Пути стратегического развития предприятия.

В рыночной экономике предприятие постоянно вынуждено приспосабливаться к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь бороться с конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Это объективно требует, чтобы каждое предприятие вырабатывало и искало свой путь развития в соответствии с требованиями рынка, т. е. чтобы быть финансово устойчивым, нужно расти, искать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.

Организации сталкиваются с множеством вариантов, когда необходимо выбрать пути стратегического развития.

Существуют, в основном, четыре стратегии:

- Более глубокое внедрение на рынок когда доля имеющихся покупателей может быть значительно увеличена;

-Развитие рынка: В этом случае компания представляет товары с возможными модификациями для покупателей на соответствующих

-Разработка товара: Означает значительные модификации или добавления к существующим продуктам с целью повысить их внедрение на рынок среди существующих групп покупателей

-Обновление: Связано со значительными изменениями в товаре или услуге. Включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара.

Под внутренними и внешними точками роста следует понимать только такие ресурсы, которые обеспечивают предприятию существенные конкурентные преимущества и не могут быть легко скопированы конкурентами.

К внутренним точкам роста относятся следующие:

- уникальные технологии, ноу-хау;

-эффективные бизнес-процессы;

- наличие высококвалифицированного персонала.

К внешним точкам роста относятся:

-источники дешевого сырья и материалов;

- способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме;

-возможности лоббирования (связи с органами государственного управления).

Концентрическая диверсификация. Она используется тогда, ког­да организация приобретает предприятия, которые производят продукты или предоставляют услуги, сходные с существующими продуктами или услугами. Концентрическая диверсификация

-когда добавление новых, но связанных с имеющимися, товаров значительно стимулирует продажи имеющихся товаров;

-когда новые, но связанные с имеющимися, товары могут быть предложены по высококонкурентным ценам;

Конгломератная диверсификация. Эта стратегия реализуется, когда организация приобретает предприятия, которые производят продукты или обеспечивают услугами, не имеющими явной связи с существующими продуктами, услугами и рынками. Она считается стратегией высокого риска.

Конгломератная диверсификация

- когда организация имеет капитал и талантливых управляющих, необходимые для успешной конкуренции в новой отрасли производства;

- когда организация имеет возможность приобрести не связанное с ней предприятие, являющееся привлекательной возможностью вложения средств;

Интеграция. Она может проходить в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном.

Горизонтальная интеграция. Наиболее типичным образом стра­тегия горизонтальной интеграции осуществляется, когда фирма приобретает или сливается с основным конкурентом или компа­нией, действующей на схожей стадии в цепочке создания стоимо­сти. Однако при этом две организации могут обладать различными сегментами рынка. Объединение сегментов рынка вследствие сли­яния придает фирме новые конкурентные преимущества.

Можно привести ряд характерных причин, которые способствуют избранию стратегии горизонтальной интеграции:

• горизонтальная интеграция может быть связана с характери­стиками роста в отрасли производства;

• увеличившийся вследствие объединения эффект масштаба мо­жет усилить основные конкурентные преимущества;

• организация может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что позволит ей управлять расширившейся компанией.

Вертикальная интеграция: Обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном (то есть контролем поставки сырья) или прямомнаправлении (таком как контроль за сетью распределения).

Прямая вертикальная интеграция защищает покупателей или сеть распределения и гарантирует покупку продукции.

Обратная вертикальная интеграция нацелена на закрепление поставщиков, поставляющих продукцию по более низким ценам, чем у конкурентов.



Наши рекомендации