О неприкосновенности жизни мусульманина, его имущества и чести

О неприкосновенности жизни мусульманина, его имущества и чести

Прежде, чем перейти к положениям, связанным с воздаянием равным (кысáс) и компенсацией (дия), хотелось бы обратить внимание на то, насколько великим преступлением является неправомерное пролитие крови в Исламе.

Всевышний Аллах сказал: «По этой причине (убийство сыном Адама своего брата) Мы предписали сынам Израиля: Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (аль-Маида 5: 32).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Тот, кто убил хоть одну душу, которую запретил убивать Аллах, подобен тому, кто убил все человечество!” См. “Тафсир Ибн Касир” 2/165.

Всевышний Аллах также сказал:«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад, в котором он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения»(ан-Ниса 4: 93).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поношение мусульманина – это нечестие, а сражение с ним – неверие!» аль-Бухари 48, Муслим 116.

Салим ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) как-то сказал: “О жители Ирака, нет никого, кто больше вас спрашивал бы о малых грехах, и больше вас совершал бы большие грехи! Я слышал от своего отца ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине смута придет с этой стороны», –и он, указав рукой в сторону востока, сказал: «Оттуда растут рога шайтана. Затем вы станете рубить друг другу головы. Ведь поистине, об убийстве человека из народа фараона, которое совершил Муса по ошибке, Аллах сказал:«Ты убил человека, и Мы спасли тебя от скорби и подвергли тебя тяжелому испытанию» (Та-ха 20: 40)”. Муслим 2905.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Бурайды и аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гибель всего этого мира менее значима для Аллаха, чем неправомерное убийство верующего!» ат-Тирмизи 1395, ан-Насаи 3986, 3990, Ибн Маджах 2619. Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 8/347, “Сахих ат-таргъиб” 2438, 2439, 2440.

Со слов Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы обитатели небес и земли все вместе были повинны в убийстве одного верующего, Аллах непременно вверг бы их всех в Огонь». ат-Тирмизи 1398, аль-Байхакъи 5352. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 1128.

От Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал обход (таууаф) вокруг Каабы, он посмотрел на неё и сказал: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О как величественна ты и как велика твоя святость. Но клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что неприкосновенность верующего более велика пред Аллахом, чем твоя! Неприкосновенны его имущество и кровь, и мы должны думать о нём лишь благое». Ибн Маджах 3932, аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 5/296. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3420, “Сахих ат-таргъиб” 2441.

О неприкосновенности жизни и имущества неверного,

Либо требовать казнь, либо взять компенсацию (дия)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у кого-то убили родного, то он может выбрать одно из двух: либо получить выкуп за убитого, либо воздать убийце равным». аль-Бухари 112, 6880, Муслим 1355.

О том, что прощение имеет большое достоинство

Всевышний Аллах сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (аш-Шура 42: 40).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: “Когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) приходили с требованием возмездия, он побуждал к прощению”. ан-Насаи 4783. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

О том, что выплата компенсации за неумышленное убийство

Заключение

Исходя из всего изложенного, нам становится ясно, что Шариат Аллаха относится очень строго к нанесению людям увечья, не говоря уже об убийстве, даже если оно было случайным.

Тому, кто стал причиной смерти мусульманина, является обязательным выплатить компенсацию семье умершего в размере сотни верблюдов, даже если убийство было непреднамеренным.

Помимо выплаты компенсации, он также обязан соблюдать шестидесятидневный непрерывный пост в качестве искупления.

Если же человек совершил неправомерное и умышленное убийство, то его полагается казнить в качестве воздаяния равным.

Родным убитого принадлежит право выбора: требовать воздаяние равным, т.е. казни; согласиться на компенсацию; или вовсе простить.

За неумышленное убийство неверного, который пребывает в договоре с мусульманами, будь это перемирие, гарантия безопасности, и т.п. необходимо выплатить его родным то, что приравнивается пятидесяти верблюдам.

Что касается умышленного убийства неверного не по праву, то по мнению ‘Усмана ибн ‘Аффана компенсация составляет сотню верблюдов, как и в случае с убийством мусульманина.

Даже в случае отказа от компенсации и требования казни со стороны родных неверного, мусульманина за неверного не казнят.

Что касается того, кто нанёс телесное увечье, не доводящее до смерти, тот также обязан либо компенсацией, либо пострадавший требует нанести такое же увечье и ему.

Размер компенсации разнится в зависимости от тяжести и степени увечья.

Компенсацию можно выплачивать в любом виде, будь то верблюдами, золотом или деньгами.

Пострадавший или же опекуны и наследники убитого вправе простить выплату компенсации, если в этом будет польза.

Шариат побуждает пострадавшего и родных убитого к прощению, а виновника побуждает к покаянию.

К сожалению, в полной мере решать и воплощать вопросы компенсации возможно лишь в исламских странах, где практикуются эти законоположения, и где виновника на государственном уровне обязывают возместить ущерб. А что касается стран, где не практикуются подобные исламские положения, то мусульманам, проживающим там, следует приходить к согласию и общему урегулированию подобных вопросов, обращаясь к обладателям шариатских знаний из их числа. А ещё лучше, им следует бояться Аллаха, быть осмотрительными и не допускать подобных инцидентов.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он уберёг нас и наших родных от того, чтобы мы стали причиной случайной смерти или нанесения увечья кому-либо не по праву!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

О неприкосновенности жизни мусульманина, его имущества и чести

Прежде, чем перейти к положениям, связанным с воздаянием равным (кысáс) и компенсацией (дия), хотелось бы обратить внимание на то, насколько великим преступлением является неправомерное пролитие крови в Исламе.

Всевышний Аллах сказал: «По этой причине (убийство сыном Адама своего брата) Мы предписали сынам Израиля: Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (аль-Маида 5: 32).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Тот, кто убил хоть одну душу, которую запретил убивать Аллах, подобен тому, кто убил все человечество!” См. “Тафсир Ибн Касир” 2/165.

Всевышний Аллах также сказал:«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад, в котором он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения»(ан-Ниса 4: 93).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поношение мусульманина – это нечестие, а сражение с ним – неверие!» аль-Бухари 48, Муслим 116.

Салим ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) как-то сказал: “О жители Ирака, нет никого, кто больше вас спрашивал бы о малых грехах, и больше вас совершал бы большие грехи! Я слышал от своего отца ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине смута придет с этой стороны», –и он, указав рукой в сторону востока, сказал: «Оттуда растут рога шайтана. Затем вы станете рубить друг другу головы. Ведь поистине, об убийстве человека из народа фараона, которое совершил Муса по ошибке, Аллах сказал:«Ты убил человека, и Мы спасли тебя от скорби и подвергли тебя тяжелому испытанию» (Та-ха 20: 40)”. Муслим 2905.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Бурайды и аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гибель всего этого мира менее значима для Аллаха, чем неправомерное убийство верующего!» ат-Тирмизи 1395, ан-Насаи 3986, 3990, Ибн Маджах 2619. Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 8/347, “Сахих ат-таргъиб” 2438, 2439, 2440.

Со слов Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы обитатели небес и земли все вместе были повинны в убийстве одного верующего, Аллах непременно вверг бы их всех в Огонь». ат-Тирмизи 1398, аль-Байхакъи 5352. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 1128.

От Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал обход (таууаф) вокруг Каабы, он посмотрел на неё и сказал: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О как величественна ты и как велика твоя святость. Но клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что неприкосновенность верующего более велика пред Аллахом, чем твоя! Неприкосновенны его имущество и кровь, и мы должны думать о нём лишь благое». Ибн Маджах 3932, аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 5/296. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3420, “Сахих ат-таргъиб” 2441.

Наши рекомендации