Сущность, виды и функции цен
Цена формирует уровень дохода и прибыли предприятия, это то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. То есть цена – это денежное выражение стоимости товара.
Взаимосвязь понятий «цена» и «прибыль» очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль. С другой стороны, дешёвый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить связь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.
Функции цены
Функция цены — это ее роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены
1. Учетная функция.Эта функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшении его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и размера прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции производители должны постоянно контролировать издержки.
2. Стимулирующая функция.Эта функция заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.
3. Распределительная функция.Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях — прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.
4. Функция балансирования спроса и предложения.Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства.
11.2 Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования.
Ценообразование – процесс формирования цен, определения их уровней и соотношений.
Установление определённой цены необходимо для осуществления последующей продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой, поскольку именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов.
1. выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен
2. постановка целей ценообразования
3. выбор метода ценообразования
4. формирование ценовой стратегии предприятия
5. разработка тактики ценообразования
6. установление первоначальной цены на товар
7. рыночная корректировка цены
8. страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий
Процесс ценообразования на предприятии не является неизменным. Необходимо учитывать, что на любом из этапов под сильным воздействием определенных факторов цена может быть скорректирована. Так, трудно переоценить значение и влияние на установление цен факторов внешней среды, например конъюнктуры рынка, конкуренции, спроса. Под действием этих факторов изменяется стратегия ценообразования, от которой зависит работа предприятия в долгосрочной перспективе.
Выбранный метод ценообразования может также модифицироваться, поскольку на него будут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, поведение конкурентов, изменение методологии учета затрат и налогообложения и пр.
Существенным моментом является рыночная корректировка цены, проводимая тогда, когда товар уже находится в процессе сбыта. Производитель не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу. На этом этапе особенно важно установление различного рода скидок к цене в целях привлечения дополнительных потребителей.
Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии, формируя определенные границы, в которых может действовать предприятие. Прежде всего, эти факторы влияют на степень свободы действия предприятия в области формирования цен на свою продукцию
1. Потребители.Во многом деятельность предприятия в области ценообразования зависит от покупателей. Для того чтобы правильно оценивать предпочтения покупателей, необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях поведения покупателей на рынке. Прежде всего, речь идет о психологических аспектах поведения покупателей: потребностях, мотивации при выборе товара и услуги, способах потребления, отношении к товарам и услугам, а также новшествам, чувствительности потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.
Помимо психологических существуют экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар приобретать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки и отвечает его финансовым возможностям.
2. Рыночная среда.Рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и других факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние может быть оказано в условиях монополии, минимальное — на рынке совершенной конкуренции. Цену на рынке могут контролировать отдельное предприятие, группа предприятий, государство и сам рынок.
3. Участники каналов товародвижения.Товародвижение — это процесс, в ходе которого обеспечивается доставка товаров конечному потребителю. Существуют три основных вида каналов товародвижения:
■ прямые каналы — товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
■ косвенные каналы — товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
■ смешанные каналы — имеют особенности первых двух видов каналов.
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников процесса товародвижения на рост цен. Чем большее число посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия — изготовителя данной продукции. В итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое в свою очередь стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации товародвижения.
4. Государство.Различают методы прямого и косвенного регулирования цен государством.
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену или другими аналогичными методами.
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены па энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Таким образом, устанавливая и регулируя цены па эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Взаимозависимость и взаимодействие цен обусловлены двумя факторами:
- формирование цен базируется на единых законах — законах стоимости, предложения и спроса;
- хозяйственная деятельность всех предприятий взаимосвязана,они используют продукцию друг друга. Например, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию находит быстрое отражение в ценах практически на любую продукцию.
Основные блоки системы цен характеризуются следующим образом.
Оптовые цены— цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.
Оптовые цены предприятия — цены производителей продукции, по которым они реализуют свою продукцию другим предприятиям, а также сбытовым и посредническим организациям. В состав оптовой цены предприятия включаются издержки производства продукции, прибыль, надбавки или скидки к цене, НДС.
Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена — цена, по которой реализуется продукция при ее передаче от одного подразделения другому в рамках одного предприятия. Трансфертные цены обычно бывают заниженными, что дает предприятию, закупающему по ним продукцию, определенные дополнительные конкурентные преимущества, позволяя уменьшать издержки собственного производства.
Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприятие и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым организациям, реализующим продукцию оптом. В состав оптовой цены промышленности включаются оптовая цена предприятия, скидка (наценка), в которую входят издержки и прибыль снабженческо-сбытовой организации, акцизы, НДС.
Основную роль в системе цен играют цены базовых отраслей промышленности — электроэнергетики, угольной, газовой, нефтяной промышленности.
Разновидностью оптовой цены промышленности считается цена биржевых сделок, которая формируется на основе биржевых котировок, надбавок и скидок к ним в зависимости от расстояния до места поставки и качества товара.
Закупочные цены— это оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции.
Розничные цены— цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. В состав розничных цен включаются оптовая цена промышленности, торговая надбавка (скидка), в которую входят издержки обращения и прибыль торгового предприятия, акцизы, НДС. Разновидностями розничной цены считаются:
■ аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Отличительная особенность аукционной цены заключается в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара. Обычно аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени сказывается на размере его цены;
■ коммерческая цепа — цена, установленная на товар при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может существенно отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.
Цены на строительную продукциюбывают трех видов:
■ сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;
■ прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продукции объекта строительства, например 1 кв. м. площади;
■ договорная цена — цена, которая устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.
Тарифы на услуги транспорта— плата за перемещение грузов и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, морского, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Тарифы на услуги, оказываемые населению— тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.
Приведенные цены различаются динамикой (изменением во времени), структурой (определенным соотношением элементов, выраженным в долях или процентах), уровнем (денежным).
11.3 Методы ценообразования
Метод «себестоимость », или затратный.
При расчете цены на товар за основу цены принимается себестоимость изделия плюс норма прибыли, определяемая желаемым уровнем рентабельности:
где р – цена товара;
с – себестоимость товара;
– норма прибыли;
d – рентабельность товара.
При выборе уровня рентабельности предприятие учитывает свои потребности в массе прибыли и ограничения по рентабельности.
Этот метод наиболее распространен среди российских предприятий, особенно в дореформенный период. Несомненными его достоинствами являются простота и универсальность. Однако затратный метод обладает одним принципиальным недостатком. Нет никаких гарантий, что данная цена обеспечит тот объем продаж, исходя из которого она была рассчитана. Если реальный объем продаж ниже желаемого уровня, то для сохранения рентабельности необходимо дополнительно повысить цену. При эластичности спроса это ведет к дальнейшему сокращению объема продаж. Постоянные издержки при этом распределятся на меньшее количество товара, и получится, что при ориентации на фиксированную рентабельность необходимо будет вновь повысить цену.