Организация инфраструктуры города
Теплоснабжение города.
Система теплоснабжения города служит для удовлетворения потребностей населения в отоплении жилых и общественных помещений, горячем водоснабжении и вентиляции.
Потребление тепла более неравномерно, чем потребление горячей воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона зависит от климатических условий города.
Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения – химводоочистки.
Система теплоснабжения включает в себя источник тепла, тепловые передающие сети и устройства, а также потребляющее тепло оборудование и устройства – системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.
Системы теплоснабжения городов классифицируются по следующим критериям:
- степень централизации(централизованное и децентрализованное (от мелких придомовых котельных установок) теплоснабжение);
- род теплоносителя (паровые и водяные системы теплоснабжения);
- способ выработки тепловой энергии (комбинированная выработка тепла и электроэнергии на теплоэлектроцентралях и раздельная выработка тепловой энергии, когда нагрев воды в котельных установках (тепловых станциях) отделен от выработки электрической энергии);
- способ подачи воды на горячее водоснабжение и отопление (открытые, когда горячая вода поступает к водоразборным приборам местной системы горячего водоснабжения непосредственно из тепловых сетей, и закрытые – воду из тепловых сетей используют только как греющую среду для нагревания в водоподогревателях – бойлерах водопроводной воды, которая затем поступает в местную систему горячего водоснабжения);
- количество трубопроводов тепловых сетей (однотрубные, двухтрубные и многотрубные системы теплоснабжения);
- способ обеспечения потребителей тепловой энергией (одноступенчатые системы, когда абоненты – потребители тепла присоединяются непосредственно к тепловым сетям, и многоступенчатые системы теплоснабжения, когда между источником тепла и потребителями размещают центральные тепловые (ЦТП) или контрольно-распределительные пункты (КРП), в которых параметры теплоносителя могут изменяться по требованию местных потребителей).
Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения.
По одной схеме горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым.
По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах – бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть, как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например, природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.
Современные тепловые сети городских систем представляют собой сложные инженерные сооружения в состав которых входят водопроводы; компенсаторы; воспринимающие температурные удлинения; отключающее, регулирующее и предохранительное оборудование, устанавливаемое в специальных камерах или павильонах; насосные станции; районные тепловые пункты (РТП) и тепловые пункты (ТП).
К числу основных системных проблем, осложняющих организацию эффективного механизма функционирования теплоснабжения в современных городах, относятся:
- значительный физический и моральный износ оборудования систем теплоснабжения;
- высокий уровень потерь в тепловых сетях;
- массовое отсутствие у жителей приборов учета тепловой энергии и регуляторов отпуска тепла;
- завышенные оценки тепловых нагрузок у потребителей;
- несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы.
В России на сегодняшний день, вопросы, связанные с теплоснабжением регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Функции рынка недвижимости
Основными функциями рынка недвижимости, являются:
· регулирующая функция, с помощью которой распределяются ресурсы по сферам строительной отрасли, формируется ее эффективная структура;
· стимулирующая функция, заключается в использовании научно-технических и управленческих инноваций, для получения дополнительных конкурентных преимуществ, в погоне за прибылью при создании и использовании недвижимого имущества;
· коммерческая функция, заключающаяся в организации движения капитала и получения прибыли;
· установление равновесных цен, при которых платежеспособный спрос соответствует объему предложения недвижимости;
· функция санирования, выражающаяся в очищении экономики от слабых, неконкурентоспособных и малоэффективных субъектов;
· социальная функция, проявляющаяся в росте активности населения, стремящегося стать собственниками квартир, а также других капитальных и престижных объектов.
Одной из важнейших функций по управлению недвижимостью города является ее оценка. На сегодняшний день оценка рыночной и кадастровой стоимости осуществляется на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013).
Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для инвестирования на территории муниципальное образования, что оказывает непосредственное влияние на развитие данной территории.
Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в процессе взаимодействия субъектов, объектов инвестирования и соответствующих органов управления.
Важную роль в регулировании рынка реальных инвестиций играют гарантии государства по соблюдению прав участников инвестиционной деятельности, предусмотренные действующим законодательством.
В городах инвестиционная деятельность может финансироваться за счет:
- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
- заемных средств инвестора (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
- привлеченных финансовых средств инвестора (средств, полученных от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов и др.);
- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке; ассигнований из федерального, регионального и местного бюджетов, внебюджетных фондов и иностранных инвестиций.
Инвесторы – физические лица вкладывают свой капитал в строительство.
Инвестиционный климатв городе складывается под влиянием следующих факторов:
- экономический потенциал (ресурсы, наличие свободных земель для размещения производства, обеспечение энергетическими и трудовыми ресурсами, развитие инфраструктуры);
- рыночная среда (конкуренция, инфляция, емкость местного рынка, экспортные товары, присутствие иностранного капитала);
- политические факторы (взаимоотношения федерального центра и муниципальных властей, доверие населения к власти, социальная стабильность, межнациональные и религиозные отношения);
- социальные и социально-культурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, уровень медицинского обслуживания, преступности, реальной заработной платы, миграции);
- финансовые факторы (доходы бюджета, обеспеченность средствами внебюджетных фондов, доступность кредитов в иностранной валюте, ставки банковского процента).
Основные индикаторы инвестиционной привлекательности города:
- географическое положение (объем розничного товарооборота на 1м2 площади города);
- обеспеченность природными ресурсами и их доступность (ресурсные платежи в расчете на 1 жителя, плата за землю в расчете на 1 жителя);
- структура экономики (доля налоговых сборов на территории города от негосударственных и немуниципальных хозяйствующих субъектов в общем их объеме);
- развитие культуры и образования населения (численность специалистов на 100 экономически активных жителей, численность молодых специалистов, выпущенных образовательными учреждениями);
- социально-политическая стабильность (среднедушевой доход на 1 руб. прожиточного минимума, уровень общей безработицы, раскрываемость преступлений);
- экономическая стабильность (доля налоговых доходов бюджета города в его общих доходах, объем налоговых доходов города на 1 руб. расходов бюджета города, среднедушевые капитальные вложения в жилье);
- состояние окружающей среды (среднедушевые инвестиции в охрану и восстановление окружающей среды);
- состояние и развитие инфраструктуры (коэффициент годности муниципальных фондов);
- нормативно-правовая база (объем местных налогов и сборов на 1 работающего горожанина);
- взаимодействие органов управления с предприятиями (доля муниципальной собственности в общей собственности города);
- система льгот для инвесторов (среднедушевой объем собственных инвестиций предприятий и организаций города).
Основным недостатком этой универсальной системы оценочных индикаторов инвестиционной привлекательности городской территории является их подверженность инфляции (поскольку большинство показателей – стоимостные) и разнородность. Однако по ряду индикаторов на основе экспертных оценок определены пороговые значения их эффективности (например, эксперты считают, что инвестировать в городскую территорию выгодно, если не бюджетная обеспеченность – не менее 70%, а местное налоговое бремя (на 1 человека) – не более 1000 руб.).
Основные причины, сдерживающие приток инвестиционных ресурсов в город:
- отсутствие достаточного количества городской земли для создания новых промышленных предприятий;
- постоянный рост стоимости ресурсов;
- снижение численности экономически активного населения;
- неустойчивое финансовое состояние, характеризующееся
- снижением собственных налоговых доходов и ростом расходов бюджета города.
Таким образом, при положительном результате инвестиционной деятельности компании на территории определенного муниципального образования прослеживается взаимный рост: с одной стороны, улучшается инфраструктура территории, отмечаются положительная динамика в сфере занятости населения, привлечения туристов, облагораживание облика города; с другой стороны, инвестор получает прибыль от реализованного проекта, повышение имиджа компании и реализацию эффективных проектов.
Конурбация – включает несколько срастающихся или тесно развивающихся агломераций (как правило, 3-5) с весьма развитыми крупнейшими городами. В Японии выделено 13 конурбаций, в том числе Токийская, состоящая из 7 агломераций (27,6 млн человек), Нагойская – из 5 агломераций (7,3 млн человек), Осакская и т.д. В России можно выделить следующие крупные конурбации: Ростовская, Самарско-Тольяттинская, Владивостокская, Новокузнецкая, Набережночелнинская (Нижне-Камская), Тульско-Новомосковская, Южно-Башкортостанская, Альметьевская. Сходным к понятию «конурбация» является введенный в США в 1963 г. термин «стандартный консолидированный ареал».
Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций. Мегалополисы появились в середине XX века. В терминологии ООН мегалополисом называют образование с населением не менее 5 млн жителей. При этом 2/3 территории мегалополиса могут быть не застроены. Так, мегалополис Токайдо состоит из Токийской, Нагойской и Осакской конурбаций протяженностью около 800 км вдоль побережья. В число мегалополисов включены межгосударственные образования, например, мегалополис Великих озер (США-Канада) или Донецко-Ростовская система агломераций (Россия-Украина). В России мегалополисом можно назвать Московско-Нижегородский район расселения; зарождается Уральский мегалополис.
Урбанизированный регион, который образуется сеткой мегалополисов, считается более сложной, крупномасштабной и территориально обширной системой расселения. К числу зарождающихся урбанизированных регионов относят Лондон-Париж-Рур, атлантическое побережье Северной Америки и др.
Основанием для выделения подобных систем являются города с населением свыше 100 тыс. человек и более. Особое место среди них занимают «города-миллионеры». В 1900 г. их было всего 10, сейчас их больше 400. Именно города с миллионным населением перерастают в агломерации и способствуют созданию более сложных расселенческих и градостроительных систем – конурбаций, мегалополисов и сверхкрупных образований – урбанизированных регионов.
В настоящее время урбанизация обусловлена научно-технической революцией, изменениями в структуре производительных сил и характере труда, углублением связей между видами деятельности, а также информационных связей.
Общими чертами урбанизации в мире являются:
· сохранение межклассовых социальных структур и групп населения, разделение труда, закрепляющего население по месту проживания;
· интенсификация социально-пространственных связей, обусловливающих формирование сложных поселенческих систем и их структур;
· интеграция сельской местности (как поселенческой сферы деревни) с городской и сужение функций деревни как социально-экономической подсистемы;
· высокая концентрация таких видов деятельности, как наука, культура, информация, управление, и увеличение их роли в экономике страны;
· усиленная региональная поляризация экономического градостроительного и, как следствие, социального развития внутри стран.
Субурбанизация – бурный рост пригородной зоны вокруг больших городов, первые признаки которой появились еще перед Второй мировой войной, коснулась в первую очередь состоятельных слоев и явилась формой их бегства от социальных болезней большого города.
Субурбанизация характеризуется тем, что растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное – места приложения труда.
Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведет к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например, пригородного железнодорожного и легкорельсового, например, система RER в Париже.
12. Основные свойства городского поселения как социально-экономической системы;
основные свойства городского поселения как социально-экономической системы. Любая сложная социально-экономическая система должна обладать определенными свойствами, чтобы ее структура была устойчивой во времени и пространстве. Именно от того, насколько данные свойства проявляются в конкретной социально-экономической системе зависит эффективность ее функционирования. Необходимо отметить, что указанные ниже свойства должны характеризоваться комплексностью, так как отставание в развитии или полное отсутствие хотя бы одного из свойств делает систему крайне нестабильной и малоэффективной. К таким свойствам относятся:
1. Целостность – данное свойство предполагает наличие тесной взаимосвязи между основными подсистемами и элементами муниципального образования, что требует четкой координации действий и функций управления. Многие урбанисты – научные деятели, изучающие особенности развития городов, сравнивают город с «живым организмом», данная аллегория позволяет сопоставить взаимосвязь городских систем со взаимосвязью органов в человеческом теле, в случае нарушения данной взаимосвязи, так же, как и человеческий организм, город, будет испытывать серьезные проблемы в развитии.
2. Коммуникативность – выражается в создании тесной связи существующей социально-экономической системы с внешней и внутренней средой, обеспечивающей режим интенсивного информационного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования, для достижения возможности быстрого реагирования на любые изменения, с целью сохранения управляемости и устойчивости системы.
3. Устойчивость – выражается в способности инфраструктуры города (системы жизнеобеспечения) функционировать в относительно самостоятельном режиме и защищать его от негативных воздействий внешней среды. Устойчивость является важным условием нормальной жизнедеятельности города. Однако город не может и не должен быть чисто автономной (замкнутой) системой. Для него важны внешние взаимодействия, благоприятно влияющие на его изменения и устойчивое развитие. С устойчивостью города как социально-экономической системы тесно связано такое свойство, какадаптивность – что выражается вспособности приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования.
4. Самоорганизация – одно из универсальных свойств любых социальных и социально-экономических систем. Данное свойство выражается в том, что в большинстве случаев люди ставят перед собой частные цели и имеют собственные интересы, далеко не совпадающие с целью системы как единого целого, что приводит к распаду системы. Однако, для достижения общих целей, и сохранения устойчивости системы, люди должны договориться между собой и в определенной мере ограничить свои частные интересы во благо системных (общих) интересов, что и является проявлением самоорганизации. Самоорганизация города как социально-экономической системы, построена на принципах местного самоуправления, проявляется в форме прямого волеизъявления граждан, а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения, и действующих в их же интересах.
13. Функции крупных городов;
Исходя из количества выполняемых функций города делятся на монофункциональные – города с доминированием преимущественно одной функций и полифункциональные – города, выполняющие несколько функций. Если рассматривать закономерности развития городов с данной позиции, то можно заметь, что чем крупнее и старше город, тем больше функций он выполняет.
Можно выделить следующие функции крупных городов:
1. Индустриальные (производственные) – заключаются в производстве разнообразной продукции на промышленных предприятиях с последующей ее реализацией за пределами территории города. Как правило каждый город имеет на своей территории подобные предприятия, что позволяет его экономике нормально функционировать, обеспечивая устойчивое развитие;
2. Научные – заключаются в получении и систематизации накопленных знаний, создании исследовательской инфраструктуры, развитии научного потенциала города в частности и страны в целом. В крупных научных центрах на территории городов производятся фундаментальные и прикладные исследования, создаются экспериментальные производственные комплексы, внедряются и апробируются инновационные идеи и изобретения. Также, крупные города, используя преимущества высокой концентрации населения создают на своей территории крупные учебные заведения, обучая будущих специалистов и научных деятелей в различных областях знаний.
3. Образовательные – заключается в предоставлении гарантированного бесплатного начального и иных форм образования, в целях повышения кадрового потенциала своей территории. Во всех российских городах присутствует полный спектр бесплатных обязательных образовательных услуг, предоставляемых за счет государственного или городского бюджета.
4. Культурные – заключаются в создании общественных интеллектуальных и духовных ценностей и доступа населения к ним.Крупные города, особенно такие как Москва и Санкт-Петербург и прочие «города-милионники» являются культурными центрами всей страны, именно в крупных городах зарождается культура, которая в последующем распространятся в других населенных пунктах и по всей стране в целом.
5. Здравоохранительные – как правило в крупных городах сосредоточены сложные узкоспециализированные или многопрофильные медицинские центры, обслуживающее как население данного города, так и практически все население страны, иногда приобретая даже международный статус.
6. Трудовые – данные функции выражаются в том, что крупные города являются центрами тяготения рабочей силы, чему способствует вышеописанные особенности развития городов, в большинстве случаев это проявляется в так называемой «маятниковой» миграции – условное название регулярных (обычно – ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой – на работу или учёбу и обратно.
7. Транспортные – заключаются в оказании транспортных услуг. Некоторые города, например, такие как Москва и Санкт-Петербург, являются крупными транспортными «хабами», осуществляющие перераспределение междугородних и даже международных транспортных потоков через свою территорию, они как правило имеют крупные складские территории, что позволяет городу также перенаправлять через себя товаропотоки. Крупные города имеют развитую транспортную инфраструктуру, включающую в себя автомобильные, железные дороги, речные и морские порты, аэропорты иногда трубопроводный транспорт.
8. Рекреационные – заключаются в оздоровлении, лечении и профилактике, а также отдыхе населения как отдельно взятого города, так и региона, и всей страны в целом. Обычно хорошо развиты в так называемых городах-курортах.
9. Административные – деятельность города по обеспечению управления какой-либо территорией, регионом или всей страной в целом.
10. Военные – изначально, практически все города мирасвоим возникновением были обязаны военно-оборонительным и/или торгово-ремесленным функциям, однако и на сегодняшний день данные функции активно реализуются в некоторых городках, особенно в так называемых «военных городках» находящихся на территории города и представляющих собой комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения рабочих и служащих вооруженных сил РФ. В данных городках, как правило, размещаются и сами градообразующие воинские части, как правило закрытого, реже открытого типа для гражданского населения и выполняющих функции защиты суверенитета России как от внешних, так и от внутренних врагов.
11. Политические – особенно крупные города играют большую роль в политической жизни общества, именно в них как правило регистрируются и активно развиваются различные политические партии, население крупных городов активнее учувствуют в политике.
12. Международные – города мирового значения, такие как Москва и Санкт-Петербург, помимо прочих функций, также являются крупными международными центрами активно вливаясь в экономическую, поэтическую, культурную и духовную сферы мирового сообщества.
14. Способы территориального деления Российской Федерации;
В России применяется два вида территориального деления:
· административно-территориальное деление – для упорядоченного осуществления функций государственного управления, данное деление отражено в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) – это классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК)».
· муниципальное деление – для организации местного самоуправления, данное деление отражено в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО).
Согласно ОКАТО в классификаторе принята иерархическая система классификации. Всё множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению и эти группы располагаются по трём уровням классификации в соответствии с административной подчинённостью, причём в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчинённые объектам предыдущего уровня.
Первый уровень классификации включает объекты федерального значения:
· республики;
· края;
· области;
· города федерального значения;
· автономную область;
· автономный округ, входящий в состав России.
Ко второму уровню классификации относятся:
· автономные округа, входящие в состав края или области;
· районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав России, внутригородские районы, округа города федерального значения;
· города республиканского, краевого, областного подчинения;
· посёлки городского типа краевого, областного подчинения;
· городские округа.
К третьему уровню классификации относятся:
· внутригородские районы, округа;
· города районного подчинения;
· посёлки городского типа районного подчинения;
· посёлки городского типа, входящие в состав городских округов;
· сельские поселения.
В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.
Объектами классификации ОКТМО являются территории муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131−ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существуют следующие виды муниципальных образований:
· муниципальные районы (несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;), в их состав входят:
o городские поселения (небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.),
o сельские поселения (один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района);
o межселенные территории (территория в составе муниципального района, не включённая в состав территорий городских и сельских поселений, не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями);
· городские округа (городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения; когда-то давно это называлось «городами областного подчинения»);
· внутригородские территории городов федерального значения (часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления).
В Москве внутригородские муниципальные образования носят наименования:
· районы (деление «старой» Москвы);
· городские округа (два муниципальных образования «новой» Москвы, имевших до вхождения в состав Москвы такой же статус);
· поселения (муниципальные образования «новой» Москвы, имевшие до вхождения в состав Москвы статус городских и сельских поселений).
В Санкт-Петербурге внутригородские муниципальные образования носят наименования:
· муниципальные округа;
· города;
· поселки.
Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:
· совмещение двух видов деления – границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
· юридическом разведении двух видов деления – границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.
15. Классификация секторов городской экономики А. Фишера и К. Кларка;
Для произведения более детального анализ экономической сферы города, воспользуемся классификации А. Фишера и К. Кларка, которые выделяют четыре сектора городской экономики:
1. Первичный сектор – представляет совокупность предприятий добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, необходимы для дальнейшей технологической переработке. Основным фактором производства является земельные отрасли: сельское хозяйство, лесное хозяйства, рыболовство и рыбоводство, горнодобывающая промышленность и т.п.;
2. Вторичный сектор – обрабатывающая промышленность: производство средств производства и предметов потребления, основывается на дальнейшей переработке сырья и материалов, полученных из первичного сектора. Как правило это фабрики, заводы, производственные предприятия и т.п.;
3. Третичный сектор – охватывает сферу услуг, торговли, строительства, транспорта, туризма, связи, здравоохранения, общественного питания, ремонтной деятельности и т.д.;
4. Четвертичный сектор – отрасль по обслуживанию бизнеса: банки, биржи, инвестиционные и страховые компании; организационное облуживание, регистрация, лицензирование, выдача патентов, реклама, консалтинг (юридические фирмы), стратегический консалтинг.
Хотя указанные выше сектора экономики, так или иначе, присутствуют практически в любом городе, доля данных секторов в конкретных городах может сильно отличаться. В настоящее время, особенно в постиндустриальных странах, общей тенденцией для всех городов является бурно растущий третичный сектор экономики, который начинает господствовать над всеми остальными, что вызвано, в первую очередь, стремительным ростом производительности труда в промышленных предприятиях, в связи с чем высвобождаются ресурсы для развития сферы услуг.
16. Материально-вещественная структура города;
Для управления городом как комплексной социально-экономической системой необходимо выделить основные подсистемы (провести структуризацию) и определить способы и особенности координации деятельность этих подсистем. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. Проведение структуризации позволяет выделить основные компоненты социально-экономической системы города, их пропорции, внутренние связи.
В основе развития любого города лежит его материальная база, поэтому прежде всего важно рассмотреть материально-вещественную структуру городского поселения. В ее составе можно выделить следующие главные подсистемы:
1. Градообразующая сфера, как основа экономики любого города;
2. Градообслуживающая сфера (или другими словами, система городского хозяйства);
3. Социальная сфера, функционирующая в первую очередь, ради удовлетворения потребностей населения;
4. Население – совокупность постоянно или временно проживающих на территории города граждан;
5. Территория – ограниченная часть пространства, закрепленная законодательно, на которой развивается город.
Совокупность предприятий градообразующей, градообслуживающей и социальной сферы образуетэкономический базис города. Он определяется соотношением градообразующих и градообслуживающих предприятий, динамикой показателей их развития, емкостью территориального рынка и его структурой.
Подградообразующими предприятиями понимаются организации, продукция которых в основном производится на территории города, а реализуется за его пределами. Чаще всего это крупные промышленные предприятия, фабрики, заводы и т.д.
Появление градообразующих предприятий, в основном объясняется принципами территориального разделения труда, получившими широкое распространенном в СССР. В то время практически все крупные фабрики и заводы, предприятия добывающей, перерабатывающей, энергетической и прочих отраслей размещались на территории государства в соответствии с научно обоснованными и рациональными принципами пространственного развития. Вокруг крупных предприятий как правило развивались целые города, которые получили наименование моногородов.
По новым правилам, моногородом будет считаться населенный пункт, где проживает больше трех тысяч человек и не менее 20 процентов от экономически активного населения работают на одном предприятии.
Анализируя состав градообразующей сферы города, необходимо отметить, что он во многом определяет его облик, а также профессиональную и квалификационную структуру трудоспособного населения.
В градообразующей сфере население получает работу, формируется налоговая база, население может получать отдельные коммунальные (тепло, вода, электроэнергия, газ) и социальные (здравоохранение, культура и др.) услуги. Градообразующие предприятия, как правило, не являются объектами муниципальной собственности, чаще всего это либо федеральная, либо, в результате приватизационных процессов 90-ых годов, частная форма собственности.
Далее рассмотрим градообслуживающую сферу – она считается первоосновой жизнеобеспечения муниципального образования. Предоставляет собой совокупность предприятий и организаций, основная часть продукции и услуг которых реализуется внутри города и обеспечивает его функционирование и развитие. От правильности ее работы зависит качество муниципальных услуг, определяющих уровень жизни населения.
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных отра