Критерии оценки результатов учебной деятельности магистрантов
В соответствии с принципами дидактической системы высшей школы 10-балльная система оценки включает следующие параметрические уровни знаний и степени компетентности студентов и соответствующие им оценки и балы:
10-балльная система | 4-балльная система |
Отлично | |
Хорошо | |
Удовлетворительно | |
Неудовлетворительно |
– первый уровень (низкий) – рецептивный; оценки «неудовлетворительно», «незачтено»; баллы – «1», «2», «3»;
– второй уровень (минимально достаточный) – репродуктивная несамостоятельная учебная деятельность, выполняемая с помощью преподавателя; оценка – «удовлетворительно», «зачтено»; балл – «4»;
– третий уровень (средний) – репродуктивная самостоятельная деятельность, выполняемая по алгоритму; оценки – «почти хорошо» и «хорошо»; баллы – «5» и «6»;
– четвертый уровень (высокий) – продуктивная самостоятельная деятельность, выполняемая по созданному или типовому алгоритму; оценки – «очень хорошо» и «почти отлично»; баллы – «7» и «8»;
– пятый уровень (высший) – творческая деятельность, в результате которой создается объективно новая учебная продукция (информация, знания); оценки – «отлично» и «превосходно»; баллы – «9» и «10».
Система десятибалльной шкалы оценки представляет собой последовательный ряд чисел (баллов) «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10» с фиксированием «условного нуля» цифрой «4», соответствующей минимальному требованию образовательного стандарта.
Десятибалльная шкала в зависимости от величины балла и оценки включает 7 групп критериев, которые ранжированы следующим образом:
10 баллов – (ПРЕВОСХОДНО):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
– точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
– безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
– полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
– творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
9 баллов – (ОТЛИЧНО):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
– точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы, полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 баллов – (ПОЧТИ ОТЛИЧНО):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
– использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач, способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
– усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
– активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 баллов – (ОЧЕНЬ ХОРОШО):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
– использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую;
– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
6 баллов – (ХОРОШО):
– достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
– использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении научных и профессиональных задач, способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
– усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 баллов – (ПОЧТИ ХОРОШО):
– достаточные знания в объеме учебной программы;
– использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
– усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
– самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
4 балла – (УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ЗАЧТЕНО):
– достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
– усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
– владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
– умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
– умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
– работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 балла – (НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО), НЕЗАЧТЕНО:
– недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
– знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
– использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
– слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
– неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;
– пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 балла – (НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО):
– фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
– знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
– неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
– пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
1 балл – (НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО):
– отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.
4.2. Учебная рабочая программа по дисциплине
ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ИПП
А.В. Горелик
2013 г.
Регистрационный № УД МД-10-ИМ-13/р.
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной
дисциплине
Для специальности
Инновационный менеджмент»
Кафедра | Магистратура экономики и управления | |
Семестры | 1 и 2 | |
Лекции | 20/6 (4+2) Зачет – 2 сем. | |
Семинарские занятия | 28/6 (2+4) | Экзамен – |
Аудиторных часов по дисциплине | 48/12 | |
Самостоятельная работа | 50/86 (36+50) | |
Всего часов по учебной дисциплине | Форма получения высшего образования: II ступень – очная / заочная |
Составил: Симанович В.Л., кандидат экономических наук, доцент
Учебная программа (рабочий вариант) составлена на основе Образовательного стандарта для второй ступени высшего образования (магистратуры) по специальности 1-26 81 02 «Инновационный менеджмент», утвержденного и введенного в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 № 108.
Рецензенты:
Д.А. Марушко, зав. кафедрой экономической информатики экономического факультета БГУ, кандидат экономических наук, доцент
Л.Е. Тихонова, профессор кафедры менеджмента БГУ, доктор экономических наук, профессор
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экономики и управления
«24»июня 2013 г. Протокол № 11
Заведующий кафедрой
______________ А.В. Коротков
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом ЧУО «Института парламентаризма и предпринимательства»
«28»июня 2013 г. Протокол № 5
Председатель
______________ А.В. Марков
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
Основной целью преподавания курса является формирование у магистрантов необходимых знаний о роли и месте малых и средних предприятий в ускорении научно-технического прогресса.
К числу приоритетных задач, решаемых при изучении данного курса, относятся:
– изучение международного и отечественного опыта в управлении инновациями малых и средних предприятий;
– овладение методами, этапами технологии инновационного процесса на малых и средних предприятиях;
– формирование научных представлений о перспективных системных разработках по управлению малыми и средними предприятиями с инновационным вектором развития;
– формирование научных представлений о перспективных направлениях развития корпоративных структур в части насыщения их малыми предприятиями-модулями с гибкими элементами (гибкие производственные системы, «подвижные» малые предприятия-модули сетевой организации с виртуальными границами, CALS-технологии, «подвижная» АСУ, включающая элементы перспективных системных технологий управления с инновационным вектором развития, не имеющих мировых аналогов).
1.2. Место учебной дисциплины в системе подготовки магистранта
Курс «Малые и средние предприятия в инновационной экономике» является специальной дисциплиной для студентов 2-ой ступени высшего образования по специальности «Инновационный менеджмент». Программа изучения данного курса отражает роль и место малых и средних предприятий (МСП) в инновационном развитии производства товаров и услуг. Причем учитывается то обстоятельство, что МСП могут специализироваться в исследовательской, проектной деятельности для предприятий любого типа, а также полностью или частично развивать свое производство товаров и услуг, образуя временные и постоянные союзы с другими субъектами хозяйствования. Изучение курса затрагивает и развивает перспективные инновации в технологиях менеджмента и корпоративного строительства, учитывающего остановку в развитии крупных корпоративных структур с жесткой организацией и развитие подвижных альянсов малых и средних предприятий, в том числе предприятий-модулей, оснащенных гибкими производственными системами, подвижными АСУ, виртуальными подразделениями, изменяющими свою конфигурацию под воздействием изменяющихся требований рынка и научно-технического прогресса.
1.3. Требования к освоению учебной дисциплины
Курс опирается на ряд общепрофессиональных и специальных курсов, освоенных магистрантом на 1-ой ступени высшего образования: «Менеджмент», «Организация производства»», «Производственные технологии», «Корпоративное управление», «Инновационный менеджмент», «Бизнес-планирование», «Экономика предприятия», «Организация предпринимательской деятельности».
В результате изучения курса магистрант должен получить необходимые знания о роли и месте малых и средних предприятий в управлении инновационным развитием производства товаров и услуг, уметь использовать их в работе над магистерской диссертацией, в последующих научных исследованиях.
Методы изучения: пассивный, активный, интерактивный.
Освоение образовательной программы магистратуры должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:
а) требования к академическим компетенциям магистра:
– проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность разрешать проблемные ситуации;
– формировать цели и задачи принятия решений;
– самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований, организации производства, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности;
– самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
– использовать базы данных, инновационные программные продукты и коммуникационные технологии;
– использовать основные законы естествознания, фундаментальные общеэкономические знания в профессиональной деятельности;
б) требования к социально-личностным компетенциям магистра:
– совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень:
– владеть навыками формирования и аргументации собственных суждений и профессиональной позиции;
– анализировать и делать выводы по социальным, этическим, научным и экономическим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности;
– понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм;
– логично, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссий и полемики;
– работать в команде, руководить и подчиняться;
– уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
– проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска;
– оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции;
– адаптироваться к новым ситуациям, реализовывать накопленный опыт, свои возможности;
в) требования к профессиональным компетенциям магистра:
в организационно-управленческой деятельности:
– выполнять мероприятия по охране и защите интеллектуальной собственности;
– участвовать в оперативном планировании и вырабатывать предложения по стратегическому планированию инновационной деятельности;
– знать правовые основы инновационного предпринимательства и охраны интеллектуальной собственности;
– участвовать в повышении квалификации персонала в области инновационной деятельности;
– анализировать эффективность системы материального и морального стимулирования в области инновационной деятельности и предлагать меры по ее совершенствованию;
– контролировать исполнение принятых решений, развивать культуру межличностного общения, распределять обязанности и определять степень ответственности работников, разрабатывать стандарты качества и нормативы для участников инновационного процесса;
в инновационной деятельности:
– определять сферы применения научно-технических идей и разработок;
– ориентироваться во внешней среде инновационного предпринимательства;
– вести базы данных и архивных документов по инновационной деятельности;
– собирать и анализировать информационные материалы, обеспечивающие инновационную деятельность;
– управлять инвестициями в инновационную деятельность, включая венчурное инвестирование;
в научно-исследовательской деятельности:
– квалифицированно проводить научные исследования в инновационной деятельности;
– сопровождать трансферт технологий, оценивать результаты коммерциализации результатов НИОКР;
в проектной деятельности:
– подготавливать материалы и подготавливать бизнес-планы инновационных проектов;
– подготавливать материалы к презентации инновационного проекта;
– оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых проектов;
в организационно-экономической и инновационной деятельности:
– оценивать коммерческий потенциал разработок, технологий инновационных проектов;
– оценивать конкурентные преимущества инновационного продукта и технологии;
– анализировать поведение конкурентов на рынке новой продукции;
– организовать рекламу и продажу инновационного продукта;
– осуществлять самоменеджмент.
1.4 Учебная нагрузка, отводимая на изучение учебной дисциплины
Общее количество часов на изучение курса – 98.
По дневной форме обучения количество часов аудиторной нагрузки – 48 (28+20), самостоятельной работы магистрантов – 50.
По заочной форме обучения количество часов аудиторной нагрузки – 12, самостоятельной работы магистрантов – 86.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА