Сущностные характеристики деловой игры

В настоящее время в современной педагогике часто говорится об использовании активных методов обучения как составной части инновационной педагогической технологии.

Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Доцент кафедры экономического образования РГПУ им. А. И. Герцена С.А. Михеева под активными методами обучения понимает совокупность методов, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе [16, с.56].

Рис. 1. Активные методы обучения

Как видно на рис.1 активные методы обучения – это обучение через деятельность. Активные методы обучения подразделяются на имитационные, то есть моделирование определенной ситуации, процесса, вида деятельности, и неимитационные, т.е. методы, которые строятся на основе разных форм организации учебной деятельности [16, с.56].

Одним из наиболее распространенных имитационных методов обучения является деловая игра.

По мнению ученых Бельчикова Я.М. и Бирнштейна М.М., деловая игра это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [3, с.9]. По мнению В.А. Трайнев, ученого – педагога, доктора экономических наук, академика РАЕН, лауреата премии правительства РФ в области образования, учебная деловая игра – это целенаправленно сконструированная модель какого – либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков [20, с.12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изученной проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство [22, с.38].

Профессор Кайзер Ф.Й., и директор Института экономического образования при университете им.Карла фон Оссецки, профессор Х. Камински выделяют два основных компонента деловой игры – модели и игры [11, с.64]:

1. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает для нее базу. Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели. Ученые определяют деловую игру как способ обучения, «который дает возможность учащемуся принимать решения для оперативной временной модели, относящейся к действительности и делящейся на периоды, а так же проверять качество принятых решений на основе достигнутых за определенный период результатов. Другими словами, за очень короткий срок он набирается опыта на основе долгосрочных и особенно рискованных дел, на которые делается упор в модели».

2. Игра дает участникам возможность принимать решения в рамках модели. Таким образом, первоначально статической модели придается динамика. Модель так же меняет свою первоначальную форму, как и решения предпринимателей и покупателей постоянно изменяет ситуацию на предприятии или на рынке. Исходной ситуацией и ориентиром для принятия решений игроков являются те данные, которые зафиксированы в описании экономической ситуации или же меняются и допоняются по ходу игры. Другая важная черта, характерная для деловой игры и отличающая ее от кейса, - это разбивка на временные единицы, или периоды.

По мнению Кайзера Ф.Й. деловая игра имеет следующую структуру, обобщеную в табл. 1. [11, с.65].

Таблица 1

Структура протекания деловой игры

Фаза Характеристика
Фаза подготовки Учащиеся знакомятся с исходной ситуацией игры, обсуждают содержательные аспекты, основную проблему игры, а также интересы игроков. Помимо содержательной подготовки, учащиеся должны также ознакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а так же с целями подведения итогов игры.
Первая игровая фаза Служит прежде всего для ознакомления с игрой, то обычно после проведения первой игровой фазы проводитя углубляющее введение в деловую игру или же выяснение открытых вопросов, возникающих при работе с моделью или имеющих значение для дальнейшей стратегии проведения игры  
Фаза рефлексии (подведение итогов игры)     Может иметь различные акценты в зависимости от хода игры. Как правило, основной упор делается на обсуждении хода игры и результатов игры. В этой фазу можно проанализировать и причины и следствия проведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а так же разработать стратегии проведения в последющей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предложения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью.


Данные табл.1. свидетельствуют о том, что деловая игры имеет 3 основные фазы – фаза подготовки, первая игровая фаза и фаза рефлексии.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами [11, с.66].

Существует большое количество видов деловых игр. В соответствие с тематикой курсовой работы, рассмотрим классификацию деловых игр по Кайзеру Ф.Й.[11, с.66]:

1. Игры, отражающие предприятие в целом. Участники берут на себя роль руководства предприятия. Решения при этом распространяются на все предприятие.

2. Игры, отражающие часть предприятия. Модель отражает только определенные подразделения предприятия. Игроки берут на себя роль ниже руководства предприятия.

3. Общие игры. Это деловые игры, как правило, отражающие промышленные предприятия средней величины без указания определенной отрасли.

4. Специальные игры. Имитируются специфика и проблемы определенных отраслей.

5. Свободные игры. Свободные игры являются открытыми относительно конкретного хода событий или определенных результатов. Руководитель игры оценивает решения и определяет новые исходные ситуации.

6. Жесткие игры. Игроки имеют в распоряжении только ограниченное количество заданных вариантов решений. Диапазон решений и действий очень ограничен.

7. Детерминистские игры. Результат зависят только и однозначно от решений игроков.

8. Стохастические игры. Эти модели включают элементы случайности, которые неоднозначно зависят от решений игроков.

9. Интерактивные игры. В таких играх выступают несколько предприятий, например, на общем рынке сбыта. На решения и результаты игры оказывают влияние другие игровые группы.

10. Неинтерактивные игры. В игре участвуют параллельно и изолированно друг от друга несколько игровых групп. Решения и результаты отдельных групп не влияют друг на друга.

11. Открытые игры. Участники игры могут устанавливать непосредственный контакт друг с другом.

12. Закрытые игры. Игровые группы изолированы друг от друга. Интерактивность и информация осуществляются исключительно через руководство игры.

13. Простые игры. Модель имеет простую базовую структуру. Объем перерабатываемой информации невелик.

14. Комплексные игры. В каждом периоде обрабатывается большой объем отдельных данных. Эффективное проведение игры, как правило, возможно только с помощью компьютера.

15. Игры без применения компьютера. Проведение и подведение итогов игры осуществляется с применением бумаги, карандашей и таких традиционных вспомогательных средств для расчетов, как мини – калькуляторы, счетные линейки и калькуляционные таблицы.

16. Игры с применением компьютера. Модель игры разработана в виде компьютерной программы. Подведение итогов или вычисление результатов проводится с помощью ЭВМ.

17. Очные игры. Участники и руководство игры присутствуют в одном и том же месте.

18.

Деловые игры
Неинтерактивные
Интерактивные
Индивидуальная игра с принятием решения
Специфическая групповая игра с принятием решения
Игра с использованием компьютера
Прослушивание
Дискуссия типа «за» и «против»
Однофазовая игра - конференция
Многофазовая игра с ведением переговоров
Дистанционные деловые игры. Игроки и руководство отдельных предприятий, участвующих в игре, находятся в различных местах. Процесс обмена информацией осуществляется через письма, телефон или компьютерную сеть.

Рис. 2. Аспекты и варианты деловой игры

По данным рис.2. можно отметить, что так же существуют и другие варианты классификации деловых игры, например деловые игры могут подразделяться на интерактивные и неинтерактивные и др [11, с.67].

В настоящее время деловая игра и без применения компьютера и сложной системы вычислений и правил может быть настоящей деловой игрой.

Основополагающие предпосылки для деловой игры как способа обучения присутствуют в тех случаях, когда учащийся имеет возможность принимать решения в рамках подразделенной на временные периоды модели и проверять последствия решений на основе количественных и качественных результатов периода [1, с.75].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. При этом существует большое количество видов деловой игры, которые смогут подойти к тому или иному предмету, к той или иной тематике проведения игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют не только рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени, но и освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем, научиться работать в группах при подготовке и принятии решений, ориентироваться в нестандартных условиях, концентрировать внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.

Наши рекомендации