Управление затратами –одна из функций управленческого учёта.

Управленческий учёт .

. Содержание и построение управленческого учёта связано с информационными потребностями менеджмента.

Управленческий, бухгалтерский, финансовый учёт и их отличие.

Бухгалтерский учёт по определению американской ассоциации бухгалтеров – это процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и представления данных для выработки обоснования и принятия решений. Т.е. кому и какая информация необходима.

Менеджеры нуждаются в информации для принятия управленческих решений и регулировании управленческой деятельности: цены продаж, затраты на производство услуги, спрос, конкурентоспособность.

Держателям акций необходимо иметь сведения о стоимости капиталовложений и прибыли, которую они обеспечивают.

Наёмные работники о способности фирмы повышать заработную плату.

Кредиторы о способности фирмы выполнять взятые финансовые обязательства.

Правительственные организации о прибыли с которых взимаются налоги.

Анализ деятельности различных пользователей бухгалтерской информации показывает, что их правомерно разделить на две категории:
• внутренние пользователи, т. е. пользователи в составе организации (предприятия), где осуществляется учет;
• внешние пользователи, т.е. пользователи, не входящие в состав организации (предприятия).
В системе финансового учета подготавливается информация для внешних пользователей, т. е. для лиц. не входящих в состав данной организации (предприятия). Законом установлено требование к открытым акционерным компаниям с ограниченной ответственностью ежегодно представлять финансовые отчеты независимо от того, считает ли администрация эту информацию полезной или нет. В финансовых отчётах о деятельности всей фирмы и он должны быть очень точными. В управленческом учёте информация приближённая и подетальная (рассматриваются отдельные виды товаров, услуги на определённую категорию товаров, работа определённой секции, службы в составе затрат, принесения прибыли и т.д.).

Поэтому управленческий учет осуществляется при необходимости, и информация подготавливается только в том случае, когда предполагается что выгоды от использования информации администрацией больше, чем затраты на ее сбор.

Управленческий учёт создаётся на базе системного бухгалтерского учёта для улучшения информационного обеспечения менеджмента и входит в состав его функций. Подсистема управленческого учёта должна быть выбрана и построена исходя из целей организации и возможностей управления конкретным предприятием. Учёт не является самоцелью, он служит средством для достижения успеха в бизнесе. Поэтому при организации управленческого учёта необходимо ответить на сл. вопросы:

1. для чего нужен учёт (оценка показателей деятельности менеджеров, облегчает в создании стратегии ТП)

2. увеличивает ли данная учётная система шансы достижения поставленной цели.

Следовательно существует неразрывная связь между менеджментом и управленческим учётом и на постановку управленческого учёта оказывают влияние функции, процессы и уровни управления.

Под учётом понимается – процесс сбора, отражения и анализа информации, позволяющая формировать обоснованные суждения и принимать компетентные решения. Сам по себе учёт не способствует притоку денежных средств. Выгода здесь в принятии рациональных экономических суждений на основе информации бухгалтерского и управленческого учёта.

Система учёта включает в себя следующие компоненты:

1. Нахождение и сбор финансово-экономической информации,

2. Систематизированную запись собранной информации,

3. Анализ и интерпретацию полученной информации,

4. Составление отчётности.

1,2,4 –бухгалтерский учёт

3 – управленческий учёт

Специфика информационной потребности зависит от организационной структуры управления. Рассматривая управленческий учёт как систему управления торговым предприятием в целом, необходимо первоначально определить основу предприятия, на основе которой строится вся учётно-аналитическая система управления предприятием.

Рассматривая систему управления как совокупное осуществление функций, можно разделить на общие и конкретные

К общим функциям относятся: прогнозирование, планирование, мотивация, координация и регулирование, организация, контроль , учёт и анализ. К конкретным функциям производственные функции ((технические, технологические, организация труда и т.д.).

Вся совокупность управленческих действий можно рассматривать как –принятие управленческих решений, реализация решения, контроль, которые все вместе объединены учётно-аналитической системой как информационной поддержкой для процесса принятия решений.

Основные требования к учётно-аналитическим системам со стороны управления формулируются из его функций :

  • планирование будущей стратегии и тактики ТП,
  • измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделения, выявления степени рентабельности отдельных видов услуг
  • контроль экономичности текущей деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных подразделений
  • корректировка управляющих воздействий на ход производства и реализации товаров

К практическим задачам управленческого учёта относится:

· выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия.

· формирование ценовой политики, в том числе пределы скидок.

· формирование ассортиментной политики

· выявление убыточных видов товаров и продукции.

·

· оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.

· учёт себестоимости единицы товара (продукции) и поиски её рентабельности.

На основе данных задач можно сформулировать основные цели управленческого учёта

  • ориентация на достижение поставленной цели предпринимательства
  • формирование альтернативных учётных баз данных для решений поставленных задач
  • интерпретация выявленных отклонений
  • формирование информационной базы для управленческого анализа.

Функции управленческого анализа определяют его особенности:

    1. увязка оперативных финансово-экономических расчётов и стратегических решений.
    2. ориентация финансово-экономических расчётов на принятие экономически обоснованных решений

Объектом анализа является прошлая и будущая деятельность ТП, информационной базой – данные собранные в системе бухгалтерского управленческого учёта.

Текущие торговые затраты представляют собой совокупность выраженных в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда на осуществление текущей торгово-хозяйственной деятельности, которые по натурально-вещественному составу характеризуют потреблённую часть, материальных и нематериальных трудовых и финансовых ресурсов.

Это затраты торгового предприятия связаны с решением тактических задач в процессе хозяйственной деятельности. – закупка товаров, их транспортирование, хранение и реализация, обслуживание материально-технической базы, содержание персонала, обслуживание полученных кредитов. Текущие затраты связанные с себестоимостью реализованных товаров и издержками обращения.

Долговременные затраты или инвестиционные затраты связаны с решением стратегических задач – строительство и реконструкция или приобретение новых торговых помещений, покупкой новых видов машин, механизмов и оборудования, приобретением различных нематериальных активов (имущественные ценности предприятия, входящие в состав его совокупных активов, не являющиеся физическими (материальными) активами но имеющие стоимостную оценку – программные продукты, права пользования товарными знаками, патентами, ноу-хау,(гудвилл -нематериальный актив, позволяющий получать дополнительную прибыль от использования более эффективной системы управления, новых технологий, высокого имиджа, доминирующего положения но потребительском рынке в силу конкурентных преимуществ) и другие аналогичные виды имущественных ценностей, отражаемых в активе баланса предприятия) формированием долгосрочного портфеля ценных бумаг.

Расходы – это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению (уменьшению или другое расходование)активов организации и служат для получения соответствующих доходов

Исходя из установившихся определений, существующих в бухгалтерском учете, затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т. п. Следовательно, затраты становятся расходами в момент признания дохода, с получением которого связано потребление этих ресурсов, и тогда расходы отражаются уже не на балансовых счетах бухгалтерского учета, а формируют прибыль от реализации товаров и показываются в отчете о прибылях и убытках.
В ПБУ 10/99 установлено, что расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, при передаче актива, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Расходыорганизации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:
— на расходы по обычным видам деятельности;


— операционные расходы;


— внереализационные расходы;
— чрезвычайные расходы.
Согласно ПБУ 10/99 на предприятиях торговли к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с приобретением и продажей товаров. Такими расходами в сфере обращения являются издержки.
Издержки обращения— связанны с осуществлением товарного производства и обращения. Это расходы на транспортирование, хранение, доработку, фасовку и другие операции осуществляемые торговлей и являющиеся, по сути, процессами производства, выполненными в сфере обращения. Эти издержки обращения носят производительный характер и увеличивают стоимость товаров .

В состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей.

Пример

Предприятие на производство продукции А потратило материалов на суму 2000 руб, продукции Б 3000 руб Зар. Плата рабочих 5000руб Затраты =10000руб

В соответствии с ПБУ10/99 расходами признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества, возникновение обязательств, приводяих к уменьшению капитала организации, которые документально подтвержены

Предприятие на производство продукции А потратило материалов на сумму 2000 руб, продукции Б 3000 руб Зар. Плата рабочих 5000руб Расходы=10000руб

Расходы являются частью затрат, которые полностью потрачены в течении определённого периода для получения доходов

Расходы документируются Бух.Учётом.

Так, не признаются ИО следующие виды затрат торговых предприятий:
— на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода;
— в виде штрафов, пеней и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями;
— в виде взноса в уставный (складочный) капитал других организаций и предприятий;
в виде сумм налога на прибыль;
— в виде расходов по приобретению амортизируемого имущества;
— в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше;
в виде процентов, начисленных кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету;
— выплаченные суммы комиссионных, агентских и прочих подобных вознаграждений;
— в виде сумм налогов, предъявленных покупателю; в виде сумм материальной помощи работникам;
— в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка или залога;
— на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации1.

Издержки (вообще) — это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Или, другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов торговых предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. по своей сути — затраты на реализацию. Естественно, что не все расходы торговых предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы, которые отражают перераспределение средств (например, часть налогов, штрафы, пени), не являются издержками. Также и суммы займов и кредитов не являются издержками в отличие от процентных выплат по ним. Не являются издержками обращения и расходы по приобретению товаров.
Функционирование торговых предприятий предполагает, что они
производят определенные расходы, без расходов нет хозяйственной деятельности. Только производимые расходы создают предпосылки для последующего образования доходов.

. Разделяют издержки расходы и издержки-затраты.

Издержки –расходы- натуральное выражение использованных ресурсов, которые полностью израсходованы в течении определённого периода для получения дохода.

Издержки – затраты - натуральное выражение денежной оплаты приобретённых товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли.

Пример

Предприятие на производство данного вида продукции затратило материала «А» 10кг на сумму 2000 руб, материала «Б» 20кг на сумму 3000 руб (закуплено «А» -12,5 – 2500руб , «Б» 20,7 – 3100руб) заработная плата рабочих изготовивших продукт 5000руб.

Расходы -10000руб

Затраты- -10600руб

Издержки расходы – 10кг и 20кг

Издержки затраты – 12,5кг и 20,7кг.

ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
Все расходы торговых организаций и предприятий классифицируются по видам затрат. Данный признак классификации расходов принято считать ключевым. По этому признаку выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. для того чтобы учитывать расходы, анализировать и управлять ими, выделяют отдельные виды расходов. Но, как предписывают нормативные документы, «перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно».

Управление затратами –одна из функций управленческого учёта. - student2.ru

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя все расходы по приобретению, доставке, хранению и реализации товаров, а также расходы на содержание, ремонт, обслуживания основных средств и иного имущества, расходы на НИОКР, расходы на обязательное и добровольное страхование и прочие расходы, связанные с реализацией.
-Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:

· на материальные расходы;

· расходы на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации;

· прочие расходы.
В материальные расходы торговых предприятий включают следующие виды расходов:
—- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или образующих их основу;
— на приобретение материалов для обеспечения торгово-технологического процесса, для упаковки и иной предпродажной подготовки, на другие производственные и хозяйственные нужды;
— на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инвентаря в тп.;
на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические пели, отопление и т.д.;
— на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;
— связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
В дополнение к названному к материальным расходам торговых предприятий для целей налогообложения приравниваются:
потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;
— технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
-Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям,

-ввозные таможенные пошлины и сборы,

- расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Если стоимость возвратной тары включена в цену товарно-материальных ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки включается в сумму расходов на приобретение товарно-материальных ценностей. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно регулироваться условиями договора поставки.

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами.
Эти расходы предусматривают и обязательные отчисления торговых предприятий по установленным законодательством нормам органам:
— государственного социального страхования;
— пенсионного фонда;
— медицинского страхования.
Имеются особенности при определении сумм расходов на пенсионное, медицинское и прочее страхование. Налоговый кодекс устанавливает эту норму таким образом: «Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования... учитывается.., в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.... Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем З процентов от суммы расходов на оплату труда».

Все отчисления на социальные нужды производятся от расходов на оплату труда работников.
Суммы начисленной амортизации включают величину амортизационных отчислений, начисленную исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчета сумм амортизации.
Последняя большая часть расходов, связанных с производством и реализацией, — это так называемые прочие расходы.

В общую величину прочих расходоввключаются:
— расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. Причем расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств;
— расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по ряду видов добровольного страхования (добровольное страхование средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, товарно-материальных запасов, иного имущества, ответственности за причинение вреда). Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а в том случае, если размеры этих тарифов не утверждены, — в размере фактических затрат. Расходы по добровольному страхованию включаются в прочие расходы в размере фактических затрат;
— суммы части налогов и сборов, утвержденных законодательно;
— расходы на сертификацию продукции и услуг;
— суммы комиссионных сборов за выполнение работ третьими организациями;
Налоговый кодекс определяет, что кроме расходов, связанных с производством и реализацией, необходимо особо выделять группу внереализационных расходов,к которым относят:
— расходы по содержанию переданного по договору аренды имущества;
— расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. При отнесении процентов по заемным средствам к расходам имеется ряд особенностей. Так, например, предельная величина процентов, признаваемых расходом, устанавливается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ,увеличенной в 1,1 раза при долговых обязательствах в рублях и на 15% — по кредитам в иностранной валюте.
— расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;
— расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
судебные расходы и арбитражные сборы;
расходы по операциям с тарой;
штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств;
— расходы на оплату услуг банков;
— другие обоснованные расходы.
Кроме того, к внереализационным расходам (по действующим нормативным документам) приравниваются суммы убытков, в частности:
- суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и суммы долгов, нереальных к взысканию;
— потери от простоев, вызванных как внутренними, так и внешними объективными причинами;
- расходы в виде недостачи материальных ценностей в случаях отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В подобных случаях факты отсутствия виновных должны быть документально подтверждены:
— потери от стихийных бедствий, чрезвычайных и прочих подобных ситуаций.

. Издержки организации подразделяются на текущие, стартовые, остаточные, альтернативные и т.п.

Управление затратами –одна из функций управленческого учёта. - student2.ru


Текущие издержки — это расходы по обычным видам деятельности организации.
Стартовые издержки — часть постоянных расходов, которые возникают с целью возобновления производства и реализации продукции.
Остаточные издержки — часть постоянных расходов, которые продолжает нести организация, несмотря на то что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены.
Издержки упущенных возможностей — это потери доходов, которые возникают.
Альтернативные издержки — это издержки неиспользованных возможностей потеря выгоды, когда принятие одного решения исключает появление другого решения, или максимально возможный вклад в прибыль, от которого отказываются при использовании ограниченных ресурсов для определенной цели. Например, предприятию — производителю стульев предложен заказ на изготовление столов. Если производственные мощности предприятия ограничены,то при принятии этого заказа оно не сможет производить обычное количество стульев для своих потребителей Альтернативные издержки принятия этого заказа — упущенная выгода от производства стульев, которые не смогут быть произведены..
Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющий производителей максимизировать свои прибыли. Они не включаются в официальные финансовые отчёты и не влияют на величину денежных потоков. Наряду с этим они используются при обсуждении выгод при принятии конкретных управленческих решений, например о выборе ассортимента продукции. допустим, что производственные мощности позволяют выпускать два вида продукции: столы и стулья. Если выпускать только столы, то альтернативные затраты принятия этого решения — это упущенная выгода от производства стульев. При этом размер упущенной выгоды определяется как разность между возможным доходом от продажи стульев и затратами на их производство.
денежные издержки— это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей собственникам факторов производства. К ним относятся издержки по оплате сырья и материалов, выплате заработной платы рабочим и служащим, выплаты процентов по кредитам банку и другие выплаты. денежные издержки отвлекают ресурсы от использования их альтернативными способами.
Вмененные издержки— альтернативные издержки, принадлежащие организации. Это сугубо управленческие затраты, которые необходимо предусмотреть, но они могут и не быть. Например, организация имеет оборудование, которое в настоящий момент времени не используется. Если бы это оборудование было сдано в аренду, то организация получила бы доход в виде арендной платы. Потерянный доход в таком случае характеризует вмененные издержки. Или, например, расширение сети сбыта продукции связано с удовлетворением потребностей покупателей. При изменении условий договоров с покупателями могут возникнуть затраты, отрицательно влияющие к результаты деятельности организации, но которые положительны для потребителей.

УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩИМИ ЗАТРАТАМИ
СОСТАВ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами отдельных видов ресурсов

По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида текущие и долговременные.
Текущие затраты торгового предприятия представляют собой совокупность выраженных в денежной форме затрат живого и овеществленного труда на осуществление текущей торгово-хозяйственной деятельности, которые по натурально-вещественному составу характеризуют потребленную часть материальных, нематериальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Этизатраты торгового предприятия связаны с решаемыми им в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами — закупкой товаров, их транспортированием, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала; обслуживанием полученных кредитов и т.п.
долговременные (или инвестиционные) затратысвязаны Решаемыми торговым предприятием стратегическими задачами — строительством, реконструкцией и приобретением новых торговых помещений покупкой новых видов машин и механизмов и оборудования; приобретением различных нематериальных активов; формированием долгосрочного портфеля ценных бумаг и т.п. С общим понятием текущих затрат торгового предприятия связаны два локальных понятия этих затрат — себестоимость реализованных товаров и издержки обращения.

Критерием экономичности текущих затрат торгового предприятия выступает минимизация их уровня по отношению к объему торговой деятельности. Низкий уровень затратоемкости позволяет торговому предприятию получать определенные конкурентные преимущества на потребительском рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако, следует иметь в виду, что снижение уровня затратоемкости является важной задачей, но не целью деятельности торгового предприятия, т.к. оно может сопровождаться снижением уровня торгового обслуживания покупателей, отказом от продажи пользующихся спросом отдельных издержкоёмких товаров, сменой приоритетов стратегического развития на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде. Поэтому основной целью управления текущими затратами на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.
для эффективного управления текущими затратами торгового предприятия разработана соответствующая их классификация. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, планирования и контроля текущих затрат и проводится по следующим основным признакам

Управление затратами –одна из функций управленческого учёта. - student2.ru

Управление затратами –одна из функций управленческого учёта. - student2.ru

1. По характеру отражения в учете разделяют бухгалтерские и экономические затраты торгового предприятия. Такое разделение текущих затрат связано с идентификацией соответствующих видов прибыли предприятия.
• Бухгалтерские (или внешние) затраты характеризуют полный объем понесенных текущих расходов торгового предприятия, которые отражаются его бухгалтерским учетом.
• Экономические (или внутренние) затраты характеризуют объем тех понесенных текущих расходов торгового предприятия, которые его бухгалтерским учетом не отражаются, а оцениваются по альтернативной стоимости.
2. По характеру деятельности предприятия выделяют затраты, связанные с обычной его деятельностью, и затраты, связанные с чрезвычайными событиями.
• Затраты, связанные с обычной деятельностью, характеризуют текущие расходы по всем традиционным для данного предприятия видам деятельности и хозяйственным операциям, формируемые на регулярной основе.
• Чрезвычайные затраты характеризуют необычные или очень редкие для данного предприятия по объектам их направленности текущие затраты.
З. По подотраслям торговойдеятельности затраты предприятия разделяются в соответствии с действующим Классификатором видов экономической деятельности следующим образом
Затраты по розничной торговле.
• Затраты по оптовой торговле.
• Затраты по оптово-посреднической торговле.
4. По направлениям хозяйственной деятельности текущие затраты торгового предприятия в соответствии с действующими Стандартами бухгалтерского учета подразделяются на следующие виды:
о Затраты по операционной деятельности.
• Затраты по инвестиционной деятельности.
• Затраты по финансовой деятельности.
5. По видам хозяйственныхопераций торгового предприятия текущие затраты подразделяются следующим образом:
• Затраты по реализации товаров (издержки обращения).
• Затраты по реализации других видов активов.
• Затраты по внереализационным операциям.
Среди перечисленных видов наиболее существенную роль как объект управления на торговых предприятиях играют текущие затраты по реализации товаров (издержки обращения).
6.По возможностям отнесения на конкретные результаты торговой деятельности (реализацию конкретных групп товаров; деятельность конкретных структурных подразделений и т.п.) выделяют прямые и непрямые текущие затраты.

• Прямыми затратами являются такие виды текущих расходов, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятельности (например, потери конкретного товара от естественной убыли прямо относятся на результат его реализации).
• Непрямыми затратами являются такие виды текущих расходов, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров).
Следует отметить, что деление текущих затрат на прямые и непрямые зависит от конкретных целей их распределения в процессе управления ими и в соответствии с этими целями может изменяться. Так, при формировании бюджета рекламной кампании, связанной с ценовым имиджем торгового предприятия, расходы на размещение теле-радио-, и других видов рекламы будут носить прямой характер, в то же время они будут являться непрямыми затратами при их распределении в разрезе конкретных групп реализуемых товаров.

7. Постепени эластичности к объему товарооборота выделяют переменные и постоянные текущие затраты.
Переменные затраты зависят от изменения объема товарооборота предприятия. При этом степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема товарооборота, например, потери товаров от естественной убыли); дегрессивньй характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем товарооборота, например, расходы на рекламу при эффективном её осуществлении); прогрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается объем товарооборота, например, расходы на заработную плату продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда). Таким образом, наличие переменных затрат обусловлено процессом реализации товаров на торговом предприятии. • Постоянные затраты не зависят от изменения объёма товарооборота, т.е. они имеют место даже в том случае, ли предприятие временно прекратило свою торговую деятельность При этом в составе таких затрат выделяются абсолютно постоянные затраты (например, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные затраты ( например, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Рассматривая постоянные затраты, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде деятельности торгового предприятия. В длительном периоде его деятельности все виды текущих затрат ,подвержены изменению.
Зависимость постоянных и переменных затрат торгового предприятия от объема товарооборота схематически представлена на рисунке.

Управление затратами –одна из функций управленческого учёта. - student2.ru

Выделение в составе текущих затрат постоянных и переменных их видов является одним из основополагающих принципов их классификации в целях эффективного управления ими.
8. По экономическим элементам(под которыми понимают совокупность экономически однородных текущих расходов ресурсов в денежном выражении) действующими нормативными актами выделяют следующие виды затрат:
• Материальные затраты. Они включают стоимость израсходованных (потребленных) в процессе операционной деятельности торговых предприятий материалов и комплектующих изделий некапитального характера, топливно-смазочных материалов, строительных материалов и запасных частей для проведения текущего ремонта основных средств и других внеоборотных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, тары и тарных материалов, товаров для собственного использования (без последующей продажи) или отобранных для оценки качества и некоторые другие аналогичные текущие материальные расходы.
• Затраты на оплату труда. К ним относятся все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия, относимых на издержки обращения. Все формы материального стимулирования персонала за счет прибыли в состав текущих (операционных) затрат не включаются.
• Отчисления на социальные мероприятия. К ним относят все виды обязательных отчислений предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ (на обязательное государственное пенсионное страхование, на государственное страхование на случай безработицы, на индивидуальное страхование персонала предприятия, на медицинское страхование и т.п.). Социальные выплаты персоналу торгового предприятия за счет прибыли в состав текущих затрат не включаются.
• Амортизация. К этому элементу текущих затрат торгового предприятия относят сумму начисленной в отчетном периоде амортизации основных с

Наши рекомендации