Рынок как экономический институт. Персонифицированный и неперсонифицированный обмен.

Как известно, все экономические агенты (государство, частные компании, граждане, бизнесмены и др.) действуют по определенным, строго фиксированным правилам. Они показывают, что можно и чего нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.

Институты – это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономические отношения. Совокупность формальных и неформальных институтов образует экономическую систему.

Формальные институты – это все регламентированные правила, которые имеют отношение к экономической деятельности: Конституция, Кодексы, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти.

К неформальным институтам относятся:

  • во-первых, традиции и социокультурные стереотипы;
  • во-вторых, правила и процедуры, не разрешенные или не санкционированные государством, но практикуемые хозяйственными субъектами.

Очень важное условие развития экономики любой страны – создание целесообразной институциональной системы, в том числе системы экономических институтов. С этой точки зрения рынок – один из важнейших экономических институтов, функции которого заключаются в определении способов координации деятельности экономических агентов.

Как всякий экономический институт рынок в своем существовании опирается на систему норм поведения. Рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается.

На заре человеческого развития господствовал тип обмена, характери­зуемый персонифицированнымиотношениями сторон. Его отличитель­ными чертами были повторяемость, культурная гомогенность (то есть наличие и осознание всеми участниками обмена общих ценностей) и отсутствие необхо­димости контроля и принуждения со стороны третьих лиц. Последнее было возможно по ряду причин. Во-первых на этой стадии производства и обмена то­вары и услуги были сравнительно просты, что снижало издержки оценки их по­лезных свойств. Во-вторых, при повторяемости обмена важным механизмом принуждения к выполнению условий соглашения становится необходимость поддержания репутации и опасение ответных действий контрагента. В-третьих, дополнительной мотивацией честного поведения является наличие общего на­бора ценностей.

В антропологической литературе можно найти свидетельства того, что тесная социальная общность членов племени в отсутствие государства и писанных правил порождает весьма устойчивые неформальные структуры. Порядок явля­ется результатом тесного совместного существования, благодаря которому лю­ди хорошо понимают друг друга. Отклонение от норм поведения не допускает­ся, потому что оно представляет очень серьезную угрозу стабильности и безо­пасности всего общества.

К примитивным социальным институтам относятся кровнородственные связи, распределение прав и обязанностей на основе положения в семье, дарение как главный способ обмена, суровая ответственность за ущерб, причиненный дру­гим, щедрость и честь как высокочтимые этические нормы, принцип коллектив­ной вины.

Таким образом, изначально основными механизмами обеспечения соблюдения соглашений являлись самоидентификация членов сообщества, разделение ими общей цели существования - выживания и стабильности коллектива, а также достоверность угрозы наказания, ввиду наблюдаемости и повторяемости дейст­вий индивидов.

Со временем развивается специализация и разделение труда. Обмен становится разнообразнее и число сделок растет. Трансакции внутри одного сообщества перестают удовлетворять потребности его членов, и становится сложно нала­дить устойчивые отношения с каждым партнером. Более эффективным стано­вится второй тип обмена -неперсонифицированный,в рамках которого снижа­ется значение репутации и наличия общих ценностей. Прежние механизмы обеспечения выполнения соглашений перестают удовлетворять участников об­мена, более того, становятся препятствием осуществления новых типов сделок. Кровные связи, залоги, обмен заложниками, торговые кодексы поведения, раз­деляемые внутри одной социальной группы, уже не способствуют развитию об­менных отношений. Их заменяют сложные ритуалы и религиозные предписания, служащие ограничениями для партнеров. Развитие новых институтов позволило расширить границы рынка и реализовать выгоды более сложного про­изводства и обмена.




18.Роль институтов в обеспечении рыночного обмена. Система рыночных норм.

Можно сделать вывод, что институты - это совокупность формальных и неформальных правил поведения, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения.

Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Институты рыночной экономики обеспечивают механизмы, с помощью которых достигаются окончательные результаты во взаимодействиях людей.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

Социальные нормы помогают людям принимать решения, они структурируют взаимоотношения индивидов, обеспечивая координацию их действий. Нормы – гарант предсказуемости.

Рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается.[12]

Норма становится главным связующим звеном между микро- и макро-уровнями. Переход от сделок между индивидами, преследующими свои частные интересы, к макроэкономическим процессам осуществляется через нормы рыночного поведения.[13]

Что препятствует присвоению экономическими агентами норм и правил поведения, соответствующих рыночным отношениям?

Остановимся на анализе социальных норм, которые составляли основу командной экономике.[14]

Командная экономика характеризуется внутренней стабильностью и способностью к самовоспроизводству, несмотря на наличие хронического дефицита. Если экономические агенты сумели приспособиться к условиям дефицита, то это поведение тоже может рассматриваться как норма.

Это обстоятельство позволяет говорить о нормальном дефиците,[15] о нормальной длине очереди, нормальных напряженности планов, нехватки ресурсов и материалов. Система способна стабилизироваться даже в неравновесном состоянии, если последнее – нормально.

19.Причины внелегального осуществления экономической деятельности. Цена подчинения закону и цена внелегальности.

Основной причиной внелегального осуществления экономической деятельности являются высокие трансакционные издержки, связанные с действием в рамках закона. Используя рассмотренную в предыдущей лекции классификацию трансакционных издержек, отметим, что главным образом речь идет о высоких издержках заключения контракта, издержках спецификации и защиты прав собственности и издержках защиты от третьих лиц. Впрочем, Э. де Сото предлагает объединить эти издержки в один термин «цена подчинения закону». Цена подчинения закону включает в себя5:

• издержки доступа к закону — затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензий, открытие счета в банке, получение юридического адреса и выполнение иных формальностей;

• издержки продолжения деятельности в рамках закона, связанные с необходимостью выплаты налогов, подчинением требованиям закона в области трудовых отношений, регулирующим длительность рабочего дня, минимальную заработную плату, социальные гарантии, выплатой судебных издержек при решении конфликтов в рамках легальной судебной системы.

Стоит подчеркнуть, что цена подчинения закону включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур6. Причем именно эта составляющая часто бывает особенно велика. Например, процедура получения разрешения на строительство жилого дома в Лиме занимает в общей сложности 4 года 1 месяц, получение разрешения на организацию мелкооптового рынка — 17 лет, получение разрешения на открытие небольшого магазина — 43 дня. Аналогичным

Цена внелегальности складывается из нескольких элементов:- издержки, связанные с уклонением от легальных санкций, принимают форму платы за услуги налоговых и иных консультантов. Сюда же следует включить издержки на ведение "двойной" бухгалтерии и потери от возникающих в этой связи трудностей учета и контроля на предприятии;- издержки, связанные с трансфертом доходов. Даже уклоняющиеся от уплаты налогов экономические субъекты делятся полезным эффектом от своей деятельности с государством, но ничего не получая от него взамен. В отличие от легальных экономических субъектов внелегальные не могут обратиться к государству за защитой нарушенных прав собственности;- издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату. Уклонение от выплаты подоходного налога, обязательных платежей в фонд социального страхования, в пенсионный фонд позволяет предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижает стимулы к замещению труда капиталом и техническому перевооружению. Дешевый труд "развращает" предприятие. Далее, процедура взимания налога на добавленную стоимость ограничивает сферу внелегальной деятельности только крайними точками производственной цепочки, розничной торговлей и начальными этапами обработки сырья. - издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности.

20.Социально-экономические последствия существования внелегальной экономики. Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику.

Значительные размеры внелегального сектора в развивающихся странах позволяют им легче переносить спады производства и кризисные явления на мировых рынках. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счет сокращения уровня оплаты труда, ведь в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (семейно-родственных, клановых, национальных). По логике такого воспроизводства, допустить увольнение — значит разрушить социальные связи. Парадоксальность ситуации в том, что достижение неоклассического равновесия зависит от рынка, очень удаленного по своим параметрам от неоклассического.

Кроме того, существование внелегального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным в силу высоких издержек доступа на легальный рынок.

Ввиду невыгодности технического перевооружения во внелегальном секторе тормозится технический прогресс и в целом снижается производительность труда. Сокращается и объем инвестиций из-за ограниченности их источников (инвестируются только ресурсы, существующие внутри той или иной социальной структуры) и отсутствия гарантий для внешних по отношению к данным социальным структурам инвесторов. Далее, увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, все еще остающихся в легальном секторе: издержки предоставляемых государством услуг распределяются на меньшее число налогоплательщиков. Данная ситуация побуждает к переходу во внелегальный сектор и тех, кто до последнего времени колебался — цена подчинения закону становится непомерно высока. Результатом становится коллапс легального сектора — в нем остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти «в тень». Кроме того, существование внелегальной экономики делает неэффективными любые меры по проведению последовательной макроэкономической политики: она строится на основе заведомо неадекватных индикаторов и макроэкономических показателей. Изложенное особенно важно в отношении кредитно-денежной политики, ведь внелегальный оборот наличности неподконтролен Центральному банку.

является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

- формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

- разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

- не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.

В настоящее время для борьбы с теневой сферой экономики применяются такие меры, как:

· реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

· ужесточение борьбы с коррупцией;

· меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

· выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

· усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

Наши рекомендации