Предпринимательская деятельность гражданина

Гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента гос. регистрации. ИП приобретает статус субъекта малого предпринимательства с момента гос. регистрации.

ИП - дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве ИП, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность граждан без образования ЮЛ представляет собой простую форму организации предпринимательской деятельности. В соответствии с положением «О порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.1994 г., регистрация ИП производится по месту жительства будущего предпринимателя.

У ИП есть специальные экономические преимущества (налоговые, учетные…). ИП имеет статус субъекта малого предпринимательства.

По общему правилу ПД граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Однако несовер­шеннолетние могут вести ПД только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Полная дееспособность наступает по достижении 18 лет. При условии ограничения дееспособности граждане вправе заниматься предпринимательством с согласия попечителя. Лица эмансипированные вправе заниматься ПД, за исключением некоторых видов, для которых установлен возрастной ценз. Правоспособность ИП приравнена к правоспособности коммерческих организаций. Правоспособность ИП складывается из следующих правомочий:

ü ИП м. заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом, а при осуществлении деятельности, требующей лицензирования – при наличии лицензии (закон «О лицензировании»).

ü ИП м. заключать любые предпринимательские договоры

ü ИП м.б. участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).

ü ИП м. объединяться в ассоциации (союзы), создавать иные некоммерческие объединения

ü Дела ИП по экономическим спорам рассматриваются в АС РФ

ü По своим обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом. Взыскание м.б. наложено и на его личное имущество (долю в общем имуществе).

ü ИП м. применять наемный труд. Ограничения количества работников не установлено. Особенности регулирования труда установлены ст. 48 ТК РФ (ИП осуществляет социальное страхование, пенсионное обеспечение…).

ü Для ИП предусмотрены специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход).

ü Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обя­зательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обра­щено взыскание.

ü ИП, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлени­ем им ПД, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот­стве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве ИП.

Глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) является ИП. Статус ИП приобретается с момента гос. регистрации КФХ. Особенности таких ИП:

1). Закон «О банкротстве» предусматривает банкротство именно КФХ, а не ИП – главы хозяйства.

2). В конкурсную массу включается находящееся в общей собственности членов КФХ имущество. Имущество, принадлежащее главе КФХ и его членам, не включается в конкурсную массу.

3. Правовое положение казенных предприятий (ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях»).

Казенное предприятие является унитарным предприятием, ос­нованным на праве оперативного управления. Унитарной признается коммерческая органи­зация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприя­тия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зави­симости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Помимо казенных предприятий по законодательству РФ создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное пред­приятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постанов­лением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739, федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с феде­ральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участни­ком (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Ре­шение об участии федеральных казенных предприятий в коммерче­ской или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Особенностью их правового положения являет­ся обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприя­тия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных пред­приятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев созданияпредприятий данного вида:

· если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ
или муниципального образования;

· при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, желез­
нодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

· при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным госу­дарством ценам в целях решения социальных задач;

· при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

· при необходимости осуществления отдельных дотируемых ви­дов деятельности и ведения убыточных производств;

- при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав,утверждаемый уполномоченным государственным орга­ном или органом местного самоуправления. Устав федерального ка­зенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 За­кона об унитарных предприятиях. Государственная регистрация ка­зенного предприятия осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. При этом следует отметить, что в казенных предпри­ятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве опера­тивного управления. Важно также отметить, что Закон об унитар­ных предприятиях предусматривает особый порядок распределе­ния доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного само­управления.

Собственникуимущества казенного предприятия законодательст­во предоставляет широкие полномочия,перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

· принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

· определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

· определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной де­ятельности предприятия;

· назначение на должность руководителя предприятия, заклю­чение с ним трудового договора;

· согласование приема на работу главного бухгалтера, заключе­ние с ним трудового договора;

· дача согласия на распоряжение имуществом, в том числе на со­вершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований,
переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

· осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

· утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;

· утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

· изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

· доведение до казенного предприятия обязательных для испол­нения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

· утверждение сметы доходов и расходов.

Реализация указанных полномочий собственника федерального казенного предприятия осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, в ведении которого находится предприятие, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Разграничение полномочий между указанными органами проводится Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.

Ликвидация и реорганизация федеральных государственных казанных предприятий, включенных в перечень стратегических пред­приятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Ука­зом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 10091, осуществляются Правительством Российской Федерации на основа­нии решения Президента Российской Федерации.

Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчет­ный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприя­тия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя пред­приятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руково­дитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случа­ях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиаль­ные совещательные органы.

К особенностям правового положения казенного предприятия сле­дует также отнести публичность бухгалтерской отчетности, представ­ление ее уполномоченным органам, возможность установления собст­венником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.

Наши рекомендации