Социальные факторы прогнозирования в условиях рынка
Деятельность коммерческих компаний в условиях рыночных отношений характеризуется, прежде всего, возможностями получения конкурентных преимуществ за счет ускоренного внедрения инновационных технологий. Однако при этом они должны прогнозировать социальные последствия своей деятельности и учитывать ряд факторов:
поведение отдельного работника и всего трудового коллектива при изменениях условий труда и его оплаты, особенно при корректировке или постановке новых целей на рынке, принятии решений инновационного характера;
реакцию покупателей на стандартизацию, модификацию или обновление предлагаемого товара в условиях конкурентной среды на рынке и повышения требований к качеству товаров и уровню обслуживания;
отношения административных органов и общественности к новому виду деятельности, потреблению ресурсов и влиянию на окружающую среду, вкладу в улучшение экологической обстановки и удовлетворение общественных нужд.
Сложность учета социальных факторов обусловлена, прежде всего, разнообразными требованиями потребителей продукции, работ и услуг, неоднозначной реакцией представителей власти на нововведения, а также возможностью положительных, неопределенных или негативных отзывов общественности. Кроме того, сказывается взаимное влияние отдельных факторов друг на друга и на конечные результаты инновационной деятельности компании.
Так, стремление к стабильности условий труда рано или поздно приводит к устареванию продукции и услуг, а обновление товара всегда многократно увеличивает нагрузку на трудовой коллектив. Известно естественное сопротивление как отдельного человека, так и групп людей инновациям, что приводит к изменению традиционно сложившихся социальных отношений.
Игнорирование законных требований власти чревато санкциями, невнимание к отзывам общественности может приводить к потере имиджа коммерческой компании, а чрезмерное усердие в повышении качества товара и уровня сервиса ведет к неоправданным затратам, росту себестоимости и потере конкурентоспособности товара на рынке.
Учет социальных факторов обычно осуществляется опосредовано путем сравнения между собой реакции трудового коллектива, органов власти и общественности на нескольких основных вариантов производства и конечных результатов предполагаемой деятельности. При этом комплексно (Рис. 11.1) учитываются производственные, экономические и социальные факторы.
Социальные факторы |
|
Варианты управленческих решений (в соответствии со стратегиями развития компании) |
|
Социально-экономические проблемы |
Рис. 11.1. Факторы социально-экономического прогнозирования
В частности при оценке поведения трудового коллектива потребуется учитывать следующие факторы:
избыток специалистов традиционных устаревающих профессий и дефицит работников принципиально новых направлений при существенном обновлении технологических процессов или освоении дополнительных сегментов рынка;
массовое сокращение численности персонала при замене оборудования на более производительное или при ликвидации нерентабельных производств;
неравномерная занятость мужского и женского населения ввиду узкой специализации производства и градообразующего принципа его размещения на ограниченной территории;
недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной сферой в расчете на временное использование местных ресурсов;
высокий уровень профессиональной заболеваемости и травматизма из-за недооценки бытовых условий труда и техники безопасности.
Реакция покупателей на предлагаемые продукцию, работы и услуги также может создавать социально-экономические проблемы, связанные с объемами сбыта и своевременностью оплаты труда работников. К ним следует отнести:
снижение спроса на продукцию и услуги в связи с активизацией деятельности основных конкурентов или появлением на рынке товаров-заменителей (субститутов) с аналогичным качеством, но по значительно меньшей цене;
рост претензий потребителей к качеству приобретенных товаров, необходимость из замены, ремонта или гарантийного обслуживания;
недоступность товаров для потенциальных покупателей из-за слаборазветвленной или неудовлетворительно работающей сбытовой сети организации;
частые жалобы на низкое качество обслуживания покупателей, узкий перечень оказываемых услуг и недостаточный уровень сервиса;
проявление интереса потенциальных покупателей к товарам повышенной сложности, улучшенного качества и изготавливаемых по индивидуальным заказам.
Отношение представителей органов власти и общественности к деятельности коммерческой компании нередко служат барометром ее будущего положения на рынке или нарастающих социально-экономических проблем. Имидж завоевывается долго и трудно, а теряется быстро и легко, поэтому руководству коммерческой компании необходимо заранее предвидеть признаки опасностей и угроз, в числе которых могут быть:
неоднократные нарушения налогового законодательства, повлекшие значительные штрафные санкции и предупреждения о прекращении разрешенных видов деятельности;
партнерские деловые связи с организациями, к которым имеются существенные претензии государственных органов, общественных организаций и частных лиц;
предельно допустимые вредные выбросы, стоки и излучения, создающие неблагоприятное экологическое воздействие на окружающую природную среду;
расточительное использование природных и энергетических ресурсов, обусловливающих социально-экономические проблемы для местного населения и вред природной среде;
уклонение от участия в общественно значимых спонсорских и благотворительных действиях на основной территории производственной и хозяйственной деятельности.
Социально-экономические проблемы внедрения инновационных технологий бывают нередко скрыты и проявляются лишь в процессе их реализации, что требует заблаговременного их выявления и принятия оперативных мер (Табл. 11.3) организационного, информационного, рыночного и общественного характера по устранению или ослаблению их влияния.
Таблица 11.3.