Структура рынка недвижимости
На рынке недвижимости выделяются две его составляющие: первичный и вторичный рынок недвижимости.
На первичном рынке недвижимость как товар выступает впервые. Основными продавцами недвижимости в таком случае выступают государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов власти, а также строительные компании, возводящие жилую и нежилую недвижимость.
На вторичном рынке недвижимость выступает как товар, ранее бывший в употреблении и принадлежащий определенному собственнику – физическому или юридическому лицу.
Учитывая, что потребности населения в жилье, а предпринимателей в производственной недвижимости далеки от удовлетворения, дальнейшее развитие рынка недвижимости связано с новым строительством, а, следовательно, с более быстрым развитием первичного рынка недвижимости.
Первичный и вторичный рынки тесно взаимосвязаны. Например, если по каким-либо причинам (спад деловой активности, неблагоприятная экологическая обстановка, затяжной межнациональный или религиозный конфликт и т.д.) в регионе увеличивается предложение недвижимости на вторичном рынке, то автоматически падает спрос и цены на первичном рынке.
Функции рынка недвижимости
Основными функциями рынка недвижимости, являются:
· регулирующая функция, с помощью которой распределяются ресурсы по сферам строительной отрасли, формируется ее эффективная структура;
· стимулирующая функция, заключается в использовании научно-технических и управленческих инноваций, для получения дополнительных конкурентных преимуществ, в погоне за прибылью при создании и использовании недвижимого имущества;
· коммерческая функция, заключающаяся в организации движения капитала и получения прибыли;
· установление равновесных цен, при которых платежеспособный спрос соответствует объему предложения недвижимости;
· функция санирования, выражающаяся в очищении экономики от слабых, неконкурентоспособных и малоэффективных субъектов;
· социальная функция, проявляющаяся в росте активности населения, стремящегося стать собственниками квартир, а также других капитальных и престижных объектов.
Одной из важнейших функций по управлению недвижимостью города является ее оценка. На сегодняшний день оценка рыночной и кадастровой стоимости осуществляется на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013).
Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для инвестирования на территории муниципальное образования, что оказывает непосредственное влияние на развитие данной территории.
Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в процессе взаимодействия субъектов, объектов инвестирования и соответствующих органов управления.
Важную роль в регулировании рынка реальных инвестиций играют гарантии государства по соблюдению прав участников инвестиционной деятельности, предусмотренные действующим законодательством.
В городах инвестиционная деятельность может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
- заемных средств инвестора (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средств, полученных от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов и др.);
- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке; ассигнований из федерального, регионального и местного бюджетов, внебюджетных фондов и иностранных инвестиций.
Инвесторы – физические лица вкладывают свой капитал в строительство.
Инвестиционный климатв городе складывается под влиянием следующих факторов:
- экономический потенциал (ресурсы, наличие свободных земель для размещения производства, обеспечение энергетическими и трудовыми ресурсами, развитие инфраструктуры);
- рыночная среда (конкуренция, инфляция, емкость местного рынка, экспортные товары, присутствие иностранного капитала);
- политические факторы (взаимоотношения федерального центра и муниципальных властей, доверие населения к власти, социальная стабильность, межнациональные и религиозные отношения);
- социальные и социально-культурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, уровень медицинского обслуживания, преступности, реальной заработной платы, миграции);
- финансовые факторы (доходы бюджета, обеспеченность средствами внебюджетных фондов, доступность кредитов в иностранной валюте, ставки банковского процента).
Основные индикаторы инвестиционной привлекательности города:
- географическое положение (объем розничного товарооборота на 1м2 площади города);
- обеспеченность природными ресурсами и их доступность (ресурсные платежи в расчете на 1 жителя, плата за землю в расчете на 1 жителя);
- структура экономики (доля налоговых сборов на территории города от негосударственных и немуниципальных хозяйствующих субъектов в общем их объеме);
- развитие культуры и образования населения (численность специалистов на 100 экономически активных жителей, численность молодых специалистов, выпущенных образовательными учреждениями);
- социально-политическая стабильность (среднедушевой доход на 1 руб. прожиточного минимума, уровень общей безработицы, раскрываемость преступлений);
- экономическая стабильность (доля налоговых доходов бюджета города в его общих доходах, объем налоговых доходов города на 1 руб. расходов бюджета города, среднедушевые капитальные вложения в жилье);
- состояние окружающей среды (среднедушевые инвестиции в охрану и восстановление окружающей среды);
- состояние и развитие инфраструктуры (коэффициент годности муниципальных фондов);
- нормативно-правовая база (объем местных налогов и сборов на 1 работающего горожанина);
- взаимодействие органов управления с предприятиями (доля муниципальной собственности в общей собственности города);
- система льгот для инвесторов (среднедушевой объем собственных инвестиций предприятий и организаций города).
Основным недостатком этой универсальной системы оценочных индикаторов инвестиционной привлекательности городской территории является их подверженность инфляции (поскольку большинство показателей – стоимостные) и разнородность. Однако по ряду индикаторов на основе экспертных оценок определены пороговые значения их эффективности (например, эксперты считают, что инвестировать в городскую территорию выгодно, если не бюджетная обеспеченность – не менее 70%, а местное налоговое бремя (на 1 человека) – не более 1000 руб.).
Основные причины, сдерживающие приток инвестиционных ресурсов в город:
- отсутствие достаточного количества городской земли для создания новых промышленных предприятий;
- постоянный рост стоимости ресурсов;
- снижение численности экономически активного населения;
- неустойчивое финансовое состояние, характеризующееся
- снижением собственных налоговых доходов и ростом расходов бюджета города.
Таким образом, при положительном результате инвестиционной деятельности компании на территории определенного муниципального образования прослеживается взаимный рост: с одной стороны, улучшается инфраструктура территории, отмечаются положительная динамика в сфере занятости населения, привлечения туристов, облагораживание облика города; с другой стороны, инвестор получает прибыль от реализованного проекта, повышение имиджа компании и реализацию эффективных проектов.