Предпринимательская деятельность гражданина
Гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента гос. регистрации. ИП приобретает статус субъекта малого предпринимательства с момента гос. регистрации.
ИП - дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве ИП, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность граждан без образования ЮЛ представляет собой простую форму организации предпринимательской деятельности. В соответствии с положением «О порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.1994 г., регистрация ИП производится по месту жительства будущего предпринимателя.
У ИП есть специальные экономические преимущества (налоговые, учетные…). ИП имеет статус субъекта малого предпринимательства.
По общему правилу ПД граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести ПД только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Полная дееспособность наступает по достижении 18 лет. При условии ограничения дееспособности граждане вправе заниматься предпринимательством с согласия попечителя. Лица эмансипированные вправе заниматься ПД, за исключением некоторых видов, для которых установлен возрастной ценз. Правоспособность ИП приравнена к правоспособности коммерческих организаций. Правоспособность ИП складывается из следующих правомочий:
ü ИП м. заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом, а при осуществлении деятельности, требующей лицензирования – при наличии лицензии (закон «О лицензировании»).
ü ИП м. заключать любые предпринимательские договоры
ü ИП м.б. участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).
ü ИП м. объединяться в ассоциации (союзы), создавать иные некоммерческие объединения
ü Дела ИП по экономическим спорам рассматриваются в АС РФ
ü По своим обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом. Взыскание м.б. наложено и на его личное имущество (долю в общем имуществе).
ü ИП м. применять наемный труд. Ограничения количества работников не установлено. Особенности регулирования труда установлены ст. 48 ТК РФ (ИП осуществляет социальное страхование, пенсионное обеспечение…).
ü Для ИП предусмотрены специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход).
ü Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
ü ИП, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им ПД, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве ИП.
Глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) является ИП. Статус ИП приобретается с момента гос. регистрации КФХ. Особенности таких ИП:
1). Закон «О банкротстве» предусматривает банкротство именно КФХ, а не ИП – главы хозяйства.
2). В конкурсную массу включается находящееся в общей собственности членов КФХ имущество. Имущество, принадлежащее главе КФХ и его членам, не включается в конкурсную массу.
3. Правовое положение казенных предприятий (ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.
Помимо казенных предприятий по законодательству РФ создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739, федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии федеральных казенных предприятий в коммерческой или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев созданияпредприятий данного вида:
· если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ
или муниципального образования;
· при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, желез
нодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
· при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
· при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;
· при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Учредительным документом казенного предприятия является его устав,утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. Государственная регистрация казенного предприятия осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. При этом следует отметить, что в казенных предприятиях уставный фонд не создается.
Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Собственникуимущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия,перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:
· принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;
· определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;
· определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
· назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;
· согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;
· дача согласия на распоряжение имуществом, в том числе на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований,
переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
· осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;
· утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;
· утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;
· изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;
· доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
· утверждение сметы доходов и расходов.
Реализация указанных полномочий собственника федерального казенного предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Разграничение полномочий между указанными органами проводится Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.
Ликвидация и реорганизация федеральных государственных казанных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 10091, осуществляются Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации.
Единоличным исполнительным органом казенного предприятия является его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему. Руководитель должен действовать в интересах предприятия, добросовестно и разумно. Правовой статус руководителя предприятия определяется ст. 21 Закона об унитарных предприятиях и трудовым законодательством. Необходимо подчеркнуть, что руководитель предприятия несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием). Собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков. В предусмотренных федеральными законами случаях на казенных предприятиях могут быть образованы коллегиальные совещательные органы.
К особенностям правового положения казенного предприятия следует также отнести публичность бухгалтерской отчетности, представление ее уполномоченным органам, возможность установления собственником случаев обязательной ежегодной аудиторской проверки.