Отраслевой анализ: аспекты исследования, методы, характеристики и показатели.
Под отраслью понимается группа предприятий, продукция которых обладает общим назначением и потребительскими свойствами и конкурирует на одном рынке. «Зона» действия отрасли – это внутренние и внешние границы конкретного бизнеса.
Обобщенная схема анализа:
Основные экономические показатели отрасли → Анализ конкуренции → Движущие силы. Вызывающие долгосрочные изменения в отрасли → Конкурентное положение основных предприятий отрасли.
Оценка привлекательности отрасли и перспективы получения прибыли ← Основные факторы успеха в отрасли ← Анализ стратегических намерений основных конкурентов.
Основные показатели, характеризующие отрасль промышленности:
- размер рынка;
- масштаб конкуренции (региональная, национальная, международная или глобальная);
- стадия роста рынка и развития отрасли;
- число конкурентов в отрасли и их относительная величина;
- количество покупателей;
- степень интеграции производителей;
- барьеры на входе-выходе;
- темп изменений продукции и технологии;
- возможность использования эффекта масштаба в ресурсном обеспечении, производстве, маркетинге;
- степень загрузки производственных мощностей;
- эффективность производства и продаж;
- средняя норма прибыли в отрасли;
- капиталоемкость, требуемая для эффективной работы в отрасли.
Определение стадии Жизненного цикла отрасли.
Участники рынка (производители, поставщики, потребители), а также окружающая среда создают своими действиями долгосрочные изменения, требующие от предприятия стратегической реакции.
Отрасли в своем развитии проходят эволюционные фазы или стадии жизненного цикла: зарождение, прогрессирующий рост, зрелость, старение.
Анализ и оценка жизненного цикла отрасли, а также движущих сил, вызывающих долгосрочные изменения в ней, позволяют выработать адекватную стратегию достижения (укрепления) конкурентоспособности.
Классификация движущих сил:
· - изменение долгосрочных темпов роста отрасли;
· - изменения структуры потребителей и потребительских предпочтений;
· - появление новых товаров;
· - технологические изменения, появление технических ноу-хау;
· - возрастающая глобализация отрасли, выход на рынок или уход с него крупных компаний;
· - изменения затрат на производственные ресурсы (сырье, труд);
· - действия государственных и административных органов (изменения объема вмешательства государства в экономику);
· - изменение социальных приоритетов, общественных взглядов и стиля жизни.
Анализ движущих сил в отрасли предполагает выделение главных, определяющих развитие отрасли, и является обязательным условием разработки эффективной стратегии.
Определение компонентов Ключевого фактора успеха отрасли.
В практике финансового анализа используют три наиболее важных финансовых показателя деятельности предприятия:
· - выручка от реализации;
· - прибыль;
· - денежные средства на расчетном счете и в кассе.
Предприятие финансово устойчиво в случае положительных значений всех трех показателей.
Величина денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия является показателем оперативной финансовой устойчивости предприятия.
Факторы конкурентного успеха в отрасли:
· - технологические (способность к совершенствованию технологий и производства, наличие и качество собственного научного и инновационного потенциала);
· - производственные (низкие затраты, обеспечение качества, высокий потенциал производственных мощностей, гибкость производства, высокая производительность труда);
· - маркетинговые и сбытовые (широкий ассортимент и большой выбор продукции, гарантии потребителям, эффективная сеть оптовых и розничных продавцов, низкие затраты на сбыт, благоприятный имидж и репутация у потребителя);
· - организационные (высокая скорость реакции на изменения рыночных условий, опыт работы в отрасли, эффективность управленческих решений, наличие эффективной информационной системы);
· - квалификация персонала, эффективные мотивации;
· - другие (доступ к источникам капитала, патентная защищенность).
Модели и методы анализа внутренней среды