Особенности управленческого процесса в социальном менеджменте
Аспект | Содержание процесса | Специфика деятельности |
1. Профессио-нальный. 2. Информа-ционный. 3. Функцио-нальный. 4. Содержа-тельный. 5. Психологи-ческий. | Сочетание всесторонних знаний, опыта и управлен-ческого искусства. Непрерывный сбор, пере-работка и передача информации. Выполнение работы, испо-льзуя трудовые способности, интеллект и мотивы поведения других людей. Реализация стоящих задач путем согласованного использования человеческих и материально-технических ресурсов. Учет особых психологичес-ких характеристик членов трудового коллектива, наличия формальных и неформальных отношений. | Знание универсальных и специальных знаний, накопление практического опыта и владение психологическим искусством организации взаимодействия. Устные контакты потребителями, разработка и принятие управленческих решений на всех уровнях управления, контроль качества продукции, работ и услуг. Учет организационно-структурных особенностей на уровнях управления и конкретных функций по занимаемой должности в соответствии с функциональными обязанностями. Комплектование трудового коллектива, обучение и повышения его квалификации, обеспечение ресурсами в соответствии с решаемыми задачами. Сочетание здорового социально-психологического климата в трудовом коллективе с налаживанием делового контакта с партнерами, учет их мировоззрения и социального поведения. |
В информационном или кибернетическом смысле управление основывается на процессах непрерывного сбора, переработки и передачи информации, включая изучение многочисленных документов, разработку и принятие управленческих решений, доведение задач исполнителям, контроль за результатами деятельности работников и гибкое реагирование на реальную ситуацию.
Закономерности устных контактов в процессе управленческого труда, а также организации документооборота сформулированы в специальной отрасли науки и практики - документационном обеспечении управления. В целях предоставления большего времени исполнителям рекомендуется должностным лицам отдавать устные распоряжения подчиненным с последующим документальным оформлением постановки наиболее ответственных задач и выделяемых ресурсов для их выполнения.
Руководство трудовым коллективом сводится, прежде всего, к умению управлять, тот есть эффективно работать с людьми. Не случайно Мери Паркет Фоллетт [21, с. 69], как самый авторитетный специалист по человеческим отношениям, первая определила управление как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Отделение управленческого труда как обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, система делегирования руководителем полномочий по управлению подчиненным, а также эффективный контроль качества выполняемых работ очерчивает функциональный срез понятия управления.
В функциональном смысле управление можно представлять как умение выполнять работу, используя трудовые способности, интеллект и мотивы поведения других людей. Поэтому формирование трудового коллектива и организация коллективного труда на базе доверия к профессионально подготовленным специалистам составляют основу функциональной управленческой деятельности руководителя.
В социальном менеджменте предполагается выполнять различные функции – общие и частные. Общими функциями считаются планирование, организация, мотивация и контроль, то есть процесс постановки задач и организация практической деятельности. Частные функции – это виды работ применительно к конкретной должности (обязанности и права согласно должностной инструкции), подразделению (положение об отделе, секторе) и направлению деятельности.
В настоящее время социальный менеджмент как наука все еще продолжает формироваться. Любая коммерческая компания как трудовой коллектив создается не только для получения прибыли, но и для реализации определенных созидательных задач производственного характера. Для успешного функционирования система управления должна осуществлять комплектование трудового коллектива профессионально подготовленным персоналом, организовать его обучение и повышение квалификации, обеспечение материально-техническими ресурсами в соответствии со сложностью стоящих задач.
Социальный менеджмент представляет собой особый вид деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей с предпринимательскими свойствами. Подготовка квалифицированных кадровых ресурсов также является одной из важнейших содержательных задач социального менеджмента.
Поэтому содержательный аспект социального менеджмента является необходимым условием для обучения и повышения квалификации кадровых ресурсов и обеспечения качества функционирования любой коммерческой компании. Социальный менеджмент имеет свои специфические особенности, трудности и возможности, не свойственные управлению техническими системами. Руководители и специалисты, хорошо владеющие искусством управления, - ценное общественное достояние. В общем виде социальный менеджмент является сознательным, планомерно организованным систематическим взаимодействие субъекта и объекта управления на основе знания и использования психологических основ взаимного влияния.
Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав коммерческих компаний, наделенный управленческими функциями. Объектами управления в социальном менеджменте выступают работники коммерческих компаний, а также вся система психологических взаимоотношений, складывающихся между людьми при производстве и реализации продукции, работ и услуг.
Субъект, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального менеджмента, являющейся составной частью социального управления. Социальный менеджмент – это процесс постановки целей, задач и практической деятельности людей для их достижения.
В социально-психологическом смысле коммерческая компания понимается как коллектив людей со своими психологическими характеристиками, которые связаны формальными и неформальными отношениями, имеющие своих лидеров с присущим им стилем поведения. В свою очередь потребители продукции, работ и услуг также имеют свои психологические характеристики, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними.
Таким образом, психологический аспект управления заключается, во-первых, в создании здорового социально-психологического климата в трудовых коллективах, во-вторых, в налаживании делового контакта с внешним окружением.