Состояние социально-трудовой сферы в современной России
Рыночные отношения по своей внутренней сущности достаточно противоречивы, о чем наглядно свидетельствует опыт перехода России от плановой экономики к рыночной. Бесспорным является преимущество рыночных отношений, посредством которых в ведущих странах мира достигнут высокое качество жизни большинства населения. Однако эйфория от ожидания быстрых экономических и социальных достижений сразу же после объявления о переходе страны к рынку оказалась преждевременной.
Предоставление экономической свободы хозяйственной деятельности способствует высвобождению инициативы и творчества людей как гарантия быстрого достижения успехов. Однако одновременно рыночные отношения гарантируют быстрое процветание только части, преимущественно молодых работоспособных людей, обладающих необычными природными способностями или предпринимательской жилкой. Большинство граждан страны, особенно более пожилого возраста, оказались практически не готовы к предоставленной свободе хозяйственной деятельности, что послужило одной из основных причин неоправданно высокого социального расслоения населения.
Спад производства, высокий уровень безработицы и обесценивание имеющихся накоплений привели к тому, что более половины населения страны по своему имущественному положению оказались ниже уровня бедности. Объявленные многочисленные социальные льготы из-за трудного финансового состояния России оказались невыполнимыми. Замена социальных льгот денежными компенсациями не в полной мере обеспечивает достаточный уровень жизни социально незащищенных категорий людей. Таким образом, переход страны к рыночным отношениям объективно обусловил резкий рост объема работ по социальному обеспечению населения в России.
Наряду с объективными трудностями перехода страны к рыночным отношениям, которые частично имели место и в странах Восточной Европы, начали проявляться ряд субъективных факторов (Рис. 17.1), вытекающих из сложных и многочисленных проблем, прежде всего, в социально-трудовой сфере.
Социально-трудовая сфера |
Основные проблемы
Снижение активности профессио-нальных союзов. | Низкий уровень оплаты труда наемных работников. | Неоправданное социальное расслоение российского общества. | Разобщенность общественных сил, отсутствие конструктивной оппозиции. | Спекуляция на социалисти-ческих идеалах общественного развития. |
Последствия проблем
Отсутствие права на законо-дательную инициативу, МРОТ ниже прожиточного минимума. | Низкая произ-водительность из-за слабой мо-тивации к тру-ду, избыточная численность персонала. | Низкие темпы роста среднего класса как га-ранта стабиль-ности российс-кого общества. | Отсутствие зрелого гражда-нского общест-ва, недоверие населения коррумпиро-ванной власти. | Живучесть революционных методов разви-тия общества, иждивенческих настроений ча-сти населения. |
Рис. 17.1. Причинно-следственные связи состояния социально-трудовой сферы в современной России
Во-первых, социально-трудовые отношения, даже в странах с самым демократическим законодательством, как показал исторический опыт в течение двадцатого столетия, не складываются автоматически, то есть сами по себе, а формируются в ходе активного и длительного противоборства основных социальных групп общества в силу существенного различия их интересов. Конечно, это противоборство должно протекать в рамках мирного процесса переговоров и взаимных уступок, добровольных долгосрочных обязательств и неукоснительного их выполнения под контролем органов власти и зрелого гражданского общества, то есть без социальных потрясений.
В современной России, несмотря на достаточно демократические законодательные акты, определяющие закономерности социально-трудовых отношений с учетом накопленного мирового опыта, пока в большинстве остаются нереализованными в виду существенного ослабления профсоюзного движения не только по сравнению с развитыми странами мира, но и советским периодом развития страны.
Субъективными причинами такого ослабления следует считать отсутствие признанных активных лидеров профсоюзного движения, а также недостаточно цивилизованный слой сформировавшихся собственников, большинство которых заинтересованы в достижении сиюминутных выгод и не заинтересованных в долгосрочных партнерских соглашениях с трудовыми коллективами. Работодатели, особенно собственники малых и средних предприятий, фактически всеми способами препятствуют созданию эффективных независимых профсоюзов.
Одними из наиболее весомых последствий такого положения являются отсутствие права российских профсоюзов на законодательную инициативу, в результате этого до настоящего времени имеет место законодательно установленный недопустимо низкий уровень размера минимальной оплаты труда (МРОТ), который в стране ниже прожиточного минимума, что противоречит оправдавшим себя международным нормам. Именно этот механизм, принимаемый в развитых странах мира под давлением профсоюзов, заставил работодателей снижать общую численность наемных работников и создавать условия для роста производительности общественного труда.
Во-вторых, до настоящего времени сохраняется традиционно низкий уровень заработной платы наемных работников как следствие ложного утверждения о возможности компенсации ограниченной оплаты труда многочисленными законодательно провозглашенными социальными льготами, которые были фактически недоступны большинству населения. В то же время проведенная замена социальных льгот ограниченными денежными выплатами, что можно считать частично оправданным в условиях низкой производительности общественного труда, не смогла в полной мере создать условия для обеспечения достаточного качества жизни как трудоспособного, так и, особенно, нетрудоспособного населения страны.
Рыночные отношения направлены преимущественно на предоставление трудоспособному населению возможности своим интенсивным квалифицированным трудом заработать себе средства для достижения высокого качества жизни, одновременно пополняя бюджет страны до такой степени, который позволяет создать достойный уровень жизни тем слоям населения, которые еще или уже не могут самостоятельно обеспечить свои потребности.
Практически руководство страны признало нерациональность широкого спектра социальных льгот, которыми согласно законодательству обладало две трети населения страны. Однако после отмены массовых социальных льгот пока законодательно не внесены существенные изменения в систему оплаты труда. По-прежнему сохраняется ложная экономия на заработной плате, что приводит к избыточной численности персонала практически в каждой организации и низкой производительности общественного труда, которая по отдельным данным в 6–8 раз ниже по сравнению с развитыми странами мира.
Таким образом, в настоящее время сформировался специфический субъективный заколдованный круг социально-экономических проблем: взаимное негативное влияние низкой оплаты труда и низкой производительности общественного труда, лишающий эффективных стимулов населения России к вложению трудовых усилий и реализации неиспользованных резервов каждой личности. Предстоит с участием профсоюзов выработать механизм стимулирования трудовой активности населения, обеспечить рост производительности общественного труда и возможность трудоспособному населению своим трудом достигать высокого качества жизни, что давно стало основой социально-экономической политики развитых стран мира с рыночной экономикой.
В-третьих, в настоящее время сложилось неоправданное социальное расслоение российского общества из-за нерациональной системы разгосударствления собственности в период бесплатной приватизации с целью сокращения ее сроков и недостатков существующей налоговой политики государства.
В частности, в странах с высоким уровнем социальной защиты населения принята прогрессивная ставка подоходного налога и для высокооплачиваемых категорий работников достигает 30-40, а иногда и даже до 50% заработной платы. Это создает условия для некоторого выравнивания уровня жизни различных слоев населения и накопления финансовых средств для эффективной социальной защиты нетрудоспособного населения. В России ставка подоходного налога пока сохраняется постоянной (плоской) - 13%, независимо от размеров оплаты труда различных категорий работников.
Такая, якобы «временная» мера была принята в связи с неспособностью органов власти эффективно собрать налоги в бюджет при более сложной системе налогообложения, что не является достаточно веской причиной ее сохранения в будущем. Так как процесс социального расслоения российского общества продолжает наращиваться, то это препятствует росту темпов формирования среднего класса и даже создает угрозу социальной стабильности общества.
Поэтому при активном участии профсоюзов потребуется скорректировать налоговую политику с учетом мирового опыта, тем самым законодательно ограничить условия дальнейшего социального расслоения и обеспечить сокращение разрыва в качестве жизни слоев населения, создать условия для повышения темпов роста численности среднего класса как гаранта стабильности российского общества.
В-четвертых, на состояние социально-трудовой сферы существенное негативное влияние оказывают разобщенность общественных сил в России, многочисленность политических партий и движений, продолжающаяся их конфронтация. Отсутствие конструктивной оппозиции действующей власти и зрелого гражданского общества проявляются в продолжающемся административном произволе по отношению к предпринимательству, массовой коррупции, что приводит к неоправданным экономическим и моральным потерям в обществе.
Уровень теневой экономики в России оценивается около 50%, в то время как в развитых странах он находится в пределах не более 10–15%, что свидетельствует об огромных потерях бюджетных средств и моральном разложении собственников (работодателей) при безучастности общества. В результате сформировалось устойчивое недоверие к коррумпированной власти из-за нецелевого и нерационального использования бюджетных средств, а также неоправданной экономии на социальной защите населения из-за обширного и неконтролируемого казнокрадства, что нередко подрывает веру населения в перспективности рыночных отношений.
Предпринимаются отдельные попытки влияния на законопослушность органов власти и искоренения массовой коррупции преимущественно правовыми и административными методами, то есть исправления поведения органов власти самими властными структурами. Следует полагать, что пока не создана зрелое гражданское общество, способное нанять компетентную и честную администрацию, а также эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти, а также не сформирована конструктивная оппозиция, способная предложить населению альтернативные методы влияния на власть, эти попытки будут недостаточно результативны.
В-пятых, продолжает иметь место спекуляция на социалистических идеалах и революционных методах общественного развития посредством национализации собственности и возврата к плановому регулированию экономических процессов. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективны и должны применяться постоянно косвенные меры государственного регулирования социально-экономических процессов, в том числе в налоговой, банковской и страховой деятельности, которые непосредственно влияют на активность предпринимательской деятельности и качество жизни населения.
В отдельных случаях, особенно в условиях военной угрозы или ведения активных боевых действий, при наступлении нестабильности социально-экономического развития могут применяться и отдельные меры прямого государственного регулирования экономики. Однако практически всегда государство выступает как один из наименее эффективных собственников, который способен лишь временно воздействовать на негативные процессы в экономике и социальной сфере.
В результате идеализации социалистической идеи в России по-прежнему проявляется инертность поведения части населения в использовании рыночных возможностей, а также живучесть иждивенческих настроений, что обусловливает завышенный объем социальной работы.
Таким образом, в современной России из-за ряда объективных и субъективных факторов происходит лишь декларация принципов социального партнерства и практически пока не работает механизм их реализации, что оказывает существенное влияние на объем социальной работы.
Вопросы для проверки уровня знаний:
1. Рыночные отношения и социальный эксперимент.
2. Интересы наемных работников.
3. Интересы собственников (работодателей).
4. Сущность и субъекты социального партнерства.
5. Научные принципы социального партнерства (трипартизма).
6. Основные задачи профессиональных союзов.
7. Роль государства в системе социально-трудовых отношений.
8. Причины ослабления профсоюзного движения в России.
9. Оплата и производительность труда.
10. Основные проблемы формирования гражданского общества.