Концепции представления будущего.
Концепция в компании разрабатывается, когда необходимо решить новую, сложную, трудноразрешимую проблему- Концепция задает вектор движения к достижению поставленной цели. В ней намечаются общие направления предстоящей работы, общие контуры проекта, а показатели, которые должны быть достигнуты, определяются лишь ориентировочно.
Первоначальная идея была проста — разработать экономичную, компактную машину с минимально возможным расходом топлива, в противовес громоздким автомобилям, превратившимся в "пожирателей" бензина. В то же время несмотря на сравнительно небольшие габариты модели, салон ее должен был быть вместительным и просторным. На этом этапе разработки концепции определились требования к будущему автомобилю:
1) максимально просторный салоп при минимальных размерах автомобиля:
2) экономичность расходования топлива.
Па втором этапе в качестве базовой модели для дальнейшей проработки была выбрана Corolla, в которой галлон бензина расходовался за 30,8 мили. Была поставлена задача, чтобы для нового автомобиля галлона бензина хватало на 47,5 мили, что па 50% выше, чем у существовавшего автомобиля. Для разработки уточненной концепции проекта отводилось три месяца. К концу срока группа не только представила идеи, по и выполнила чертежи в масштабе 1 : 2. Требования, предъявляемые к будущему автомобилю, были по сравнению с первым этапом разработки концепции конкретизированы:
1) вместительный салон за счет максимальной длины колесной базы;
2) относительно высокое размещение сиденья для удобной посадки и высадки из автомобиля:
3) обтекаемая форма кузова при высоте 1500 мм;
4) расход топлива — 47,5 мили на галлон и т.д.
Уточненная концепция стала результатом большой исследовательской работы и подкреплялась конкретными расчетами параметров и характеристик будущего автомобиля. Она была одобрена высшим руководством компании.
На третьем этапе разработки концепции предполагалась уже разработка чертежей будущего автомобиля. На это отводилось шесть месяцев. Согласно практике Toyota на завершающей стадии проработки концепции должен быть изготовлен опытный образец. Однако возглавлявший этот этап господин Утиямада посчитал, что с изготовлением опытного образца торопиться не следует, поскольку далеко не все еще было ясно. Он хотел, чтобы до принятия окончательного решения были рассмотрены и оценены все возможные альтернативные варианты реализации проекта, что получило название "параллельного проектирования на базе ряда альтернатив". Окончательное решение предполагалось принять только после их рассмотрения и оценки.
Очень важно было не "утонуть" в обсуждении деталей. В частности, много времени заняло обсуждение трансмиссии. Это был тупиковый путь, на что лидер указал группе разработчиков: "Это нужно прекратить. Перестаньте думать про железо. Мы, инженеры, привыкли думать только о железе. По мы должны решить, какова концепция будущей машины, а не ее материальное воплощение. Давайте забудем о железе и вернемся к концепции качественно новой машины, которую нужно создать".
Проведенный "мозговой штурм" привел разработчиков к пониманию ключевой проблемы — необходимости создания экологически чистого автомобиля. Этой проблеме предстояло стать одной из главных при разработке модели Prius. Дело в том, что до сих пор существовала возможность решения этой проблемы в рамках электромобиля. Но тогда автомобиль превращался в средство для перевозки слишком громоздких аккумуляторных батарей. Концепцию спасла идея гибридного двигателя, с помощью которого оказалось возможным реализовать оптимальное соединение двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. Оптимальный режим их последовательной работы определялся посредством встроенного компьютера.
Идея создания гибридного двигателя рассматривалась и раньше, но считалась слишком рискованной, поскольку требовала много принципиально новых решений. И то, что концептуальная модель нового автомобиля привела к созданию гибридного двигателя, послужило толчком к началу его создания.
Однако одна идея, а точнее возможности, которые появились при се разработке, породила другие. Раз уж гибридный двигатель будет создаваться, нужно выжать из него все возможное с точки зрения экономного расходования топлива ведь реальным становился переворот в автомобильном энергопотреблении. Двигатель нового класса открывал иные возможности и в компоновке созданного автомобиля.
По запросу руководителя группы по разработке концепции были выделены лучшие специалисты компании. Вновь использовался принцип "параллельного проектирования на базе ряда альтернатив". Было рассмотрено 80 альтернативных вариантов гибридного двигателя. Из них отобрали около 10 "жизнеспособных". После проведенного сравнительного анализа и оценки остались четыре варианта, представлявшие наибольший интерес. Каждый из них тщательно исследовался с помощью компьютерного моделирования, на основании которого был выбран наиболее предпочтительный вариант. Тем самым разработка концепции завершилась и можно было перейти к разработке и реализации стратегии организации серийного производства автомобиля, впервые в мире имеющего гибридный двигатель.
Для разработки концепции целесообразно сформировать группу, в состав которой могут входить как специалисты в соответствующей предметной области, так и специалисты, владеющие необходимыми управленческими технологиями. Если концепция носит межотраслевой или многофункциональный характер, то в ее состав должны быть включены специалисты соответствующих областей профессиональной деятельности. Руководитель группы должен быть наделен необходимыми полномочиями и нести ответственность за разработанный группой документ.
Все положения представленной концепции должны быть обоснованы. Целесообразно открытое обсуждение представленной концепции, учет высказываемых в процессе ее подготовки предложений.
Наибольшую опасность представляет формальное отношение к разработке концепции, ее явно выраженный декларативный характер. В таком случае она не может выполнять функции документа, с учетом которого разрабатывается стратегия и стратегические планы ее реализации. В концепцию не должны включаться положения, реализуемость которых вызывает сомнения.
Уровни разработки концепции
Цель разработки концепции состояла в создании управленческой конструкции, способной определить стратегические цели и ключевые направления разработки стратегии развития объекта управления (рис. 4.11).
Рис. 4.11. Уровни разработки концепции