Разработка сценария деловой игры
В этом случае задача разработчика сводится к тому, чтобы правильно соотнести цели и задачи игры с ее действием. При этом, на стадии разработки деловой игры, необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Деятельность каких руководителей будет моделироваться в деловой игре?
2. Что будет представлять собой игровой комплекс?
3. Какими средствами будут реализованы характерные признаки деловой игры?
Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Так же при разработке сценария большое внимание уделяется формированию ролевых целей участников.
3) Формирование структуры деловой игры:
В структуре деловой игры обычно различают несколько стадий: фаза подготовки, первая игровая фаза, фаза рефлексии.
1. Фаза подготовки ставит целью подготовить обучающихся к игре. Онаподразумевает собой ознакомление чащихся с исходной ситуацией игры, обсуждение ее содержательных аспектов, основной проблемы игры, а также интересы игроков. Помимо содержательной подготовки, учащиеся должны также ознакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а так же с целями подведения итогов игры. В этой фазе проводится и распределение ролей. Так же педагогу необходимо разъяснить с обучающимися систему оценивания игры.
2. Первая игровая фаза посвящается комплектованию игровых групп, распределению ролей между участниками. Распределение ролей может производится в соответствие с личными приоритетами участников.Данная фаза служит прежде всего для ознакомления с игрой.
3. Фаза деловой игры – это углубляющее введение в деловую игру. Если рассмотреть ее как средство коллективной выработки управленческих решений, то в структуре игры на каждом такте управления должны быть предусмотрены следующие этапы:
1. Анализ состояния объекта игрового модлирования;
2. Выработка частных решений управленческой задачи;
3. Анализ выработанных частных решений;
4. Анализ и принятие обобщенного решения;
5. Анализ обобщенного решения.
При проведении деловой игры необходимо четко смотреть за временем протекания каждого из ее этапов. Здесь должен быть реализован временной график, позволяющий примерно с одинаковой интенсивность загружать все расчеты игровой группы, а с другой – обеспечивает окончание процесса формирования решений всеми расчетами примерно к одному и тому же моменту времени [1, с.78].
6. Фаза рефлексии (подведения итогов игры) может иметь различные акценты в зависимости от хода игры. Как правило, основной упор делается на обсуждении хода игры и результатов игры. В этой фазу можно проанализировать и причины и следствия проведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а так же разработать стратегии проведения в последющей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предложения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью.
4) Формирование структуры игрового комплекса:
Наряду со структурой деловой игры структурные свойства игрового комплекса относятся к тем специальным средствам, с помощью которых в деловой игре реализуется один из ее характеристических признаков – коллективная выработка решения.
При разработке структуры игрового комплекса могут быть предусмотрены следующие виды ролей, вступающих во взаимодействие друг с другом [2, с.32]:
1. Роли, моделирующие профессиональную деятельность лиц, входящих в имитируемую социально – производственную систему. При разработке данного типа ролей должен быть решен вопрос о том, какими должны быть эти роли (реальными или условными). Для реальных ролей однозначно имеются прототипы в реальной управляющей системе.
Для условных ролей не существует прототипов в реальной и управляющей системе, они вводятся в деловую игру тогда, когда комплекс вопросов, прорабатываемых в игре, является лишь одним из многих направлений деятельности реальных должностных лиц.
2. Роли, необходимые для оперативного управления ходом деловой игры. К ним относятся роли руководства игры и группы обеспечения. На руководство обычно возлагаются следующие функции: управление общим ходом игры, оценивание деятельности участников в соответствии с принятой системой оценивания, взаимодействие с группой обеспечения и игровыми группами в соответствии с установленными правилами игры, проведение разбора деловой игры и подведение ее итогов.
3. Роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения участников. К таким ролям относятся разного рода оппоненты, критики и др. Основное значение для указанных ролей придается их игровым целям, среди которых преобладают такие, как фиксация только негативных моментов, недостатков, ошибок в решениях игровых групп и аргументации при их защите, в общении и организации совместной деятельности участников.
4. Роль экспертов. Необходимость введения в структуру игрового комплекса ролей экспертов обусловлена тем, что в ряде задач критерии оценивания деятельности участников деловой игры и сами оценки могут быть получены более или менее достоверно только экспертным путем. В деловой игре, где используются роли экспертов, для них должны быть определены ролевые цели, т.е. при выполнении предписанных функциональных обязанностей каждый эксперт должен руководствоваться предусмотренными специально для него ролевыми целями.
5) Разработка системы оценивания:
Разработка системы оценивания так же является одним из важных этапов разработки деловой игры. При формировании системы оценивания обучающихся необходимо, чтобы она соответствовала тематике игры, а так же персональному вкладу каждого ученика и соответствие действиям роли.
Система оценивания должна быть адекватной и объективной для того, чтобы занятие прошло продуктивно и оказало положительных эффект на участников игры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработать деловую игру не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. При разработке деловой игры выделяют 5 основных этапов: выбор темы, постановка цели и задач, разработка сценария деловой игры, формирование структуры игры, формирование структуры игрового комплекса, разработка системы оценивания. Нужно учитывать, что каждый из этапов содержит то, что необходимо для разработки и проведения деловой игры по той или иной теме, при этом тематика должна быть интересна не только педагогу – разработчику, но и участникам деловой игры. Так же необходимо разработать роли, которые будут выполнять участники игры. Роли должны вызывать интерес у школьников. Необходимо, чтобы они сами стремились выполнить поставленные перед ними задачи. Плюс ко всему, педагог должен разработать объективную систему оценивания так, чтобы все участники остались довольны.
Использование всех этапов подготовки деловой игры в комплексе, позволит сделать игру наиболее эффективной.