Глава 1. Деловая игра как один из методов активного обучения

Содержание

Введение.
Глава 1. Деловая игра как один из методов активного обучения
1.1. Сущностные характеристики деловой игры
1.2. Методика организации деловой игры при обучении экономике
Глава 2. Деловая игра, как одна из форм проведения занятия
2.1 Разработка деловой игры «Мой бизнес»
2.2. Анализ эффективности использования деловой игры «Мой бизнес» и рекомендации по ее усовершенствованию
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

На протяжении многих лет педагоги накапливали опыт обучения детей. Многие из них занимались исследованием различных форм обучения, использовали те или иные при проведении занятий, анализируя при этом результат. Таким образом, в процессе анализа разнообразных форм обучения, сложились различные точки зрения на эффективность их использования.

Можно сказать, что до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.

Сейчас, многие педагоги ищут новые формы проведения учебных занятий, которые в значительной степени отличаются от стандартных. В связи с тем, что педагогическая деятельность всегда сопряжена с творчеством, учитель должен быть не только исполнителем, но и торцом учебно-познавательного процесса.

На сегодняшний день именно одной из таких форм является деловая игра.

На протяжении многих веков игра является неотъемлемой частью человеческой жизни. Существует огромное количество игр – спортивные, компьютерные, интеллектуальные и др.

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Деловая игра не только активизирует мыслительную деятельность обучающихся, она развивает творческие способности самих учителей.

В условиях постоянной модернизации и совершенствования системы образования, нужно отметить, что сейчас, помимо традиционной системы знаний, умений и навыков, ученики должны обладать компетенциями, диктуемые обществом.

То есть, в настоящее время, основной упор делается на выработку у обучающихся этих компетенций, которые необходимы им для современной жизни.

На основе игрового сценария в деловых играх моделируются различные жизненные ситуации. Каждый обучающийся имеет возможность побывать в роли директора фирмы, телеведущего, мэра города и др.

Актуальность выбранной тематики заключается в том, что именно деловые игры способствуют развитию тех компетенций, которые необходимы в жизни современного общества. Помимо этого деловая игра является формой, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения, навыки и компетенции.

Игра – это элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности.

Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективности использования деловой игры по сравнению с традиционными методами обучения и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию в курсе основ экономики и предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией различных авторских точек зрения на проблему использования деловой игры с целью улучшения качества процесса обучения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной деловой игры, как средства обобщения и систематизации изученного материала, в курсе преподавания основ экономики и предпринимательства.

Целью работы является изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства.

Объектом исследования, проведенного в курсовой работе, является процесс применения деловой игры в образовательном процессе.

Предметом исследования является применение деловых игр в курсе основ экономики и предпринимательства.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

1. Уточнить понятие деловой игры, как одного из методов активного обучения;

2. Определить структуру деловой игры и ее основные виды;

3. Рассмотреть методику организации деловой игры при обучении экономике;

4. В соответствие с методикой организации, разработать деловую игру и апробировать ее на практике;

5. Проанализировать эффективность деловой игры по сравнению с традиционной формой обучения.

6. Разработать рекомендации по усовершенствованию деловой игры.

Нужно отметить, что разработкой и применением деловых игр на занятиях занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Пдатов В.Я. и многие другие. В работах таких авторов, как Абрамова Г.С., Степанович В.А., Кулешова И.В., Алапьева В.Г., рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активная форма обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Можно отметить, что исследованием эффективности применения деловой игры на занятиях по различным предметам занимаются и по сей день. Именно поэтому, для решения поставленных задач необходимо рассмотреть как теоретический, так и практический аспекты протекания деловой игры.

Заключение

В настоящее время в современной педагогике большой упор делается на активное усвоение системы знаний, умений, навыков и первичных компетенций у обучающимися.

Реализация этих целей требует разработки новых активных методов обучения. Сейчас одной из наиболее эффективных форм подготовки обучающихся становятся деловые игры.

Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.

Являясь одним из активных методов обучения, деловая игра обладает следующими особенностями:

- Активизация мыслительного процесса;

- Высокая степень вовлеченности в процесс игры;

- Обязательное взаимодействие участников игры между собой.

Она дает возможность смоделировать различные производственные ситуации, в ходе которых каждый из участников сможет примерить на себя различные роли. При этом работа в команде способствует активизации умственных способностей учеников. Они коллективно ищут оптимальные решения, используя как теоретические знания, так и собственный практический опыт.

В первой главе данной работы акцентировано внимание на сущностные характеристики деловой игры, классификацию видов деловой игры, структуру деловой игры, которая состоит из 3 основных этапов: подготовительный этап, первая игровая фаза и фаза рефлексии. Так же рассказывается о методике разработки и организации деловой игры, состоящей из 5 пунктов, которые оказывают помощь при проведении деловой игры на занятиях по различным предметам, в том числе и экономике.

Во второй главе данной работы описывается методическая разработка деловой игры «Мой бизнес». Затем была проведена апробация деловой игры «Мой бизнес» и описаны все достоинства и недостатки проведенной деловой игры, а так же разработаны рекомендации по ее усовершенствованию.

При этом была проанализирована эффективность использования деловой игры, как одного из активных методов обучения, по сравнению с традиционными формами. Для сравнения был выбран урок по формированию умений и навыков «Упаковка и товарная марка: важно ли это?». Критерием проведения анализа были выбраны оценки, полученные в ходе урока по формированию умений и навыков и оценки, полученные по результатам деловой игры.

Нужно отметить, что сравнив данные по уроку и данные по деловой игре между собой, можно сделать вывод о том, что игра оказалась намного эффективнее для обучающихся, чем традиционные средства и методы, использованные на уроке.

Подводя итог выше сказанному, необходимо сказать, что в конечном итоге, не смотря на практическую значимость, деловые игры должны обязательно использоваться в комплексе с теоретическими знаниями, так как именно это сочетание позволяет достичь наибольшей эффективности процесса обучения.

Список литературы

Однотомные издания

1. Абрамова Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая кн., 1999. (Руководство практ. Психолога).

2. Басовский, Л.Е. Маркетинг [Текст]: курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 218 с.

3. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. - 304с.

4. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение: 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вершина, 2008. — 369 с.

5. Бове К., Аренс У. Современная реклама. – М.: Догвань . – 2007. – 704 с.

6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие – М. : Высш. школа, 1991. – 207 с.

7. Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Гавриленко. – М.: Академия, 2007. – 317 с.

8. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 363 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003688-5.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2000.

10. Кулешов И.В. Деловые игры для педагогических советов и метод объединений/ И.В.Кулешова// Научно – методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005.- с.65-71.

11. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. - Перев с нем. – 2-е изд., дораб. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2007. – 184 с.: ил. – ISBN 978-5-7755-1150-0.

12. Кумар Н. Маркетинг как стратегия. – М.: Претекст, 2008. – 342 с.

13. Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов – членов Гильдии маркетологов. / Ред. А.П.Панкрухин. М.: Омега-Л, 2009. 261 с. ISBN 978-5-370-00056-0.

14. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Л.Н. Ковалик Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное, 2008. – 384с.- ISBN: 978-5-469-00172-0.

15. Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320с.

16. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012. – 328 с.: ил. – ISBN 978-5-7755-2432-6

17. Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М.: Академия, 2006. – 368с.

18. Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии. Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». – М.: Ось-89, 2006. – 128с.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.

20. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 360с.

21. Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. – 90с.

22. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. – М.: Наследие, 2004. -285с.

Электронные ресурсы

23. Бондарь М. Дорого стоит: как увеличить рыночную стоимость товара [Электронный ресурс] // Маркетинг pro – 2010 – URL: http://www.marketingpro.ru/news/russian/5698.html.

24. Б.Г. Солдатов, Н.В. Солдатова Этапы обучения методом деловых игр [Электронный ресурс] // Психология – 2008 – URL: http://filolingvia.com/publ/95-1-0-361.

25. http://moikompas.ru/compas/delovaya_igra_kak_metod_obucheni - Интерактивный сайт «Мой компас».

26. http://psyfactor.org/personal5.htm - информационный ресурсный центр по научной и практической психологии «Пси – фактор».

27. http://www.psychologos.ru – энциклопедия практической психологии.

28. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

29. http://pedagogy.ru/ - справочный сайт.

Содержание

Введение.
Глава 1. Деловая игра как один из методов активного обучения
1.1. Сущностные характеристики деловой игры
1.2. Методика организации деловой игры при обучении экономике
Глава 2. Деловая игра, как одна из форм проведения занятия
2.1 Разработка деловой игры «Мой бизнес»
2.2. Анализ эффективности использования деловой игры «Мой бизнес» и рекомендации по ее усовершенствованию
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

На протяжении многих лет педагоги накапливали опыт обучения детей. Многие из них занимались исследованием различных форм обучения, использовали те или иные при проведении занятий, анализируя при этом результат. Таким образом, в процессе анализа разнообразных форм обучения, сложились различные точки зрения на эффективность их использования.

Можно сказать, что до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.

Сейчас, многие педагоги ищут новые формы проведения учебных занятий, которые в значительной степени отличаются от стандартных. В связи с тем, что педагогическая деятельность всегда сопряжена с творчеством, учитель должен быть не только исполнителем, но и торцом учебно-познавательного процесса.

На сегодняшний день именно одной из таких форм является деловая игра.

На протяжении многих веков игра является неотъемлемой частью человеческой жизни. Существует огромное количество игр – спортивные, компьютерные, интеллектуальные и др.

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Деловая игра не только активизирует мыслительную деятельность обучающихся, она развивает творческие способности самих учителей.

В условиях постоянной модернизации и совершенствования системы образования, нужно отметить, что сейчас, помимо традиционной системы знаний, умений и навыков, ученики должны обладать компетенциями, диктуемые обществом.

То есть, в настоящее время, основной упор делается на выработку у обучающихся этих компетенций, которые необходимы им для современной жизни.

На основе игрового сценария в деловых играх моделируются различные жизненные ситуации. Каждый обучающийся имеет возможность побывать в роли директора фирмы, телеведущего, мэра города и др.

Актуальность выбранной тематики заключается в том, что именно деловые игры способствуют развитию тех компетенций, которые необходимы в жизни современного общества. Помимо этого деловая игра является формой, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения, навыки и компетенции.

Игра – это элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности.

Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективности использования деловой игры по сравнению с традиционными методами обучения и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию в курсе основ экономики и предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией различных авторских точек зрения на проблему использования деловой игры с целью улучшения качества процесса обучения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной деловой игры, как средства обобщения и систематизации изученного материала, в курсе преподавания основ экономики и предпринимательства.

Целью работы является изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства.

Объектом исследования, проведенного в курсовой работе, является процесс применения деловой игры в образовательном процессе.

Предметом исследования является применение деловых игр в курсе основ экономики и предпринимательства.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

1. Уточнить понятие деловой игры, как одного из методов активного обучения;

2. Определить структуру деловой игры и ее основные виды;

3. Рассмотреть методику организации деловой игры при обучении экономике;

4. В соответствие с методикой организации, разработать деловую игру и апробировать ее на практике;

5. Проанализировать эффективность деловой игры по сравнению с традиционной формой обучения.

6. Разработать рекомендации по усовершенствованию деловой игры.

Нужно отметить, что разработкой и применением деловых игр на занятиях занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Пдатов В.Я. и многие другие. В работах таких авторов, как Абрамова Г.С., Степанович В.А., Кулешова И.В., Алапьева В.Г., рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активная форма обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Можно отметить, что исследованием эффективности применения деловой игры на занятиях по различным предметам занимаются и по сей день. Именно поэтому, для решения поставленных задач необходимо рассмотреть как теоретический, так и практический аспекты протекания деловой игры.

Глава 1. Деловая игра как один из методов активного обучения

Наши рекомендации