Разработка системы оценивания
Разработка системы оценивания является важным компонентом игровой деятельности обучающихся. Любая система оценивания должна содержать ряд критериев, по которым оценивается деятельность участников, так как по одному критерию не удастся объективно оценить команды. Посредством различных критериев жюри выставляет определенные баллы, которые затем оглашаются участникам игры (см. Приложение 5).
Таблица 4
Критерии оценки участников деловой игры «Мой бизнес»
№ | Критерии оценки |
Соответствие тематике | |
Интересная идея | |
Активность | |
Логичность | |
Грамотная защита |
Данная табл.4. свидетельствуют о том, что в деловой игре «Мой бизнес» жюри будет выставлять оценки по 5 основным критериям.
При этом оценки выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 – самая низкая оценка по критерию, 10 – самая высокая. Баллы выставляются на рассмотрение жюри.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке деловой игры нужно разработать не только сценарий, но и расписать цель и поставить задачи, разработать ролевые цели каждого из участников, разработать игровой комплекс, состоящий из средств, которые могут использовать команды при выработке решения, поставить несколько критериев оценки и провести рефлексию. Все это поможет сделать игру наиболее эффективной как для педагога, так и для самих учеников.
2.2. Анализ эффективности использования деловой игры «Мой бизнес» и рекомендации по ее усовершенствованию
Деловая игра «Мой бизнес» проводилась среди 10 класса МОУ СОШ № 21.
Таблица 5
Список учеников 10 класса МОУ СОШ № 21
№ | Фамилия, имя ученика |
Алиев Эльмар | |
Баталин Дмитрий | |
Глущенко Дмитрий | |
Голованова Вера | |
Громова Дарья | |
Елизарова Нина | |
Карпунина Лидия | |
Курбанова Анна | |
Кулаков Максим | |
Левина Юлия | |
Махова Анастасия | |
Плюсина Анна |
Данные табл.5. свидетельствуют о том, что деловая игра проводилась в классе с количеством учеников 12 человек.
Непосредственно перед самой игрой ребята были разделены на 3 команды, в которой получилось по 4 участника. Каждой команде было дано задание – разработать названия своим фирмам (см. табл.6.).
Таблица 6
Названия команд
№ команды | Название команды (фирмы) |
Команда № 1 | «Удобный мир» |
Команда № 2 | «Фантазия» |
Команда № 3 | «Original shop» |
Во время самой игры каждый из участников старался правильно выполнять свои ролевые функции, чтобы в конечном итоге получился хороший результат.
Можно сказать, что все активно принимали участие в обсуждениях внутри групп, и, в конце концов, подготовили достойные выступления, получив при этом положительные оценки. По итогам деловой игры команды получили поощрительные подарки по следующим номинациям:
1) «Самая оригинальная разработка» - фирма «Удобный мир»;
2) «Самая яркая команда» - фирма «Original shop»;
3) «Самые ответственные участники» - компания «Фантазия».
Таблица 7
Результат деятельности учеников
№ | Фамилия, имя ученика | Оценка |
Алиев Эльмар | ||
Баталин Дмитрий | ||
Глущенко Дмитрий | ||
Голованова Вера | ||
Громова Дарья | ||
Елизарова Нина | ||
Карпунина Лидия | ||
Курбанова Анна | ||
Кулаков Максим | ||
Левина Юлия | ||
Махова Анастасия | ||
Плюсина Анна |
Данные табл.7. свидетельствуют о том, что в итоге 8 человек получили оценку «5», 3 человека получили оценку «4» и только один человек получил оценку «3».
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Шоколадка «Milka» |
Сок «Добрый» |
Молоко «Простоквашино» |
Йогурт «Растишка» |
Рис.5 Групповое задание
Таблица 8
Критерии оценки работы учеников на уроке
№ | Критерий |
Активность | |
Соответствие тематике | |
Креативность | |
Лаконичность представления |
Данные табл.8. свидетельствуют о том, что работа ребят оценивалась по 4 основным критериям: активность, соответствие тематике, креативность, лаконичность представления.
Ребята выполняли задание в течение 15 минут и представляли свои товарные знаки в течение 3 минут.
Можно отметить, что практически все группы справились с заданием, подготовили хорошие товарные знаки для продуктов и разработали гармоничное выступление с объяснением: «почему именно этот знак подходит для данного товара?»
Так как работа ребят оценивалась в течение всего урока, так как урок представлял собой не только монотонный рассказ преподавателя, но и наводящие вопросы обучающимся.
Таблица 9
Результаты деятельности учеников
№ | Фамилия, имя ученика | Оценка |
Алиев Эльмар | ||
Баталин Дмитрий | ||
Глущенко Дмитрий | ||
Голованова Вера | ||
Громова Дарья | ||
Елизарова Нина | ||
Карпунина Лидия | ||
Курбанова Анна | ||
Кулаков Максим | ||
Левина Юлия | ||
Махова Анастасия | ||
Плюсина Анна |
Данные табл.9. свидетельствуют о том, что в итоге 4 человека получили оценку «3», 6 человек получили оценку «4» и только 2 человека получили оценку «5».
Для того чтобы сравнить эффективность проведенной деловой игры «Мой бизнес», был выбран критерий относительно тех оценок, которые ребята получили в конце урока. В связи с этим можно рассмотреть следующие результаты:
Рис. 6. Эффективность урока «Упаковка и товарный знак, важно ли это?»
Как видно на рис.4. что 16,7 % обучающихся справились с заданием и хорошо работали на уроке, т.е. материал был ими усвоен, 50 % обучающихся хорошо справились с заданием, но заметно меньше работали на уроке, чем первая группа, и 33,3 % обучающихся частично справились с заданием, но не работали на уроке.
Рис. 7 Эффективность деловой игры «Мой бизнес»
Как видно на рис.7. 66,7 % обучающихся справились с заданием, выполнили свои командные роли и хорошо поработали в группе, 25 % обучающихся справились с заданием, старались выполнить свои командные роли, частично участвовали в групповых обсуждениях, 8,3% справились с заданием, но не участвовали в групповых обсуждениях.
Сравнив данные по уроку и данные по деловой игре между собой, можно сделать вывод о том, что игра оказалась намного эффективнее для обучающихся, чем средства и методы, использованные уроки.
Это может быть связано с тем, что, во-первых, в деловой игре между участниками были распределены роли, которые не только давали им некий статус, но и определенную ответственность. Поэтому каждый из них старался выполнять свои ролевые функции, так как никому не хотелось подвести команду. Во – вторых, ребята чувствовали, что деятельность их фирмы зависит только от того, как они поработают в команде. И в- третьих, участники были замотивированы в положительном конечном результате, так как это был командный результат.
При этом, можно сказать, что у проведенной деловой игры «Мой бизнес» были свои недочеты. Чтобы игра оставила более положительный эмоциональный результат у обучающихся, нужно учитывать следующие рекомендации:
1. Рекомендации при организации предварительного этапа:
1.1 При делении обучающихся на команды, необходимо учитывать соотношение учеников, которые хорошо учатся, и учеников, которые имеют неуспеваемость. В одной команде не должны быть только одни хорошисты, а в другой неуспевающие ребята. Команды должны быть сформированы равномерно и с одинаковым потенциалом.
1.2 Участникам игры необходимо учитывать, что название команды должно соответствовать сфере деятельности фирмы, о чем педагог должен обязательно говорить на предварительном этапе подготовки к деловой игре.
2. Рекомендации к проведению организационного момента:
2.1 Чтобы организационный момент прошел более эффективно, педагогу необходимо знать, как зовут всех обучающихся, чтобы суметь правильно объяснить ролевые цели каждого из них в связи с особенностями учеников. Ни в коем случае нельзя превозносить роль директора над ролью секретаря или менеджеров по маркетингу. В любой фирме каждая должность, каждая роль имеет особое значение. Об этом участникам игры необходимо объяснить, чтобы в их командах не было недопонимания;
2.2 В любой игре должно быть оптимальное количество человек в жюри, так как при принятии решения важно, чтобы оно было как можно более объективным. Самое оптимальное количество – это пять человек, но в случае с деловой игрой, где количество команд не превышает трех, можно пригласить в жюри три человека. В игре «Мой бизнес» жюри присутствовало в составе только одного педагога, и оценки выставлялись соответственно только им. Это действие было не совсем правильным и честным по отношению к командам;
2.3 При распределении ролей необходимо учесть и ролевые функции хранителя времени, так как именно он следит за временем, отведенным командам на групповую работу, время, отведенное на выступления и на вопросы от жюри и других команд. В данном случае роль хранителя времени частично выполнял ведущий, но, правильно было бы данную роль поручить одному из членов команды, так как он смог бы помогать своей команде и равномерно распределить время на обдумывание и принятие решения;
2.4 Необходимо четко объяснять не только смысл задания, но и критерии его оценки;
2.5 Когда ведущий сообщает о том, что при принятии решений, команды могут использовать различные способы, то, перед игрой, им необходимо правильно объяснить, в чем заключается смысл, например, мозгового штурма, голосования и дать им задание на применение этих средств и методов.
3. Рекомендации к проведению этапа работы в группах:
3.1 Ведущий обязательно должен замотивировать участников игры;
3.2 Педагог должен объяснить алгоритм принятия решений;
3.3 Ведущий должен принимать активное участие в этом процессе, чтобы обучающиеся понимали, что и он заинтересован в хорошем результате их деятельности.
4. Рекомендации к этапу подведения итогов работы в группах:
4.1 Педагог так же должен принимать участие в подведении итогов, как в роли хранителя времени, так и в роли некого помощника, направляющего ребят;
4.2 В итоге у команд должен сложиться комплекс из идеи и ее возможной реализации для представления жюри и другим командам.
5. Рекомендации к проведению этапа подведения итогов игры
5.1 Нужно давать ребятам больший простор для проявления их фантазии при представлении результатов работы;
5.2 Необходимо предоставлять больше времени для представления и ответов на вопросы, так как многие ребята из-за ограниченности времени упустили то, что еще хотели добавить помимо уже изложенного.
Таким образом, много сделать вывод о том, что проведение деловой игры оказалось эффективнее использования традиционных форм обучения на уроке.
Это может быть связано с тем, что, во-первых, в деловой игре между участниками были распределены роли, которые не только давали им некий статус, но и определенную ответственность. Плюс ко всему практически все участники были замотивированы в положительном результате, что может быть связано с имитацией производственной деятельности.
При этом, так же были разработаны рекомендации по совершенствованию деловой игры «Мой бизнес», ключевыми из которых можно назвать:
1) Учет индивидуальных способностей, а так же мнений обучающихся при формировании команд;
2) Введение в игру роди time manager, координирующего работу команды в части рационального владения временем;
3) Предварительное пояснение тех средств и методов, которые участники могут использовать при принятии командного решения;
4) Необходимость большего простора для проявления фантазии участников игры при представлении результатов их деятельности.
Заключение
В настоящее время в современной педагогике большой упор делается на активное усвоение системы знаний, умений, навыков и первичных компетенций у обучающимися.
Реализация этих целей требует разработки новых активных методов обучения. Сейчас одной из наиболее эффективных форм подготовки обучающихся становятся деловые игры.
Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.
Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.
Являясь одним из активных методов обучения, деловая игра обладает следующими особенностями:
- Активизация мыслительного процесса;
- Высокая степень вовлеченности в процесс игры;
- Обязательное взаимодействие участников игры между собой.
Она дает возможность смоделировать различные производственные ситуации, в ходе которых каждый из участников сможет примерить на себя различные роли. При этом работа в команде способствует активизации умственных способностей учеников. Они коллективно ищут оптимальные решения, используя как теоретические знания, так и собственный практический опыт.
В первой главе данной работы акцентировано внимание на сущностные характеристики деловой игры, классификацию видов деловой игры, структуру деловой игры, которая состоит из 3 основных этапов: подготовительный этап, первая игровая фаза и фаза рефлексии. Так же рассказывается о методике разработки и организации деловой игры, состоящей из 5 пунктов, которые оказывают помощь при проведении деловой игры на занятиях по различным предметам, в том числе и экономике.
Во второй главе данной работы описывается методическая разработка деловой игры «Мой бизнес». Затем была проведена апробация деловой игры «Мой бизнес» и описаны все достоинства и недостатки проведенной деловой игры, а так же разработаны рекомендации по ее усовершенствованию.
При этом была проанализирована эффективность использования деловой игры, как одного из активных методов обучения, по сравнению с традиционными формами. Для сравнения был выбран урок по формированию умений и навыков «Упаковка и товарная марка: важно ли это?». Критерием проведения анализа были выбраны оценки, полученные в ходе урока по формированию умений и навыков и оценки, полученные по результатам деловой игры.
Нужно отметить, что сравнив данные по уроку и данные по деловой игре между собой, можно сделать вывод о том, что игра оказалась намного эффективнее для обучающихся, чем традиционные средства и методы, использованные на уроке.
Подводя итог выше сказанному, необходимо сказать, что в конечном итоге, не смотря на практическую значимость, деловые игры должны обязательно использоваться в комплексе с теоретическими знаниями, так как именно это сочетание позволяет достичь наибольшей эффективности процесса обучения.
Список литературы
Однотомные издания
1. Абрамова Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая кн., 1999. (Руководство практ. Психолога).
2. Басовский, Л.Е. Маркетинг [Текст]: курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 218 с.
3. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. - 304с.
4. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение: 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вершина, 2008. — 369 с.
5. Бове К., Аренс У. Современная реклама. – М.: Догвань . – 2007. – 704 с.
6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие – М. : Высш. школа, 1991. – 207 с.
7. Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Гавриленко. – М.: Академия, 2007. – 317 с.
8. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 363 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003688-5.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2000.
10. Кулешов И.В. Деловые игры для педагогических советов и метод объединений/ И.В.Кулешова// Научно – методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005.- с.65-71.
11. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. - Перев с нем. – 2-е изд., дораб. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2007. – 184 с.: ил. – ISBN 978-5-7755-1150-0.
12. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. – М.: Претекст, 2008. – 342 с.
13. Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов – членов Гильдии маркетологов. / Ред. А.П.Панкрухин. М.: Омега-Л, 2009. 261 с. ISBN 978-5-370-00056-0.
14. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Л.Н. Ковалик Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное, 2008. – 384с.- ISBN: 978-5-469-00172-0.
15. Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320с.
16. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012. – 328 с.: ил. – ISBN 978-5-7755-2432-6
17. Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия, 2006. – 368с.
18. Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии. Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». – М.: Ось-89, 2006. – 128с.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.
20. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с.
21. Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. – 90с.
22. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. – М.: Наследие, 2004. -285с.
Электронные ресурсы
23. Бондарь М. Дорого стоит: как увеличить рыночную стоимость товара [Электронный ресурс] // Маркетинг pro – 2010 – URL: http://www.marketingpro.ru/news/russian/5698.html.
24. Б.Г. Солдатов, Н.В. Солдатова Этапы обучения методом деловых игр [Электронный ресурс] // Психология – 2008 – URL: http://filolingvia.com/publ/95-1-0-361.
25. http://moikompas.ru/compas/delovaya_igra_kak_metod_obucheni - Интерактивный сайт «Мой компас».
26. http://psyfactor.org/personal5.htm - информационный ресурсный центр по научной и практической психологии «Пси – фактор».
27. http://www.psychologos.ru – энциклопедия практической психологии.
28. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей.
29. http://pedagogy.ru/ - справочный сайт.