Ответственность за нарушение рекламного законодательства
Реклама необходима только на рынках, функционирующих в условиях конкуренции поэтому гос. контроль в области рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она может выносить предписания о прекращении нарушений, об аннулировании лицензий, о признании недействительными сделок, распространении контррекламы, , т.е. опровержении ненадлежащей рекламы с целью ликвидировать вызванные ею последствия. При этом используются то же средство распространения, те же характеристики продолжительности, пространства, места и порядка, что и при размещении опровергаемой рекламы.
Существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
1. Гражданская ответственность в форме возмещения убытков, возмещения вреда, в том числе морального, а также публичное опровержение ненадлежащей рекламы. При этом истцы освобождены от уплаты госпошлины.
2. Административная ответственность в форме штрафов в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Для юридических лиц штрафы могут доходить до 5000 МРОТ.
3. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов в целях рекламирования по ст. 242 УК РФ.
Лекция 14. Правовые основы аудиторской деятельности.
Понятие, правовые основы аудита.
Правовой статус проверяемых и аудиторов.
Понятие, виды аудиторских проверок.
4. Аудиторское заключение.
Правовые основы аудита.
Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В России наиболее известными аудиторскими фирмами являются «Прайсвотерхаускуперс», «Эрнст энд Янг», «Современные бизнес-технологии», «Что делать консалт», «Юникон МС», «Росэкспертиза», «Развитие бизнес систем», и ряд других.
Аудиторская деятельность является разновидностью предпринимательства и состоит в независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Надо сказать, что в современной юридической литературе существует точка зрения, что аудит не может считаться ПД, поскольку целью проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности не является извлечение прибыли. Аудит не заменяет государственного контроля. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 ГКРФ «Возмездное оказание услуг».
Аудит является исключительным видом деятельности и может совмещаться только с оказанием «сопутствующих» услуг: налоговое консультирование, оценка стоимости имущества, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, маркетинговые исследования, правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.
Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:
1) Федеральный закон от 7 августа 2001 (ред. 03.11.06 г.) "Об аудиторской деятельности";
2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждено 23 таких стандарта, среди которых:
"Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";
"Документирование аудита";
"Планирование аудита";
"Существенность в аудите";
"Аудиторские доказательства";
"Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности";
"Особенности первой проверки аудируемого лица";
"Внутренний контроль качества" и др.;
3) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 7 августа 2001 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;
4) рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.
5) локальные акты, например рекомендации по проведению аудита на отдельных предприятиях.
Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора, и аудиторские организации.
Помимо аттестации законом предусмотрены другие формы контроля за аудиторской деятельностью. В частности, Минфин России ведет гос. реестры аттестованных аудиторов, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров. Минфин России также аккредитует профессиональные аудиторские объединения на 3-летний срок. Аккредитация проводится при наличии в составе такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса профессиональной этики и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.
При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены Совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности.