Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей[2].
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежней равновесной цены и равновесного объёма.
Виды устойчивости
- Абсолютная
- Относительная
- Локальная (колебания цен происходят, но в определённых пределах)
- Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях)
Функции равновесной цены
- Распределительная
- Информационная
- Стимулирующая
- Балансирующая
- Нормирующая. Она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.
(ТАНЯ)
Равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага (QS = QD). Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом.
Равновесная цена – это рыночная цена, при которой количество товара, произведенного и предложенного к продаже на рынок, равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести. Или это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. |
· Выигрыш потребителя (излишки потребителя) – это дополнительная полезность, полученная потребителем в процессе рыночного обмена, благодаря тому, что фактически уплаченная цена ниже той, которую готовы платить за него.
· Выигрыш производителя (излишки производителя) – это дополнительный доход, который получит производитель, обеспечивающий производство с затратами ниже равновесной цены.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию, в противном случае имеет место неустойчивое равновесие. |
· Возможно несколько вариантов:
· а) если угол наклона кривой предложения такой же, как и угол наклона кривой спроса |dP/dQS| =|dP/dQD| , то в такой ситуации равновесия никогда достигнуто не будет, т.к. происходит постоянное колебание цен относительно равновесной. Если цена установилась ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит (Q1Q2), который приведет к росту цен до Р2. При цене Р2 производи-тели увеличивают выпуск продукции, а потребители снижают объем покупок, образовавшиеся излишки способствуют снижению цены;
· б) если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения |dP/dQS|<|dP/dQD|, то равновесие не наступает. Цена с каждым разом опускается все ниже и ниже, в такой ситуации производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия;
· в) если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса |dP/dQS|>|dP/dQD|, то объем производства и цена все более приближается к уровню равновесия. Происходит сужающее колебание цен.
6. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Факторы, влияющие на него. Оптимальный выбор потребителя.
кривая безразличияпоказывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
На рис.5.1(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель.
Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.5.1б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую.
Зона замещения (субституции)– участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Предельная норма замещения (MRS)– количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов)показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.
Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на потребление товаров, не превышала сумму денег, которую может израсходовать данный потребитель.Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров
7. Экономические издержки и их структура. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
Экономические (альтернативные) издержки любого ресурса, используемого для производства данного товара, равны его стоимости при наилучшем из возможных альтернативных вариантов применения в экономике. Следует уяснить данное положение. Теперь рассмотрим общую концепцию экономических издержек применительно к фирме. В теории рыночной экономики различают бухгалтерские и экономические издержки фирмы. Подход экономиста к оценке издержек несколько отличается от бухгалтерского. Бухгалтер учитывает издержки производства как фактически произведенные затраты, расходы фирмы на покупку ресурсов. Экономист, кроме этого, должен оценивать издержки, жертвы фирмы, связанные с использованием собственных ресурсов для своего производства вместо их продажи другим фирмам. Особенно важен данный учет при определении перспектив развития фирмы. Экономические (альтернативные) издержки фирмы - это те затраты, жертвы, которые должна нести фирма, чтобы отвлечь как привлеченные, так и собственные ресурсы от их альтернативного использования другими фирмами. Экономические издержки включают в себя внешние (явные) издержки и внутренние (скрытые) издержки. Внешние (явные) издержки - это фактические денежные расходы, которые фирма осуществляет за ресурсы, полученные от внешних поставщиков (выплаты за сырье, материалы, энергию, транспортные услуги, рабочую силу и другие ресурсы, приобретенные со стороны). Внешние издержки — это традиционные бухгалтерские издержки. Понятие внутренних издержек связано с использованием собственных ресурсов фирмы. С точки зрения данной фирмы, внутренние (скрытые) издержки - это денежные доходы, которыми жертвует фирма, владеющая ресурсами, используя их для собственного производства товаров или иных хозяйственных целей, а не продавая на рынке другим потребителям. Количественно они равны доходу, который могла бы получить фирма при наиболее выгодном альтернативном варианте продажи. С категорией издержек тесно связана категория прибыли. При этом в теории рыночной экономики различают нормальную, бухгалтерскую и экономическую прибыль. Под нормальной прибылью понимают минимальное, или нормальное, вознаграждение предпринимателю за выполнение им предпринимательских функций. Это та минимальная норма прибыли, которую должен получать любой предприниматель на свой капитал. При этом она не должна быть меньше банковского процента, так как в противном случае не будет смысла заниматься предпринимательской деятельностью. Для бухгалтера нормальная прибыль является частью бухгалтерской прибыли. Для экономиста — одним из элементов внутренних (скрытых) издержек. Бухгалтерская прибыль определяется как разница между валовой выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (внешними) издержками. Экономическая прибыль - это разница между валовой выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками (внешними + внутренними, включая в последние нормальную прибыль). Экономическая прибыль — это доход, полученный сверх нормальной прибыли.
Функция потребления, показывающая зависимость величины потребительских расходов (С) от нескольких показателей, в ее простейшем варианте может быть представлена в следующем виде: C = a + b (Y – T), где а – автономное потребление, которое не зависит от величины дохода. Иными словами, это тот набор потребительской корзины, который экономический субъект предпочитает приобретать в любом случае; b – предельная склонность к потреблению, или MPC; Y – непосредственно величина дохода экономического субъекта; T – сумма налоговых отчислений. Следует заметить, что разница (Y – T) есть не что иное, как величина располагаемого дохода, который остается после уплаты всех налогов. Предельная склонность к потреблению определяется как соотношение изменения величины потребления в результате какого-либо изменения в структуре и величине располагаемого дохода, т. е. MPC = ∂C /∂Yd. Для того чтобы математически определить, какова доля потребления в величине располагаемого дохода, необходимо воспользоваться формулой средней склонности к потреблению: APC = C / Yd. Сбережения (S) – это другая часть дохода, которая не расходуется сегодня на потребление, а оставляется для будущего пользования. Таким образом, функция сбережений выглядит как S = – a + (1 – b) (Y – T), где a – также автономное потребление. Знак «-» отражает обратную зависимость сбережений от этой величины; (1 – b) – предельная склонность к сбережению. Если учесть, что потребление и сбережение в сумме составляют единицу, получается, что их предельные величины в совокупности также равняются единице. Отсюда получаем, что MPS = 1 – MPC = 1 – b. Соответственно предельная склонность к сбережению есть отношение прироста сбережений в результате роста величины располагаемого дохода, т. е. MPS = ∂S /∂Yd. Для определения доли сбережений в общей структуре дохода применяют формулу средней склонности к сбережению APS = S / Yd. Эту же величину можно получить путем вычета средней склонности к потреблению из единицы: MPS = 1 – MPC. Итак, для определения динамики сбережений и потребления важно знать основные факторы, посредством которых это происходит. 1. Доход. Несомненно, принимая решение о том, какую величину потребить сегодня, а какую оставить для будущего потребления, домашнее хозяйство опирается изначально на ту денежную сумму, которой располагает. Казалось бы, чем больше доход, тем больше потребление и меньше сбережение, поскольку потребности субъектов безграничны и требуют больших денежных сумм. В то же время основной психологический закон, который выявил Дж. М. Кейнс, гласит: при росте величины располагаемого личного дохода экономический субъект начинает больше потреблять, т. е. расширяет состав своей потребительской корзины. В то же время желание сберегать растет еще большими темпами – такова сущность природы и психологии человека. 2. Ранее накопленное богатство. Чем оно больше, тем больше хочется вновь сберегать, равно как становится больше величина покупательной способности субъекта. 3. Уровень цен. Чем выше рыночные цены, тем большая часть дохода уходит на приобретение в текущем периоде всех необходимых благ. 4. Экономические ожидания. Если субъект предполагает, что в ближайшем будущем возможен рост цен, он начинает больше сберегать, если предвидится инфляция – больше потреблять либо переводит свои сбережения в резервную валюту или любую другую, более устойчивую по отношению к отечественной. 5. Налоги. Чем выше налоговая ставка, тем большую сумму от своего дохода экономический субъект вынужден перечислять в государственную казну. Соответственно величина располагаемого дохода, который затем делится на потребление и сбережения, становится все меньше.
8. Потребление, сбережение и инвестиции: сущность, функции и факторы, влияющие на них.
В рыночной экономике значительную роль занимает динамика и распределение ВНП. Доходы направляются по двум основным линиям: на потребление (см. раздел Производство и потребление) и сбережения. Потребительские расходы составляют большую часть ВВП. Источником их покрытия выступает располагаемый доход.
Сбережения - это та часть дохода, которая в данный момент не потребляется. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами (с целью последующего инвестирования накопленного дохода в расширение масштабов производства), домашними хозяйствами и населением (для покупки земли, недвижимости, предметов длительного пользования).
Потребление и сбережения находятся между собой в тесной связи и зависимости и формируются под влиянием одних и тех же факторов. Потребление используется для удовлетворения текущих нужд, сбережения - для будущих. Взаимосвязь располагаемого дохода и потребления образует функцию потребления. Зависимость сбережений от получаемого дохода называетсяфункцией сбережений. Обе эти функции характеризуют динамику соотношения расходов и отложенного спроса. Для определения динамики в прогнозных расчетах исчисляют склонность к потреблению и сбережению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) отражает желание семей приобретать товары. Она выражается отношением потребляемой части дохода (расходов на потребление) ко всей величине дохода:
(3.3)
Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое обусловило изменение потребления:
(3.4)
Величина потребительских расходов определяется уровнем дохода, МРС всегда будет меньше единицы, так как Y>C. Если МРС=0, то все приращение дохода пойдет в сбережения; если МРС=1, то все приращение дохода расходуется на потребление.
Графическое представление функции потребления представлено на рисунке 3.1. На оси ординат - планируемые, или желаемые расходы на потребление (С), которыми представлен весь совокупный спрос (AD); на оси абсцисс - величина выпуска, или доход Y. Если бы расходы в точности соответствовали бы доходам, то это отражала бы любая точка на прямой С=Y, проведенной под углом 45°. В действительности график функции потребления отклоняется от этой линии вниз, наклон определяется предельной склонностью к потреблению, например, 0.8. Функция потребления запишется как С = МРС*Y.
Рис. 3.1. Функция потребления
Потребление, независимое от уровня дохода, называется автономным потреблением (С0). С его учетом функция потребления примет вид: С = С0 +МРС*Y.
Средняя склонность к сбережению (АРS) представляет отношение сбережений к доходу:
(3.5)
Предельная склонность к сбережению (МРS) выражает отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходах:
(3.6)
График функции сбережения [6]показывает зависимость сбережений от размера дохода .
Формула функции записывается как S = -C0 + MPS*Y. Наклон графика определяется предельной склонностью к сбережению, например, 0.2. Точка Е - уровень нулевого сбережения (равенство доходов и расходов). Слева от этой точки заштрихованная область, которая называется отрицательным сбережением (т.е. расходы превышают доходы). Автономное потребление представлено как отрицательное сбережение при нулевом доходе.
Следует отметить, что предельные склонности к потреблению и сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени, поэтому их рассматривают как постоянные величины на протяжении долгосрочного периода.
При распределении ВНП важное внимание уделяется изысканию факторов его дальнейшего увеличения. Таким источником являются инвестиции.
Инвестиции - это вложение денежных средств в приобретение основных средств производства (машин, оборудования), в строительство зданий и сооружений, а также финансовые инвестиции в приобретение ценных бумаг.
Источником инвестиционных вложений выступают накопления сбережений и амортизация. Амортизация - инвестиционные ресурсы по возмещению использованного основного капитала.Чистые инвестиции - вложения с целью увеличения капитала за счет нового строительства, установки дополнительного оборудования и д.т. Амортизация и чистые инвестиции образуютваловые инвестиции. Инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его уровне некоторую постоянную величину, называются автономными инвестициями.Предельная склонность к инвестированию определяется как доля прироста расходов на инвестирование.
Для закрытой экономики сбережения совпадают с инвестициями, где инвестиции I зависят от ставки процента r, а сбережения - от дохода:
I (r) = S (Y). | (3.7) |
Тождество сбережений и инвестиций обеспечивается прежде всего тем, что все, что частными агентами не потребляется, а направляется на хранение, рассматривается как инвестиции в запас. Они суммируются с инвестициями в основной и оборотный капитал, хотя никакого значения для роста производства не имеют.
Зависимость дохода и инвестиций выражается и в мультипликаторе. Это коэффициент, отражающий зависимость между изменением инвестиций и изменением величины дохода.
(3.8)
9. Сущность, причины, показатели и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
Проблема инфляции является составной частью теории денег.
Инфляция — это одна из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, которая отрицательно влияет на все стороны жизни общества.
Есть разные взгляды на сущность и причины инфляции, но преобладают два направления: первый рассматривает инфляцию как сугубо денежное явление, вызванное нарушением законов денежного обращения; второй — как макроэкономическое явление, вызванное нарушением пропорций общественного воспроизводства, и прежде всего между производством и потреблением, спросом и предложением экономических благ.
Между тем инфляция — сложное, многостороннее явление, причины которого обусловлены взаимодействием факторов сферы производства и сферы денежного обращения.
Инфляция внешне выглядит как обесценивание денег вследствие их чрезмерной эмиссии, сопровождаемой ростом цен на экономические блага.
Но это лишь форма проявления, а не глубинная сущность и причина инфляции. Обычно инфляция имеет свое внешнее проявление в повышении цен. Но не каждое повышение цен — показатель инфляции. Цены могут повышаться в результате улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи сырьевых ресурсов, изменяться под влиянием циклических и сезонных колебаний производства, стихийных бедствий и т. д. Но это будут не инфляционные, а в определенной мере естественные периодические изменения цен на отдельные блага.
В действительности же инфляция является результатом нарушения макроэкономического равновесия, которое обусловлено комплексом внутренних и внешних причин (рис. 6.16).
Важнейшими внутренними причинами инфляции являются:
— нарушение пропорций воспроизводства: между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и суммой товарных цен;
— значительный рост дефицита государственного бюджета и государственного долга, обусловленный непроизводительными государственными расходами;
— чрезмерная эмиссия денег, нарушающая законы денежного обращения;
— милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность,