Мероприятие по разработке и проведению комплексной рекламной кампании
В хлебном деле особое значение должно придаваться рекламе. Однако сегодня омская торговля рекламой хлеба и хлебобулочных изделий занимается крайне недостаточно. Это обусловлено тем, что большинство торговых работников считает, что, так как хлеб является товаром первой необходимости, имеющим постоянный спрос, то он не нуждается в рекламе. Это неверно, поскольку на потребительском рынке постоянно появляются новые и возрождаются традиционные виды данной продукции, например, различные сорта ржаного хлеба. Это и требует проведения рекламных мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Задача занятия и закрепления за производителем определенной доли рынка может быть достигнута только путем реализации комплексной рекламной кампании с привлечением СМИ, средств наружной рекламы.
Недостаток информированности потребителей, естественно, приводит к сокращению спроса, а, следовательно, и продаж. Поэтому необходимо провести рекламную кампании, используя информативную и напоминающую рекламу.
Задача данного мероприятия – добиться, чтобы потенциальный клиент судил о товаре на основе точных знаний, способствующих преодолению "барьера осторожности". Снизить этот барьер, а лучше – ликвидировать, удастся только тогда, когда в сознании субъекта, принимающего решение о покупке, возникает "образ" товара: притягательный, вызывающий положительные эмоции, хорошо запоминающийся.
Предприятие в этом случае должно заботиться о максимальной информированности действующих и потенциальных клиентов. Чем больше последние будут знать о товаре, производителе и организации-поставщике, тем выше вероятность выбора именно данного товара. Покупателю следует сообщать: о существовании товара на рынке; о потребностях, которые этот товар удовлетворяет. Необходимо предоставить потенциальному клиенту доказательства высокого качества товара, гарантий удовлетворения потребности.
С помощью различных мероприятий по формированию спроса на товар и, прежде всего, товарной рекламы в сознании потенциальных потребителей создается положительный "образ" товара. Образ этот играет главную роль при принятии решения о покупке. А поскольку покупка – результат во многих случаях коллегиального обсуждения, то мероприятия по формированию спроса на товар должны дойти не только до тех, кто принимает решение, но и до тех, кто способен на него повлиять.
Деятельность рекламодателей подчинена целям и задачам маркетинга предприятия, служит инструментом обеспечения успешной торговли, формирования постоянной клиентуры предприятия.
Данная рекламная кампания способствует увеличению покупателей, и как следствие получению дополнительной прибыли.
Определенного эффекта можно добиться использованием в рекламных слоганах и других рекламных текстах клишированных конструкций, которые помимо вложенного в них смысла содержат свой собственный – так называемая "память текста". Она особенно важна в клише пословиц, поговорок, афоризмов, к памяти коллективного бессознательного. Яркие цвета логотипа убеждают потребителя совершить покупку не откладывая.
Пекарь, изображенный на логотипе, улыбается, несет позитивный заряд, который передается покупателю, довольный вид пекаря убеждает покупателя в правильности выбора и поднимает настроение.
В определенный момент покупателю необходимо напомнить о компании и ее продукте. Повторное размещение рекламы напоминает покупателю, что здоровье нельзя приобрести, купив продукт лишь однажды. Для поддержания здоровья необходимо постоянно употреблять здоровую пищу.
Начнем рекламную кампании с размещение информационного сюжета в программе "Наша копилка". Цель данного мероприятия информировать потребителя о новом продукте и его отличиях. Идея сюжета – важность пищевых продуктов для сохранения здоровья и долголетия. Сюжет включает интервью с руководителем предприятия, а также процесс производства нового хлеба, знакомство покупателей с оборудованием для изготовления новой продукции. Сюжет, размещенный в телевизионной программе "Наша копилка", в наибольшей мере отвечает задачам позиционирования (донесение концепции полезности хлеба, создание благоприятного имиджа компании). Именно поэтому мы размещаем его на первом месте в структуре продвижения. Доказано, что человек запоминает информацию лишь частично, если он ее просто услышал, большую часть, если он ее услышал и увидел. Наглядное представление о продукте, знакомство с процессом производства хлеба и хлебобулочных изделий должно сделать "непонятное" понятным, заинтересовать покупателя в продукте.
Интервью с руководителем предприятия способствует созданию позитивного имиджа компании. Аудитория должна понять, что руководство предприятия выражает заботу и любовь каждому покупателю, а его продукция несет здоровье и благополучие в каждую семью.
Показ однажды, в течение первой недели реализации коммуникационной программы. Затраты на данное мероприятия составят 8500 р.
Для этого с 1 по 30 апреля на телеканале "ОРТ" предлагается разместить рекламный ролик, содержащую информацию о торговой марке предприятия.
Договор на оказание услуг по изготовлению и размещению рекламы заключается с ООО Рекламная компания "Акварель". Рекламные ролики различны по своему сюжету, но имеют одинаковую смысловую нагрузку (рекламный сериал)
Помимо информативной функции – пропаганда здорового образа жизни, формирование символичности продукта.
В подтексте либо в тексте любого рекламного сообщения содержится либо подразумевается обращение к магии. Реклама компании – не исключение. Наряду с "Магией очарования" и "Магией вкуса" очевидно должна существовать "Магия жизненной силы".
На побуждение к определенного рода действию направлена риторика рекламного сообщения, т.е. должна происходить подмена понятий по смежности: чемпион по «полезности» среди хлеба равен лидеру по силе, здоровью и красоте.
В июне и июле выйдет еще одна реклама, но уже напоминающего характера. Июнь и июль – это месяца, когда происходит небольшой спад в продажах.
График рекламной кампании предоставлен в табл. 5.
В табл. 6 предоставлен выбор телевизионных каналов для размещения рекламы. Наиболее популярными из телевизионных каналов на сегодняшний день у омских потребителей являются "ОРТ", "РТР", "АСТРА".
Данный вид рекламы предприятию обойдется в 180000 р.
Так же необходимо проводить презентации новых видов хлебобулочных изделий.
Таблица 5
График рекламной кампании
Рекламные мероприятия | 1 мес. | 2 мес. | мес. | мес. | мес. | мес. | мес. | мес. | мес. | мес. | мес. | мес. |
Информативная реклама на телевидении | V | |||||||||||
Напоминающая реклама по телевидению | V | V |
Таблица 6
Выбор телевизионных каналов для размещения рекламы
Телевизионный канал | Частота повтора в день | Количество дней | Продолжительность рекламного ролика | Стоимость изготовления и размещения рекламы |
"Астра" "ОРТ" "РТР" | 15 сек. 10 сек. 10 сек. . | Охват аудитории всех телевизионных каналов – 60 000 р. |
Презентация товара – это совокупность средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже товаров, их свойствах и качествах, формах обслуживания.
Она способствует решению следующих задач:
· доставление сообщений, стимулирующих спрос;
· продажа разнообразных продуктов;
· формирование потребностей покупателей;
· освоение и расширение рынка сбыта товаров;
· ускорение товарооборота;
· создание и распространение имиджа;
· формирование культуры потребления и развития эстетических вкусов людей.
Политика информирования и обучения потребителей представляется очень перспективной с точки зрения повышения покупательской лояльности. Она представляет собой переход от обычных форм стимулирования спроса к усилиям помочь потребителям совершить покупку более обдуманно. Да, товары те же самые, но приобретая их у нас, вы больше узнаете о том, что они из себя представляют.
Данный вид рекламы будет осуществляться с помощью листовок.
Эффективность распространения листовок обеспечивается за счет точного охвата практически любой целевой аудитории, и высокого отклика среди потенциальных клиентов.
Рекламные материалы в местах продаж – эффективное средство. Настолько эффективное, что часто их называют "Немыми продавцами". Доступность информации позволяет покупателям сделать осознанный выбор.
Торговому дому предлагается раз в два месяца выпускать информационную листовку, в которой будет содержаться информация о хлебобулочных изделиях.
Данный вид рекламы будет распространяться через продавцов. Во время покупки листовка будет вручаться покупателю.
Анализируя данные по количеству покупателей, предлагается заказывать около 2000 листовок. В год количество листовок составит соответственно 12000 штук. Листовки будут изготовлены в типографии Омского государственного института сервиса. Стоимость одной листовки составит 15 р. Листовка будет изготовлена на листе формата А4 с изображением хлебобулочного изделия.
Годовые затраты на проведение данного вида рекламы составят: затраты на изготовление листовок 12000 шт. 15 р. = 180000 р.
Число желающих попробовать продукт питания в магазине очень близко к 90 %, особенно среди женщин. Даже если время поджимает или руки заняты, ужасно интересно ознакомиться с новеньким и вкусненьким. Дегустация – это проверенный метод продвижения товара. Промоушен – стимулирование сбыта товара, услуги и т. п., связанное с непосредственным контактом промоутеров с максимальным количеством потенциальных потребителей.
Для производителя, задачей которого является увеличение объемов продаж, повышение узнаваемости марки, вывод нового продукта на рынок. Промоушен оперативно решает эти задачи, обладая огромным преимуществом перед неперсонифицированной рекламой – он обращен к конкретному потребителю. Потребителю, который перегружен потоком рекламы со всех сторон, промоушен позволяет ему не только видеть продукт, слышать о его свойствах, но он дает возможность потребителю непосредственно познакомиться с продуктом, попробовать его, повертеть в руках, а, самое главное, – задать вопросы, которые интересуют лично его, и получить на них грамотные ответы. Это и является основным преимуществом промоушена перед другими видами рекламы – в одном и том же месте, в одно и то же время потребитель увидел товар, попробовал его (или совершил какие-либо еще действия), получил образец или пошел купил. Все происходит за 3–5–7 минут, не больше. В промоушне нуждаются и производитель, и потребитель одинаково.
Дегустация хлебобулочных изделий будет проводиться в сети розничной торговли: в супермаркетах "Астор", "Наш магазин" и у некоторых киосках предприятия. Акция будет длиться один месяц по три дня в неделю. Она будет организована в дни и часы наибольшей активности покупателей. Для большинства торговых точек, по данным многолетних наблюдений, это четверг и пятница с 16.00 до 20.00 и суббота с 13.00 до 17.00.
В проведении дегустации одновременно будут задействованы 4 бригады по 2 человека в каждой.
Точки проведения акции будут оформлены в фирменном стиле компании. Промоутеры будут подготовлены для работы именно с торговой маркой компании. Стоимость разового тренинга для группы промо-персонала из 8 человек, с целью ознакомления с продукцией и торговой маркой составит 3200 р. Работа промоутеров включает в себя проведение дегустаций, информирование покупателей о преимуществах и особенностях предлагаемых товаров, стимулирование покупок дегустируемых сортов продукции, получение информации о предпочтениях потребителей. В прил. 6.6.1 представлены требования, предъявляемые к демонстратору и в прил. 6.6.2 – сценарий проведения дегустации. Заработная плата промоутеров составляет 40 р./час. Соответственно общие затраты на оплату труда составят 15360 р.
Ассортимент продукции, представляемой на дегустации, как правило, включает 4–6 наименований для каждой торговой точки. При составлении ассортимента принимаются во внимание следующие факторы:
· наличие новой продукции, выводимой на рынок;
· наличие продукции, ранее не продававшейся в торговой точке;
· спад продаж по определенным видам продукции в данной торговой точке;
· обязательное наличие продукции из разных ценовых диапазонов;
· наличие продукции, которая является аналогом продукции конкурентов.
В соответствии с перечисленными условиями ассортимент для дегустационной очки будет сформирован следующим образом:
· Хлеб "Чиаббата с сыром".
· Слойка "Вита".
· Хлеб "Сибирский".
· Хлеб "Жито".
· Изделия пшеничные со льном.
Требования к нарезке продукции приведены в прил. 6.6.3.
Расходы на организацию и проведение дегустаций состоят из двух основных статей: инвестиционные одноразовые вложения и переменные расходы непосредственно на проведение акций. Первые связаны с обеспечением бригад демонстраторов всем необходимым, включая теоретическую подготовку и тренинг. Вторые возникают при доставке продукта в точки проведения акций и его расходовании во время дегустаций.
Ориентировочная смета инвестиционных и переменных расходов на дегустации представлена в прил. 6.6.4. Общие затраты на проведения дегустации составят 77680 р.
Общий бюджет на проведение рекламной кампании составит 446180 р.
Сумма бюджета на проведения рекламной кампании составит затраты на внедрения данного мероприятия. При реализации коммуникационной программы коммерческие расходы организации увеличатся на 446180 р., что вызовет рост себестоимости. Однако, с нашей точки зрения это не должно вызвать увеличения цены продукта. Стремление компенсировать коммерческие расходы более высокой ценой продукта может привести к дестимулированию покупателей. Компания может компенсировать понесенные расходы путем увеличения объема продаж, а, следовательно, снижением удельных издержек.
Плановое увеличение объема продаж составляет 5%. Подсчитаем экономическую эффективность данного мероприятия по формуле (1).
Расчет всех данных сведем в табл. 7.
Таблица 7
Основные финансовые результаты до и после
внедрения мероприятия
Показатели | 2004 г. | Проектный 2005 г. | Отклонение |
Выручка от продаж, тыс. р. | 106241,1 | 5059,1 | |
Покупная себестоимость, тыс. р. | 76632,15 | 3649,15 | |
Коммерческие расходы, тыс. р. | |||
Прибыль от продаж, тыс. р. | 10326,95 | 963,95 |
Таким образом, от внедрения данного мероприятия предприятие увеличит товарооборот 5059,1 тыс. р., прибыль от продаж на 963,95 тыс. р.
По итогам мероприятия можно сделать вывод, что проведение рекламной кампании позволит расширить сеть обслуживания населения, укрепит имидж предприятия и увеличит объем чистой прибыли.
Итак, с помощью рекламы предприятие может не только достигать своих целей в устойчивом сбыте продукции, но также решать и другие маркетинговые задачи. Например, такие, как сбор маркетинговой информации (функция обратной связи рекламы – анализ эффективности рекламы). На основе собранной информации - формирование ассортиментной политики, политики ценообразования, формирование каналов сбыта и др. Но чтобы эффективность рекламы была ещё выше, её нужно планировать, т. е. заниматься разработкой рекламной кампаний предприятия.