Современные тенденции развития ситуационного подхода
Современная наука управления социально-экономическими процессами объективно оценивает достоинства и недостатки всех школ менеджмента, которые нередко имеют схожие положения, но чаще всего рассматривают одни и те же процессы с различных точек зрения.
Научный фундамент управления как науки постоянно пополняется новыми видами знаний, которые не отрицают достигнутые ранее результаты, а расширяют представления о рыночных отношениях и взаимосвязи различных составляющих сложного процесса деятельности людей в хозяйственных системах. В последние годы в развитии науки управления четко выделяются три основных подхода: процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход впервые был предложен А Файолем в виде основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. По его словам, «управлять означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Таким образом, кроме основных функций менеджмент включает и другие функции, отражающие процессы социального взаимодействия людей в ходе коллективного труда.
Современные представления об управлении заключаются в совокупности прогнозирования, принятия решений, планирования, организации, координации, взаимодействия, мотивации, коммуникаций, контроля и регулирования. Следовательно, происходит расширение функций за счет прогнозирования экономических и социальных последствий вариантов решений, координации как разового согласования действий работников, непрерывного взаимодействия как делового сотрудничества на добровольной основе, коммуникаций как средства межличностного общения, регулирования как реакции руководителей на реальное состояние управляемых процессов.
Новизна современного процессного подхода заключается в том, что менеджмент рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных управленческих функций, это в полной мере согласуется с динамичным характером рыночных отношений, когда по результатам контроля требуется регулирование в связи с непрерывными изменениями рыночной среды или же принятие новых решений в соответствии с изменившимися условиями и повторение всего управленческого цикла.
Особенностью процессного подхода следует считать также его преимущественную направленность на человеческие ресурсы, эффективность действий которых зависит от организации, координации, взаимодействия, мотивации и коммуникаций. Социальный менеджмент представляется как искусство работы с людьми, которые способны обеспечить блестящие результаты даже при посредственном качестве решения или же принести ущерб и при оптимальном решении, но недооценке человеческих ресурсов.
Системный подход утвердился с началом 50-х годов и явился отражением сложности социально-экономических процессов. Изначальный недостаток различных школ менеджмента состоял в сосредоточении внимания на каком-то одном важном элементе. Эффективность деятельности коммерческой компании на практике зависит от сбалансированности ее внутренних элементов, таких как люди, техника, технология, финансы, структура, а также от учета влияния на нее внешней среды.
Теория систем помогает руководителю увидеть коммерческую компанию в единстве и взаимозависимости составляющих ее частей, получить системный эффект от их взаимодействия – эффект «синергии». Фактически системный эффект обусловлен интеграцией вклада всех школ менеджмента в практику, а системный подход по существу является способом мышления руководителя.
Основой системного подхода является признание взаимозависимости элементов, то есть недооценка любого элемента чревата самыми непредсказуемыми последствиями. В то же время состояние и эффективность процесса функционирования любой системы признается зависимым от влияния внешней среды. По степени учета влияния внешней среды системы подразделяются на закрытые и открытые. Социальные или что более правильно социотехнические системы являются открытыми.
Открытость коммерческой компании проявляется в поступлении ресурсов извне (людей, материалов, сырья, капитала, энергии, информации), а также в оценке результатов деятельности (продукции и услуг, социальной ответственности) в условиях рыночной среды. Следовательно, условием выживания, а тем более успешной деятельности коммерческой компании является ее способность приспосабливаться к условиям внешней среды.
Универсальность системного подхода в менеджменте проявляется в нескольких направлениях:
интеграция всех школ менеджмента руководителем в целях достижения целей коммерческой компании;
варьирование границ системы и внешней среды при анализе структуры и результатов деятельности коммерческой компании;
возможность различной степени детализации при моделировании реальной системы любой степени сложности за счет подразделения на подсистемы;
оценка влияния отдельных переменных на состояние системы и внешней среды при сравнении альтернативных вариантов решений;
приспособление коммерческой компании к условиям динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры.
Ситуационный подход сформировался в конце 60-х годов как способ согласования всех традиционных школ менеджмента. В основе данного подхода находится конкретный набор обстоятельств, который оказывает решающее влияние на коммерческую компанию в данное время. Используя этот подход, руководители на научной основе определяют, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей в конкретной ситуации.
Наряду с процессным и системным подходом ситуационный подход обеспечивает интеграцию научных знаний и практическое применение различных школ в конкретных ситуациях и условиях. Проведенные исследования по типизации факторов внешней и внутренней среды показывает, что не существует единого «лучшего» способа руководства коллективной деятельностью людей. Руководитель должен обладать разнообразными знаниями, а самым эффективным методом руководства в конкретных условиях является тот, который наиболее полно соответствует ситуации.
Представление факторов среды в виде переменных, описывающих ситуацию, открыло возможность прямого приложения науки управления к реальной действительности и расширило сферу применения системного подхода. Руководитель должен уметь интерпретировать ситуацию и знать возможные последствия применения различных управленческих концепций и методик, выбрать комплекс мер по достижению целей самым эффективным путем в условиях сложившихся обстоятельств.
Завершились дебаты о рациональности стилей руководства обоснованием необходимости гибкого адаптивного руководства с использованием достижений всех школ с учетом положительных и отрицательных последствий принимаемых решений. Фактически сформировалась концепция ситуационного мышления руководителя, интегрирующая все прогрессивные методы и методики, искусство предвидения и реализации, моделирование и оптимизацию решений, учет человеческого фактора и организационной культуры.
Достижения отечественной науки управления выглядят достаточно скромно в связи с длительным периодом господства административно-командных методов, жесткой иерархией системы и бесконтрольностью высшего звена в виде партийной верхушки. Знания и опыт ученых и практиков направлялись вплоть до 80-х годов на отпор «проискам буржуазной идеологии», обоснование преимуществ планового ведения народного хозяйства, преодоления стихии рынка и необходимости централизации управления.
Результаты поиска особого пути развития экономики и управления социально-экономическими процессами проявились в отставании отечественной теории и практики, необходимости перехода на экономические механизмы управления, потребности в возрождении рыночной культуры и воспитании руководителей нового типа в духе социального партнерства.
Начавшаяся в 80-е годы радикальная перестройка хозяйственного уклада направлена на изменения не только в системе товарно-денежных отношений, но и в организационной культуре, в психологии и социальной ответственности. Проблем оказалось значительно больше, чем предполагалось вначале в связи с падением морали деловых отношений, коррумпированностью власти и криминализацией общества.
Наряду с совершенствованием управления бюджетными организациями в России пришлось по-новому осваивать особенности управления социально-экономическими процессами в коммерческой сфере в условиях широкой свободы действий и особой ответственности за результаты деятельности вплоть до банкротства.
Освоение основ менеджмента в России совпадает по времени с проявлением новых тенденций в развитии теории и практики, особенно в странах с устоявшимися традициями рыночных отношений. Каждая страна вносит в общую копилку опыта свои национальные особенности. Принято считать существенными особые модели менеджмента: японскую, германскую, шведскую, американскую. Вместе с тем отличаются и общие тенденции, характерные для всех или большинства развитых стран мира.
Ведущей тенденцией развития менеджмента (Табл. 23.3) признана глобализация рынка. Сущность глобализации рынка заключается, прежде всего, в объективном углублении международного разделения труда в связи с различиями природно-климатических условий и неравномерностью распределения сырьевых ресурсов.
Экономика всех без исключения развитых стран становится открытой, обеспечивая свободное движение капитала, рабочей силы, сырья и готовой продукции. Специализация и кооперация производства на уровне транснациональных корпораций, конкуренция и международное сотрудничество ставят перед менеджментом новые сложные задачи.
Усилия международного характера в менеджменте проявляются в универсальных общих закономерностях внешнеэкономической деятельности, учете и защите национальных интересов, выявлении традиционных особенностей организационного поведения и формировании национального стиля.
Международное сотрудничество, быстро охватившее и Россию, возможно при изучении и освоении передового мирового опыта путем единых стандартов подготовки менеджеров. Менеджмент как профессия и область знаний становится все более интернациональным. Вместе с тем, недопустимо слепое копирование зарубежного опыта подготовки кадров для рыночной экономики, так как существует риск скопировать уже устаревшие образы.
Таблица 23. 3.