает песенку, и случайно обливает проходящую мимо старушку, та недовольна. Пока они разбираются, дворовые ребята рвут цветы с клумбы и убегают.
· Назначаются определенные роли и участники должны их обыграть, в то время, пока ведущий читает текст.
· Участники свободно двигаются по помещению, они полностью расслаблены, ноги и руки как на шарнирах. По сигналу ведущего все должны остановится и замереть. Затем каждый по очереди оправдывает свою позу, показывая, что можно делать в таком положении.
· Составляется фотография сотрудников, работающих в офисе. После того как зрители, как следует рассмотрели ее и внесли свои версии по поводу кто есть кто, один из участников рассказывает легенду этой фотографии.
Злобных слушателей
В лагере вы почти наверняка не будете смотреть видеоклипы. Вместо этого можно слушать и оценивать аудиозаписи: кассеты, CD-диски, или выступления живых команд, которые будут состоять из детей. Поэтому у игры именно такое название.
Из числа желающих выбираются 12 участников, которые будут слушать, и оценивать различные музыкальные композиции. Если песня понравилась, то ребята должны кричать «COOL», «клево», «супер» и т.д. и поднимать к верху большой палец, если наоборот, то «отстой», «фигня», «фу», соответственно палец опускаем вниз. По итогам игры составляется рейтинг музыкальных произведений и выбирается самый «злобный» участник.
Чтобы игра прошла весело и динамично, лучше придерживаться следующих правил:
· в число участников старайтесь выбирать ребят активных и умеющих высказать свое мнение; лучше, если туда войдет хотя бы парочка вожатых;
· число музыкальных композиций не должно превышать 8-12 песен, причем войти туда должны и стопроцентные хиты и заведомо непопулярные песни;
· если дети раскричаться, то если вы не хотите сорвать свой голос, вам может пригодиться свисток.
Перестрелка
Это интеллектуальная викторина, в которой ведущий задает командам вопросы, и выигрывают те ребята, которые назвали больше всего правильных ответов.
За каждый правильный ответ команда получает своеобразный бонус. Это могут быть, например бумажки синего и красного цветов. Бумажка красного цвета позволяет удалить любого игрока команды противников на один вопрос. Синяя, наоборот, позволяет оставить игрока в своей команде, если противник применил против вас красную бумажку, то есть аннулирует ее. Собрав три бумажки одного из двух цветов, команда может обменять их на одну большую соответствующего цвета. Красная дает вам выбить на один вопрос всю команду соперника, синяя лишает этого шанса.
Услышав вопрос, ребята должны написать ответ и как можно быстрее отдать помощнику ведущего. Право на бонус получает первая, правильно ответившая команда.
Вопросы по истории.
- Кто из выдающихся русских деятелей прорубил окно в Европу? Петр Первый.
- Перечислите за одну минуту всех царей Романовых, которых вы знаете.
- Кто из русских полководцев не проиграл ни одного сражения? А.В. Суворов.
- Назовите 5 декабристов, которые были приговорены к высшей мере наказания. Пестель, Рылеев, Кох, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин.
- Кто из русских царей отменил крепостное право? Александр II.
- Назовите последнего русского императора. Николай II.
- Кто из великих русских поэтов воспел Полтавскую битву в своей поэме? Лермонтов.
- Во время правления какого царя появились опричники? Иван Грозный.
- Назовите место в Санкт-Петербурге, где похоронены многие из членов царской семьи. Петропавловский собор.
- Кто изображен на гербе Санкт-Петербурга? Георгий Победоносец.
Вопросы по географии.
- Сколько всего материков на планете Земля? Укажите их название.
- Какой материк омывается четырьмя океанами? Евразия
- Самая длинная река? Нил. (Амазонка – самая полноводная)
- Назовите 7 чудес света.
- Назовите названия рек, на которых расположены Лондон, Париж, Санкт-Петербург. Темза, Сена, Нева.
- Какое государство называют страной восходящего солнца? Япония.
- Перечислите за одну минуту все моря, которые вы знаете.
- Столицы Финляндии, Эстонии, Греции? Хельсинки, Таллин, Афины.
- Что соединяет Нева? Ладожское озеро и Финский залив.
- Назовите самый западный город России. Калининград.
Вопросы по астрономии.
- Планета, названная в честь бога торговли? Меркурий
- Перечислите за одну минуту как можно больше созвездий.
- Имя астронавта, который первым ступил на поверхность Луны? Нейл Армстронг.
- Перечислите за одну минуту знаки Зодиака.
- Самая близкая звезда к Земле? Солнце.
- Как называются спутники Марса? Фобос и Деймос.
- Видимая часть нашей галактики? Млечный путь.
- Кто сказал: “А всё-таки она вертится!”? Галилео Галилей
- Сколько всего планет в Солнечной системе? 9
- По какой звезде люди в древности искали путь? Полярная.
Вопросы по биологии.
- Назовите самое большое животное. Синий кит.
- Назовите самую маленькую птицу в мире. Колибри.
- Какое животное бегает быстрее всех? Гепард.
- За одну минуту перечислите как можно больше птиц, которые улетают зимой на юг.
- Крыжовник (3), земляника (1), смородина (2), клюква (4). Расставьте их в порядке созревания, начиная от самых ранних.
- Вычеркните лишнее название животного: жук-олень, жук-жираф, жук-носорог.
- Под каким деревом лучше всего, по народным приметам, прятаться в грозу? Береза.
- Кого называют “белёк”? Детеныша тюленя.
- Какое дерево тонет в воде? Железное.
- За одну минуту приведите как можно больше пословиц и поговорок, в которых упоминались бы животные и растения.
Казино
Все отряды располагаются по кругу в строго определенных местах. В центре нарисованы круги по числу отрядов. Каждому отряду выдаются листочки бумаги и ручки. Ребята выбирают писца, он заранее надписывает на каждом листке название своего отряда. Каждый круг имеет номер. Все приготовились. Начинаем!
Ведущий задает вопросы. Ребята должны быстро и разборчиво написать ответ, и самый быстрый из отряда бежит к первому кругу. Если место в первом круге занято, он встает во второй и поднимает руку. Если во втором занято – в третий, и т.д. Помощники забирают ответы и помогают счетоводу подвести итоги. Вопросов может быть от 10 до...
Игра обычно проводится ближе к вечеру, но не очень поздно. Для того чтобы эта игра прошла хорошо, нужен веселый ведущий, который реагирует на ситуацию, хорошие музыкальные паузы, заводные вожатые в отрядах и справедливое подведение итогов. Да, самое главное – много призов! Почти всем!
Блеф клуб
Конкурс проводится в индивидуальных номинациях или по группам, ребятам задаются вопросы, которые начинаются со слов "Верите ли вы, что…", а они стараются определить: верно это или нет.
1. В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? Да
2. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? Нет
3. Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? - Да
4. Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? Да
5. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть, что попало? Да
6. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? Нет
7. Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)
8. Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? Да
9. Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? Да
10. В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. Нет
11. На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)
12. Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. Да
13. Спартанские воины перед битвой опрыскивали волосы духами. (Да, это единственная роскошь, которую они себе позволяли)
14. Мыши, подрастая, становятся крысами? (Нет, это два разных отряда грызунов)
15. Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки)
16. Дети могут слышать более высокие звуки, чем взрослые? Да
17. Глаз наполнен воздухом? (Нет, глаз наполнен жидкостью)
18. Утром вы выше ростом, чем вечером? Да
19. В некоторых местах люди по-прежнему моются с помощью оливкового масла? (Да, в некоторых жарких странах, где не хватает воды)
20. Летучие мыши могут принимать радиосигналы? Нет
21. Совы не могут вращать глазами? Да
22. Лось является разновидностью оленя? Да
23. Жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? Нет
24. Дельфины - это маленькие киты? Да
25. Рог носорога обладает магической силой? Нет
26. В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? Да
27. Мартышка обычно бывает размером с котенка? Да
28. Счастливая монета Скруджа была достоинством в 10 центов? Да
29. Дуремар занимался продажей лягушек? (Нет, пиявок)
З0. Мойву эскимосы сушат и едят вместо хлеба? Да
31. Радугу можно увидеть и в полночь? Да
32. Больше всего репы выращивают в России? (Нет, в Америке)
33. Слон, встречаясь с незнакомым сородичем, здоровается следующим образом - кладет ему хобот в рот? Да
34. Настоящее имя Ганса Христиана Андерсена было Свенсен? (Нет, Ганс)
35. В медицине диагноз "синдром Мюнхгаузена" ставится пациенту, который много врет? (Нет, такой диагноз ставят пациенту, у которого постоянное желание лечиться)
36. Рост Конька - Горбунка составляет два вершка? (Нет, три)
37. Первое место среди причин гибели от несчастных случаев в Японии в 1995г. заняли туфли на высоком каблуке? (Да, почти 200 японок погибли от падения с высоких каблуков)
Городок
Разделите группу на команды по 6-10 человек и попросите их занять места в игровой комнате так, чтобы играющие не слышали, что именно обсуждают соседние команды. Объявите ребятам, что сейчас они образовали несколько городов и, первое, что необходимо при закладке города, это название (командам дается 5 минут на выполнение этого задания).
Второе, без чего не прожить новому, современному городу - это законы и правила, по которым будут жить горожане. Командам дается лист ватмана, на котором они оформляют свои законы, а потом представляют их публике (10 минут).
Каждому городу необходим герб. Ватман, маркеры и 10 минут.
На этом этапе команды придумывают и показывают небольшую сценку, которая характеризует жизнь в их городке. 10 минут на подготовку.
Последним актом являются выборы мэра, который будет руководить городом. Группам даются 5 минут, они предлагают кандидатуры, после чего голосуют.
После того, как все руководители будут выбраны, пригласите их в центр игровой комнаты и проведите инаугурацию с вручением каких- либо символов власти: скипетров, корон или чего другого.
По завершении инаугурации проведите тайное голосование на предмет, в каком из предложенных городов каждый хотел бы жить. Ребята пишут на маленьких листочках бумаги название одного из придуманных сейчас городов и отдают их ведущему, который и оглашает результаты.
Эту игру хорошо проводить как генеральную репетицию ролевой игры “Выборы”, которую хорошо начинать на следующий день.
Надуваловка
Правила: каждому участнику (группе) предлагается придумать определения к малоизвестным словам. Необходимо придумать такое определение, чтобы в него поверили остальные участники игры. После чего все определения собираются, перемешиваются и зачитываются вместе с оригинальными. Поочередно проводят опрос: кто в какое определение поверил. Далее переходят к следующему определению.
Оценка в 2-х номинациях:
- умник, умница – наибольшее число угаданных оригинальных определений;
- насос – тот, в чьи определения поверило больше участников.
К некоторым словам дано два определения, второе, выделенное курсивом, является оригинальным детским, когда-либо данным во время игры, но оно не является правильным. Эти определения можно использовать, чтобы еще больше запутать ребят.
Аллеолопатия | влияние растений одних видов на растения других видов старое название поседения в Австралии, на этом месте сейчас стоит Сидней |
Батрахоспермум | морская водоросль |
Бурда | растение семейства губоцветных книга древнерусского ученого |
Ватка | кусочек ваты |
Габитус | внешний облик, приобретенный организмом в течение его жизни |
Глюкауф | первый в мире танкер птица, живущая в Антарктиде под водой |
Гонобобель | лесная ягода одно из устройств машинного отсека на судне |
Дежа | большой металлический сосуд, в котором замешивают тесто на хлебозаводах одежда у северян, которую они одевали на охоту на волков |
Дикран | название зеленого мха северянин, занимающийся ловлей пингвинов |
Долбень | молоток для сбивания кедровых шишек другое название птицы дрофы |
Дуадастанон | осетинская арфа приспособление для добычи тепла у древних египтян, сохранилось до начала ХХ века |
Ежа | растение семейства злаковых |
Запатеадо | музыкальный термин имя второго капитана судна идущего в данном направлении (др. греч.) |
Интима | внутренняя оболочка артерий и вен |
Квадратная петля | фигура высшего пилотажа |
Керцер | польский пионер |
Корытня | древнерусский катамаран бог викингов |
Куй | одноногий бык в китайских мифах |
Кураре | алкалоид, получаемый из водных экстрактов различных растений |
Лихенология | раздел ботаники, изучающий лишайники |
Мани | турецкие частушки |
Миляга | милый, располагающий к себе человек |
Нюк-нюк | нарост на стволе тропической пальмы шлем самурая в Японии |
Окопник | название цветка в древнем Египте человек – руководитель на больших стройках |
Потник | войлок под седлом |
Саженки | способ плавания с поперечным выбрасыванием вперед то одной, то другой руки |
Свистящие атмосферики | помехи в радио эфире |
Стабурадзе | латышская фея турецкий певец, любимец публики |
Тисипиаш | экономический термин: отношение числа клиентов к числу заказов |
Тыхра | эскимосское украшение |
Халда | неопрятная женщина |
Хом | инструмент для проделывания дырок орган самоуправления в древнем Риме |
Черва | личинка пчел |
Хотим также напомнить вам, что любая телевизионная игра может быть адаптирована к условиям лагеря, и прекрасно проходит, так как правила ее многим ребятам уже известны, а поучаствовать давно хотелось. Мы имеем в виду такие игры, как «Форт-Бойарт», «Слабое звено», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» (только вопросы надо попроще – сейчас изданы специальные сборники несложных вопросов для любителей этой игры и детей), "Любовь с первого взгляда", "Седьмое чувство", "Звездный час" и т.д. и т.п. Главное – выделить основную идею той или иной игры и не зацикливаться на технических трудностях.
Ролевые игры
Ролевые игры, о которых пойдет речь в этом разделе, это вовсе не те игры, в которых несколько человек разыгрывают некие роли, а все остальные участники в качестве зрителей безучастно наблюдают за ними и изредка реагируют на разыгрывающееся действие. Те игры, о которых мы будем рассказывать, втягивают в себя всех без исключения участников, сколь много их бы не было. Поэтому в ролевую игру может играть как один отряд, так и целиком весь лагерь. Ролевая игра – это своеобразный спектакль на несколько часов, а то и дней, где режиссерами, актерами и зрителями становятся сами ребята, а сценой является территория лагеря.
В рамках ролевой игры участники примеряют на себя различные роли, втягиваясь в разнообразные игровые ситуации. Это заставляет детей проявлять свою фантазию, творческие способности, находчивость и сообразительность. При этом по ходу игры зачастую моделируются существующие в реальности ситуации, проблемы и конфликты. Сталкиваясь с ними в игре, дети имеют возможность принимать решения и выбирать, как им действовать в той или иной ситуации. Участники постоянно общаются друг с другом, взаимодействуют, что приводит к быстрому сплочению детского коллектива и ощущению общего праздника, царящего в лагере.
Непосредственно игре предшествует процесс создания общего сценария. Сценарий должен быть прост и одновременно театрален, иными словами, он предполагает определенный сюжет, интригу, конфликт между определенными группировками, а также яркие и интересные образы. Кроме того, сценарий должен спровоцировать участие в игре всех детей.
У каждого участника должна быть своя роль, и чем сложнее игра, тем тщательнее эта роль должна быть прописана. Обычно все роли, которые играют дети, объединяются в два большие лагеря – антагониста, которые будут друг для друга игровыми противниками: преступники и полиция, жандармы и революционеры, красные и белые, обвинение и защита и т. п. Основные роли должны готовится заранее, и обычно их берут на себя либо вожатые, либо специально посвященные в игру старшие ребята.
Действие начинается со знакомства всех участников с правилами, сюжетом и интригой игры, всем раздаются роли и ведущий запускает игру. Каждый раз игра проходит по-новому, и заранее предсказать, что произойдет в той или иной момент невозможно. Однако обязательным условием любой ролевой игры является наличие координатора, человека, который «видит всю игру целиком» и может по ходу корректировать те или иные моменты. И, несомненно, в любой игре должна быть кульминация, та центральная точка сюжета, в которой, так или иначе, пересекаются действия всех участников игры.
Естественно, любая ролевая игра требует подведения итогов, анализа и обсуждения хода игры. Это позволяет получить от детей обратную связь и обсудить различные игровые моменты и ситуации. Мы привели несколько достаточно простых ролевых игр, в которые можно играть как со своим отрядом, так и с детьми всего лагеря.
Суд
Игра начинается с того, что все участники узнают о предстоящем судебном процессе, о том, кого или что мы будем судить. Все делятся на защиту или обвинение, и каждый выбирает себе роль: прокурор, адвокат, присяжный, эксперт, свидетель, судебный пристав и т.д. Судьей и обвиняемым лучше быть вожатому или старшему ребенку. За 1-1,5 часа стороны должны подготовить свои аргументы и доказательства, либо “ЗА”, либо “ПРОТИВ”. В это время ведущие готовят зал судебного заседания: стол для судьи, скамью обвиняемого, ряды для зрителей.
Когда все будет готово, начинается сам судебный процесс: с прениями сторон, с речью обвинителя и прочими обычными атрибутами судебного слушания. По окончании суда выносится приговор.
G Не забудьте в конце игры напомнить детям, что это всего лишь игра.
Бюрократ
Все участники узнают о том, что приезжает строгая комиссия, которая будет проверять готовность детей к дискотеке. Чиновники должны выдать справку, которая будет являться пропуском на дискотеку. Ребята должны обойти всех чиновников и у каждого получить подпись.
Игра начинается с того, что каждый ребенок получает листок с его именем и списком чиновников, которых он должен обходить в определенном порядке (стрелочки указывают, что к данному чиновнику можно приходить только посещения предыдущего). Вожатые, играющие бюрократов, выбирают себе место, где они будут вести прием: вожатскую, игровую комнату или палату. Прием посетителей должен быть строгим, для этого можно установить жесткую очередность, время от времени устраивать перерывы на обед, проветривания и т.д. Конечно, для маленьких детей правила игры должны быть максимально облегченными.
Кто есть кто
|
|
|
| |||||||||
|
| ||||||||
| |||||||||
|
Выборы
Все ребята собираются вместе и вожатый сообщает им о начале предвыборной компании. “Сегодня мы должны выбрать президента (шерифа, командира и т.д.) нашего отряда”. Каждый ребенок, который наберет как минимум три голоса, может стать кандидатом. Организуется избирком, куда должны войти как вожатые, так и дети. Даётся время на сбор подписей и объявляется регистрация кандидатов. После регистрации происходит торжественное открытие предвыборной агитации. Каждый кандидат получает канцелярский минимум и со своей командой готовит рекламные листовки, плакаты и т.д. Если у кандидата есть пять человек, которые его поддерживают, то он может зарегистрировать свою партию. Каждая партия должна выпустить свою газету и представить её на пресс-конференции. Ребята готовят номера, которые они покажут на предвыборном концерте в поддержку кандидатов. За час до процедуры выборов проходят предвыборные дебаты, на которых кандидаты должны огласить свою программу и каждый может задать любой вопрос. Всем ребятам раздаются бюллетени, заверенные в избиркоме, и каждый голосует за своего кандидата. Избирком вскрывает урны и производит подсчет голосов. После оглашения результатов проходит торжественная инаугурация.
G Очень важно, чтобы президент смог реализовать свою программу. После выборов обычно проходит День Самоуправления.
Веселые старты
Спортивные игры в лагере проводятся ежедневно, это и футбол, и шахматы и многое другое. Но, не все дети в отряде играют в эти игры одинаково хорошо. Как сделать так, чтобы весь ваш отряд участвовал в спортивной игре. Здесь вам помогут веселые старты, то есть набор подвижных игрушек. Главное, чтобы они были интересными, необычными и азартными. Ну и, конечно, команды должны быть равные по силам.
«Звери бегут из зоопарка»
Паучок
Каждая команда образует тесную группу, обнимаясь руками, (если есть веревка, можно обвязать группу вокруг). Получается «паучок» с множеством рук и ног. Нужно добежать до финиша, обежать препятствие и вернуться обратно, так, чтобы «паучок» не рассыпался.
Змея
Команда становится затылком друг к другу. Каждый сгибает левую ногу в колене. Эту ногу берет человек, стоящий сзади. Правой рукой надо держаться за пояс того, кто впереди. Цель – в таком положении допрыгать до финиша и вернуться обратно, но так, чтобы «змея» не разорвалась.
Кенгуру
Члены команды встают по два человека. Это кенгуру с детенышем. «Детеныш» садится на корточки рядом с «мамой», повернувшись к ней спиной, а она кладет руки ему на плечи. Нужно прыжками добраться до финиша. Кенгуру не должна потерять детеныша.
Каракатица
Участники становятся парами и берут за руки друг друга. Руки поднимаются над головой. Теперь, не расцепляя рук, нужно бежать до финиша, одновременно крутясь в разные стороны. Руки при этом будут делать круг.
Гусеница
Команда становится друг за другом в колонну. Гусеница ходит так: первая левая нога, вторая левая нога, третья левая нога и т. д. пока не пройдут все левые ноги. Потом все то же самое с правыми ногами. Расстояние до финиша должно быть меньше.
Муравей
Команда становится в колонну друг за другом, спиной к финишу. Последнему участнику (он ближе всех к финишу) дается в руки бутылка с водой, лучше пластмассовая. Он бежит до финиша, обегает препятствие, возвращается и встает вперед всех. Бутылку же он передает назад. Бутылка передается из рук в руки между ног, последнему участнику, который разворачивается и бежит с бутылкой в руках. Так до тех пор, пока вся команда не окажется в исходном положении, и все не пробегут.
Ежик
Зажав яблоко подбородком, надо передать его следующему участнику без помощи рук. У кого яблоко быстрее переместится из начала в конец?
Хомячок
Первому участнику дают в руки плоскую тарелку с десятью горошинами. Он должен добежать до финиша и вернуться, не рассыпав горох, передать тарелку следующему участнику. Учитывается скорость и количество оставшегося на тарелке гороха, после того, как пробежали все участники.
Чебурашка
Члены команды встают попарно друг напротив друга и берутся за уши напарника. Нужно добежать до финиша, не выпуская уши из рук, т. е. не расцепляясь.
Белочки
Каждому игроку выдается шишка. Нужно ею попасть в ведро или круг, начерченный на земле. Учитывается количество попаданий в команде.
Вечерние огоньки
Что такое огоньки? Обычно под огоньками подразумевают вечерние посиделки, на которых все имеют возможность поговорить по душам, высказать свое мнение, спросить у товарища то, что давно хотел, но как-то не решался это сделать. На огоньках могут подводиться итоги дня, строиться планы на будущее.
Нужны ли огоньки в лагере? Это дело вкуса. Кто-то может считать, что детям совсем не обязательно собираться всем вместе вечером, достаточно загнать всех в кровати, выключить свет и прохаживаться по коридору, проверяя, все ли дети лежат на правом боку и храпят в одной тональности. Но в том-то все и дело, что дети не могут прийти с дискотеки, почистить зубы, лечь и спокойно заснуть – слишком много эмоций накопилось и им необходим выход. Это-то и обеспечивают огоньки. Они дают возможность обсудить прожитый день. Кстати, вы из обсуждения можете вынести много интересного. Многие моменты жизни детей ускользают от вожатого, а на огоньке вы можете узнать у кого какие проблемы, кому, что нравится в лагере, в вашей работе, что лучше изменить. На огоньке можно увидеть, как относятся дети друг к другу, кто с кем дружит, а кто соперничает, недолюбливает. Важно сгладить острые углы, попытаться примирить враждующих.
Лучше, если огоньки будут проводиться каждый вечер. Дети привыкнут к ним, огоньки будут создавать определенный вечерний настрой, ребята успокоятся, волнения дня улягутся, и с отбоем больших проблем не будет. Хорошо, если огонек будет заканчиваться определенным ритуалом: коллективным задуванием свечки, прыганьем до палаты на одной ноге, держась правой рукой за левое ухо, коллективным желанием всем спокойной ночи, пением хором любимых песен и т.п. Ритуал может быть любой и может быть придуман самостоятельно.
Ребята должны привыкнуть собираться по вечерам, это создает определенную общность отряда. Поэтому важно не начинать огонек пока весь отряд не в сборе. Первое время придется подождать, но можно придумать какие-нибудь смешные наказания для опаздывающих: они могут укладывать всех спать, или на следующий день застилать за всех кровати.
Представим себе начало огонька: все собрались, сели в круг, или же кто как хочет, главное, чтобы всем было удобно сидеть, а вам было удобно работать. Вы заранее знаете, что вы хотите сказать и что узнать у ваших подопечных. Тема огонька может зависеть от предстоящих мероприятий, от ваших интересов, от интересов ребят, от периода смены, в который он проводится. В самом начале проводятся огоньки знакомств, на которых дети рассказывают о себе (эти огоньки у нас приведены самыми первыми), и огоньки-желания, на которых можно узнать, чего ждут дети от смены. В середине смены огоньки зависят от желания вожатого и обстановки в отряде, это могут быть огоньки историй, песен, обсуждения жизненных проблем. В конце же смены огоньки будут направлены на то, чтобы дети поняли, как они сильно подружились, насколько близко они успели друг друга узнать. Дайте им возможность выразить свои чувства и отношения к товарищам.
Особое настроение создает и свеча. Участники, сидя в кругу, видят только друг друга, только освещенное небольшое пространство, находятся именно здесь, мир за пределами этого круга не существует. Она несет тепло и свет, именно из-за нее эти посиделки, разговоры по душам и назвали огоньками. Так что будет полезно прихватить с собой в лагерь несколько свечек и постараться сделать так, чтобы тепло этих свечей дети увезли с собой в город.
Ведение огонька
Особое внимание в начале огонька уделите теме обсуждения, которую вы задумали, изложите её просто и четко. Часто ребята могут задуматься раньше, чем вы закончите объявление темы. Захваченные своими мыслями, они начинают говорить хорошо, интересно, но не то, что нужно вам. Например, это иногда возникает с огоньком “Моя любимая игрушка”, когда ребенок рассказывает о своих любимцах, а не о том, что они могли бы рассказать о нем.
Одной из первых трудностей, с которой вы столкнетесь – это то, как начать обсуждение: предложить кому-либо из группы быть первым или подождать, пока кто-либо сам начнет. Первый вариант можно применять, если ваш огонек не имеет сильного эмоционального окраса, как, например “Свеча ”, “Загони джина в бутылку”. В этом случае обратитесь к открытому, наиболее раскрепощенному ребенку в вашей группе. Он задаст тон всей вашей последующей беседе. Второй способ используйте, когда ребятам, для того, чтобы ответить, надо серьезно подумать, например огоньки “Сказочная полянка”, ”Самое важное слово”. Попросив кого-либо отвечать, вы можете ошибиться в выборе того, кто готов.
Обычно, в своей группе вы сразу увидите ребят активных, которые охотно идут на разговор, могут выражать свои мысли и не тушуются, когда все их слушают. Так же, у вас будут ребята, которые постараются сесть подальше от вас и попробуют быть незаметными. Этим ребятам трудно будет начинать говорить, но им надо помогать, иначе вы упустите их, ведь в большей степени на огоньках и складывается эмоциональная атмосфера вашей группы. Включая таких ребят в обсуждение, воспользуйтесь косвенным методом: “Кто еще не говорил?”, “Не хочет ли кто-нибудь из тех, кто ещё не говорил, что-нибудь добавить?». Или обратитесь напрямую: “Коля, а, что ты нам ответишь?”, ”Саша, нам очень хотелось бы знать твоё мнение “.
Ребятам, которые не могут сразу выразить свои мысли, вы можете помочь, используя технику присоединения, как, например, краткие высказывания: “Сегодняшний день тебе понравился?”, можно предложить продолжить незаконченные предложения: “Сегодняшний день прошел для меня………… потому, что……”, или, например, использовать развернутые высказывания: “Что произошедшее изменило твое мнение о сегодняшнем дне?”
Столько же вопросов, как и с тихими ребятами, может возникнуть и с гиперактивными, с теми, кто, начав говорить, не могут сами остановиться, перескакивают с темы на тему, начинают, подчас говорить не о чём, лишь бы внимание всех было приковано к ним. Не позволяйте одному ребенку захватить весь ваш огонек, прервите его, но осторожно, не сделайте так, что после он замкнется: “Ты говоришь не по существу…”, “Нам необходимо послушать остальных… пожалуйста, заканчивай”.
И, наконец, овладейт