Тема: Конкуренция в международном бизнесе.
Конкуренция – это соперничество между отдельными хозяйственными единицами, на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели, и обусловлено спецификой функционирования международного рынка.
Важными характеристиками конкуренции, в международном бизнесе являются:
1.масштабность;
2.динамизм;
3.острота;
Масштабность, связана с ростом числа участников международных операций.
Острота конкуренции связана с тем, что к соперничеству с традиционно развитыми странами, присоединяются новые индустриальные страны. Нормой стало участие правительства.
Роль конкуренции, состоит в стимулировании деловой активности, использование достижений НТП, рост качества товара.
Исследование деятельности конкурирующих фирм, представляет собой систематизированный процесс, включающий 3 этапа:
1.выявление действующих и потенциальных конкурентов;
2.анализ показателей их деятельности;
3.выявление сильных и слабых сторон;
Выявление действующих и потенциальных конкурентов. В качестве конкурентов, на рынке выступают фирмы, предлагающие аналогичный товар, фирмы, которые обслуживают разные рынки аналогичной продукции. Но выход на эти рынки, вероятен в будущем. Фирмы, производящие товары заменители, способные вытеснить данный продукт.
Анализ показателей их деятельности. На этом этапе анализируют показатели экономического потенциала: активы, прибыль, оценка ПМ конкурентов и научно технической базы и т.д.
Выявление сильных и слабых сторон. Оценка сильных и слабых сторон, проводится по следующим разделам: управление, технические нововведения, производство, финансы, сбыт, потребители.
Согласно исследованиям, состояние конкуренции на определенном рынке, можно охарактеризовать действием следующих факторов:
1.соперничество между имеющимися конкурентами;
2.угроза появления новых конкурентов;
3.появление товаров заменителей;
4.способность покупателей, поставщиков торговаться;
Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество складывается под воздействием следующих факторов:
1.Более низкие издержки. Отражают способность фирмы создавать, выпускать товары, с более низкими ценами, чем конкуренты.
2.Диференциация товара. Это способность фирмы обеспечивать покупателя, уникальным и с большей ценностью товара, обладающим особенными потребительскими свойствами.
Возможность удерживать конкурентное преимущество, в течение длительного времени. Зависит от следующих факторов:
1.определяется тем, что является источником конкурентного преимущества. Источники конкурентного преимущества:
- источники низкого ранга;
- источники высокого ранга;
К источникам низкого ранга относятся: дешевая рабочая сила, дешевое сырье.
К источникам высокого ранга относятся: патентованная технология, дифференциация на основе производства уникальных товаров и услуг, репутация фирм, тесные связи с поставщиками, каналы сбыта. Эти преимущества являются не доступными конкурентам, и поэтому могут задерживаться в течение длительного срока.
2.количество источников сохранения конкурентного преимущества;
3.сохранение конкурентного преимущества, постоянная модернизация производства и других видов деятельности.
Главная задача – постоянно улучшать показатели фирмы.
ПРАКТИКУМ
Ситуационные задачи
Ситуационные задачи по курсу «Международный бизнес»
Задача №1
Вопросы
1. Какие теории торговли помогают объяснить, где исторически могло быть организовано производство орехов кешью?
2.Может ли Индия потерять свое конкурентное преимущество в производстве орехов кешью в будущем?
3. Если бы вы были индийским переработчиком орехов кешью” какие альтернативы вы стали бы рассматривать, чтобы сохранить в будущем свою конкурентоспособность?
СИТУАЦИЯ: КЕШЬЮ
Сегодня дерево кешью известно благодаря своим орехам, на долю которых приходится около 20% стоимости мирового производства орехов, что почти равно стоимости всего производства миндаля или фундука.
Первоначально внимание привлек плод дерева (известный как яблоко-акажу). Первыми собирали яблоки-акажу в диком виде бразильские индейцы племени тупи (tupi). От них об этих яблоках узнали первые португальские торговцы, затем распространившие растение в других тропических странах. Но попытки выращивать это дерево на плантациях оказались безуспешными, потому что кешью уничтожались насекомыми-вредителями, распространенными вокруг плантаций. И все же некоторые брошенные на плантациях деревья способствовали их распространению в дикорастущем виде в лесах Индии, Восточной Африки, Индонезии и Юго-Восточной Азии.
Ряд факторов препятствовал раннему использованию ореха кешью: плод кешью созревает раньше ореха, поэтому плод портится ко времени, когда орехи уже можно собирать; переработка орехов утомительна и трудоемка. Однако в 20-х годах в Индии была разработана технология переработки, и они ста;]и цениться больше, чем плоды, и приобрели большую популярность среди индийских потребителей. Индия сохраняла фактическую монополию на переработку орехов до середины 70-х годов, Она была обусловлена сочетанием трех факторов: во-первых, Индия была крупнейшим производителем дикорастущих орехов кешью; во-вторых, первоначальный спрос на них возник в Индии; в-третьих, что самое важное, индийские работники были особенно сведущи в технологическом процессе.
Переработка орехов производилась весьма трудоемким способом, требующим ловкости, и при низких ставках заработной платы. Орех находится под слоями скорлупы и топкой кожицы, для их удаления орехи необходимо выдержать на открытом огне в течение нескольких минут и затем разбить (пока они еще горячие) деревянным молотком. Если ядро ореха раскалывается при ударе, его стоимость значительно снижается. После удаления скорлупы орехи помещают в печь на 10 ч, после чего кожица снимается вручную, пока орехи еще теплые. Снятие производится без применения ногтей или каких-либо острых предметов, которые могут повредить поверхность. Затем орехи сортируются и классифицируются по 24 категориям в зависимости от размера. Самые высококачественные орехи стоят почти в четыре раза больше низкосортных.
С течением времени внешние факторы начали угрожать доминированию Индии в производстве орехов кешью, к тому же по мере роста спроса на орехи в США и Великобритании возник их дефицит. Поскольку орехи росли в диком виде и не были пригодны для плантационного разведения, Индия стала поставлять их из Восточной Африки, в частности из Мозамбика, Танзании и Кении.
К 5O-м годам восточноафриканские страны начали осознавать, что они могут сами перерабатывать орехи, поскольку методы были широко известны. Однако существовал другой барьер, который на ранних этапах блокировал конкуренцию со стороны Вое точной Африки. Индийские работники были заняты в местном кустарном производстве с детских дет и в результате могли эффективно выполнять тонкие ручные операции. Жители Восточной Африки не имели необходимой профессиональной подготовки. Поэтому к концу 80-х годов Индия все еще оставалась крупнейшим производителем орехов
Хотя неспособность африканцев к конкуренции предоставила передышку индийской промышленности, это было для нее знаком, что ей угрожает снижение поставок. Индийский совет по сельскохозяйственным исследованиям, Международное общество садоводческих наук и Индийское общество плантационных культур направили свои усилия на увеличение производства необработанных орехов в Индии. Одновременно с этим три разные компании разработали механическое оборудование для замещения ручной обработки. Институт тропических продуктов Сгуртеванта (Sturtevant) разработал метод, применяемый ныне лондонским производителем оборудования, компанией "Флетчер энд Стюарт" (Fletchcr and Stewart), при котором скорлупу раскалывает стальная пластина. Машины для раскалывания орехов создали "Олтремаре Индустриа" (Oltremare Industria) в Италии и "Видмер энд Эрнст" (Widmer and Ernst) в Швейцарии.
Оборудование было продано в восточноафриканские страны и Бразилию в 70-х годах. Эти страны уменьшили поставки необработанных орехов в Индию, чтобы обеспечить ими собственную перерабатывающую промышленность.
Два фактора помогли удержаться ручной перерабатывающей промышленности Индии на плаву, Во-первых, машинное оборудование портит много орехов, поэтому индийские переработчики все еще встречают мало конкурентов при сбыте высокосортных орехов кешью. Однако в любое время более современное оборудование может решить проблему раскалывания орехов, снова подвергнув угрозе около 200 индийских предприятий-переработчиков и 300 000 их работников. Кроме того, усиливается конкуренция в отношении низкосортной продукции. Во-вторых, индийские перерабатывающие предприятия смогли обеспечить себя большим количеством необработанных орехов, поскольку возросло индийское производство ореха-сырца, В настоящее время развитие технологии пестицидов позволяет выращивать деревья кешью на плантациях, увеличивая, таким образом, число деревьев на одном акре, а индийские опыты в гибридизации, вегетативном размножении, а также в методах прививки и окулировки обещают увеличить выход орехов с одного дерева в пять раз по сравнению с дикорастущими сортами.
Индийские перерабатывающие предприятия подвергались опасности еще с двух сторон. Одна из опасностей - политическая, другая - технологическая. Поскольку Индия не могла больше так же успешно конкурировать на своих традиционных североамериканских и европейских рынках в отношении низкосортных орехов, большая часть этих орехов в течение 80-х годов поставлялась в СССР, который превратился в крупнейшего потребителя индийских орехов кешью. СССР покупал орехи по цене выше уровня цен мирового рынка, видимо, для укрепления политического влияния в Индии, особенно в районе Керала, где сконцентрирована перерабатывающая промышленность.
Технологическая опасность заключается в потенциальной возможности образования избыточных запасов орехов кешью за счет плантационного разведения и современной технологии. На решение этой проблемы нацелен Всеиндийский координационный проект усовершенствования производства орехов кешью и пряностей. В нем определены новые рынки сбыта продукции и выходы из ситуации возможного затоваривания орехами. Например, яблоко-акажу может быть поставлено в гораздо большем объеме, чем орехи кешью, но от него отказывались в прошлом, потому что переработчики могли получить либо плод, либо орех, а орехи считались более ценным продуктом. В рамках проекта проводите я эксперименты по одновременному сбору плодов и орехов, а также исследования по коммерческому использованию плодов в сладостях, вареньях, фруктовой приправе, соках, газированных напитках, сиропе, вине и уксусе. Другой областью исследований является использование сока кожуры орехов кешью, который раньше считали отходами, а теперь широко используют в промышленном производстве фрикционных порошков для покрытия тормозных дисков и сцеплений. Однако до настоящего времени экстракт жидкости из кожуры орехов кешью был слишком дорогим, чтобы мог в полной мере конкурировать с другими типами смазок.
Задача №2
Для тренировки умений по оценке факторов, воздействующих на размещение бизнеса за границей проанализируйте предлагаемую ситуацию. Особо обратите внимание на следующие вопросы:
Вопросы
1. Какие мотивы, по вашему мнению, побудили корпорацию "Дисней" организовывать парки аттракционов за границей и что можно отнести к плюсам и минусам этого предприятия с точки зрения корпорации "Уолт Дисней"?
2. Почему, на ваш взгляд, корпорация приняла решение не приобретать собственность в своем японском филиале, в то время как во Франции она стала владелицей максимально возможной доли собственности?
3.Какие операционные доработки, помимо описанных на конкретных примерах настоящей главы, могут потребоваться для обеспечения успеха экономической деятельности компании за границей?
4. Отвечая на вопрос о возможности открытия "Диснейлэнда" в России, Рой Е. Дисней, вице-председатель корпорации, отметил, что его организация не в состоянии создать парк здесь в ближайшем будущем. Каковы "за" и "против" создания парка в России? Может ли корпорация продолжить создание тематических парков за пределами США? Если да, то где? Какие типы организационных форм следовало бы рассмотреть при этом?
Что могла бы предпринять корпорация "Дисней", чтобы адекватно реагировать на угрозы конкурентов, возникшие за рубежом?
СИТУАЦИЯ: ЯПОНСКИЙ “ДИСНЕЙЛЕД”
В 1984 г. токийский "Диснейлэнд" подвел итоги первго года своего функционирования, хотя со времени заключения договора между американской корпорацией "Уолт Дисней" (Walt Disney) и японской компанией "Ориэнтал Лэнд" (Oriental Land) прошло пять лет, затраченных на разработку проекта и строительство. Более 10 млн. людей (9% из которых составили посетители, приехавшие из других азиатских стран) познакомились с парком, потратив 355 млн. долл. Эта цифра превысила ожидаемую на 155 млн. долл. преимущественно благодаря тому, что средние затраты в расчете на одного посетителя оказались равными 30 долл. вместо предварительно рассчитанного 21 долл. Таким образом, токийский "Диснейлэнд" чрезвычайно быстро стал рентабельным. Наплыв посетителей возрастал, и в 1990 г. парк посетили уже более 14 млн. человек, что превысило уровень посещаемости "Диснейлэнда" в Калифорнии и составило половину от уровня посещаемости парка, расположенного во Флориде.
Токийский парк в определенном смысле парадоксален. Хотя такие фирмы, как "Линокс Чайна" (Lenox China) и "Мистер Донат" (Mister Donat), были вынуждены учитывать японские масштабы и вкусы, токийский "Диснейлэнд" оказался почти точнойкопией двух американских парков. Указатели выполнены на английском языке, кормят в основном блюдами американской кухни. Руководство компании "Ориэнтал Лэнд" решило сделать так, чтобы у посетителей оставалось чувство соприкосновения не с копией парка, а с его оригиналом. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что такие франшизы, как "Мак-Дональд" (McDonald), пользуются в Японии огромной популярностью, свидетельствующей о том, что японская молодежь восприняла американскую культуру. В то же время оказались необходимыми и некоторые изменения, как, например, создание на территории парка японского ресторана.
Время открытия токийского "Диснейлэнда" совпало с увеличением уровня доходов и свободного времени у японцев. Исполнительный директор парка отметил, что аналогичное повышение доходов и свободного времени способствовало успешной работе первого парка в Лос-Анджелесе.
Тот факт, что парк в Токио почти идентичен паркам Соединенных Штатов, скрывает все многообразие проведенных операционных доработок. Самым важными среди них, очевидно, стали методы рекламы. В то время как "Дисней" возлагает ответственность за подготовку рекламы в США на сотрудников собственного штата, в Японии корпорация прибегла к услугам местных фирм для адаптации к культурной специфике. Однако культурные различия существуют даже внутри самой Японии. Например, рекламные объявления за пределами Токио носят более информативный характер, в то время как в столице рекламные щиты больше отражают развлекательный характер парка.
Корпорация "Дисней" не осуществляла финансирования операций в Токио. Она лишь предоставила генеральный план, проекты, производственные мощности и подготовила кадры для проведения строительных работ, а также проводила консультации по завершении строительства основных сооружений. Корпорация получала доходы на этапе строительства, а сейчас получает 10 % роялти за использование авторского права и 5 % дохода от продаж продовольственных и иных товаров.
Успех токийского “Диснейленда” подвел компанию к мысли о расширении рынка и выходе в Европу. В 1985 г. она объявила, что сузила свой выбор до двух стран - Испании и Франции, запланировав открытие парка на 1992 г. Поскольку парк, по предварительным оценкам, должен был обеспечить постоянную занятость 40 тыс. служащих и к тому же привлечь огромное число туристов, обе названные страны принялись обхаживать корпорацию. Испания предложила два разных места под строительство и 25 % отчислений от стоимости строительства, заявив при этом, что парк на ее территории, может привлекать до 40 млн. туристов в год. Франция гарантировала 12 млн. посетителей в год. Эту цифру корпорация “Дисней” оценила как точку нулевой прибыли, после чего согласилась расширить железнодорожную ветку из Парижа к месту расположения парка, оценив затраты на это в 350 млн. долл. Помимо этого, французское правительство предложило 4800 акров земли по цене 7500 долл. за акр, что было не дорого для данной местности, а также выдало кредит, покрывающий 22% необходимой суммы. В конечном итоге, корпорация "Дисней" подписала в 1986 г. договор с французским правительством по трем причинам: из-за более удобного расположения Парижа, находящегося почти в центре Европы, огромного числа туристов, ежегодно посещающих столицу Франции, и наличия равнинной территории в непосредственной близости от Парижа.
Переговоры закончились на том, что корпорация "Дисней" согласилась на приобретение в собственность, по крайней мере, 16,7%, но не более 49,9% парка "Евро-Дисней", что предполагало инвестиции, обеспечивающие инфраструктуру парка, включая гостиницы, торговые центры,
кемпинги и иные сооружения. Расчеты показали, что полный объем инвестиций к 1992 г. должен был оказаться в диапазоне от 2,4 до 3 млрд. долл. Корпорация "Дисней" сделала выбор на участие в 49,9% собственности. Уверенность корпорации в успехе данного предприятия базировалась на том факте, что в 1990 г. американские парки посетило 2,5 млн. европейцев. Оставшаяся доля собственности была распродана через международный синдикат банков и дилеров по ценным бумагам, при этом 50% пошло инвесторам во Франции, 25% - в Великобритании, а оставшаяся часть - в разные страны Европы.
Если бы корпорация "Дисней" остановила свой выбор на испанском варианте, то парк получился бы в значительной степени копией американских, в которых посетители почти на всех аттракционах пребывают на открытом воздухе. В то же время руководители корпорации уяснили на токийском опыте, что холодная погода не обязательно приводит к снижению числа посетителей. Тем не менее, холодный климат парижского региона поставил разработчиков перед необходимостью создания некоторых аттракционов в закрытых помещениях: было продумано расположение каминов, стеклянных куполов над аллеями, предназначенными для чаепития, защищенных мест для очередей.
Несмотря на экономические выгоды, которые, по оценкам, ожидаются от работы парка, многие во Франции опасаются, что его создание явится еще одним шагом на пути к вытеснению культурной французской традиции и замене ее американской. Книга, осуждающая решение правительства Франции о строительстве парка "Диснейлэнд", стала в стране бестселлером. Критики назвали "Евро-Диснейлэнд" "культурным Чернобылем", а председатель корпорации "Дисней" был забросан яйцами во время своего визита в Париж. Наряду с этим один из французских журналов - "Ле Ноувел Обсерватер" поместил фотографию с изображением огромной фигуры Микки Мауса, стоящего на крышах парижских домов. В то же время актеру Иву Монтану удалось наилучшим образом выразить настроения большинства французов такими словами: "Тенниски, джинсы, гамбургеры - никто не навязывал нам этих вещей. Они нам самим понравились". Компания "Уолт Дисней" сделала попытку парировать столь резкую критику, заявив во французской прессе, что Уолт Дисней- француз по происхождению и что его настоящая фамилия Д'Исиньи, а вовсе не Дисней. Корпорация дала также согласие на то, что все текстовые знаки на территории парка будут выполнены на французском языке, хотя основной акцент будет сделан на визуальной символике. В 1990 г. фирма объявила о намерении открыть огромный торговый центр в непосредственной близости к парку "Уолт Дисней Уорлд", где разместятся универмаги японских и европейских торговых фирм. Кроме того, "Дисней" создал мир аттракционов "Диснейлэнд", основываясь на научной фантастике Жюля Верна.
Успех "Диснейлэнда" в Японии и распространение его идей на Францию не прошли незамеченными для конкурентов. К 1990 г. тематические парки других фирм уже находились либо в процессе создания, либо на этапе планирования. В Японии открылись парки "Мир космоса", "Сезам, откройся!" и "Земля Санта-Клауса", а на территории Европы раскинулись парки "Буш Гар-денс" и "Юниверсал Студиос". Рост уровня конкуренции ставит под вопрос успех зарубежных парков "Диснея" в будущем, особенно на территории Франции. Управляющий рекреационной группой фирмы "ЭмСиЭй" (МСА), являющейся материнской компанией для "Юниверсал Студиос" (Universal Studious), заявил: “Мы намерены поразить мишень в виде корпорации "Дисней" по всей Европе”.
Задача №3
Вопросы
1. Какова вероятность того, что две фирмы придут к взаимоприемлемому соглашению?
2. Какого рода соглашения и операционная форма (т.е. продажа по контракту, лицензирование, управленческий контракт, проект 'под ключ", совместное предприятие) в наибольшей мере отвечали бы интересам НПК и БАСФ?
3. Что должна была предпринять НПК, если бы БАСФ отказалась от доводки технологии, ограничившись стадией полупромышленной экспериментальной установки?
4. Какой риск взяли на себя обе фирмы, зайдя так далеко в своих переговорах?
5. НПК хотела найти подходящую технологию. Чем отличался бы процесс поиска, если бы она хотела продать готовую технологию?