Глава 10. инфраструктура товарного рынка
Внутренняя и внешняя среда коммерческой компании
Коллективный труд предполагает достижения какой-либо общественно значимой цели, а трудовой коллектив представляет собой единое целое, функционирующее в складывающихся условиях, которые обычно разделяют на внутреннюю и внешнюю среду.
Внутренняя среда преимущественно создается людьми и, как правило, зависит от качества управленческих воздействий, в результате которых коллектив может укреплять свои позиции, расширять свое влияние, останавливаться в развитии или становиться ненужным обществу, в частности коммерческая компания при потере конкурентоспособности на рынке может стать банкротом.
Результативность деятельности коммерческой компании на рынке зависит преимущественно от ее внутреннего потенциала и выбора руководством способов применения сил и средств для достижения поставленных целей. Потенциал коммерческой компании как сложной системы складывается (Рис. 10.1) из пяти основных элементов:
помещения, техника, оборудование, которые создают материально-технические условия для производственной деятельности;
производственные технологии, в результате которых из поступающих первичных ресурсов формируется продукцию, работы и услуги, востребованные обществом;
людские ресурсы в виде рабочей силы, персонала, человеческих ресурсов как основного источника трудового потенциала;
финансовые ресурсы, создающие условия для производственной деятельности;
информация о потребностях общества, наличии ресурсов на рынке и желаний других участников рынка к деловому сотрудничеству.
Основным элементом и объектом управления коммерческой компании по праву считаются ее людские ресурсы. Так по признанию ведущих специалистов [36, с. 92] «управление производственной деятельностью по существу сводится к управлению персоналом».
Внутренний потенциал коммерческой компании |
Основные элементы
Помещения, техника, оборудование | Применяемые технологии производства | Персонал, человеческие ресурсы | Финансовые ресурсы | Информация потребностях общества |
Рис. 10.1. Состав внутреннего потенциала коммерческой компании
Потенциал коммерческой компании обычно создается из расчета на перспективу и должен соответствовать предполагаемому объему рыночного спроса и требованиям, которые предъявляет внешняя среда. Управленческие воздействия сводятся, прежде всего, к сравнению объема работ с потенциальными возможностями сил и средств для его выполнения с последующим распределением задач и ресурсов между конкретными исполнителями.
Внутренняя среда коммерческих компаний может формироваться не только из имеющихся сил и средств в ее структуре, но и временно или постоянно привлекаемых сторонних специалистов для оказания услуг на условиях аутсорсинга. Так например, небольшая по численности коммерческая компания обычно не имеет своем составе штатного бухгалтера, а привлекает для составления бухгалтерской отчетности на договорной основе приходящего специалиста.
Коммерческая компания функционирует в определенном внешнем окружении, которое оказывает влияние как на стоящие задачи, так и взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Основными факторами внешней среды (Табл. 10.1) являются социальные потребности, производственно-технологические факторы и финансовые условия.
Социальные потребности внешней среды коммерческой компании в соответствии с провозглашенной государственной социальной политикой определяют спрос на продукцию, работы и услуги, который можно условно подразделить на три основные группы: производственный, товарный, социальный спрос.
Спрос на продукцию, работы и услуги производственного назначения в рыночных условиях формируется преимущественно на основе долгосрочных договорных отношений между производителями и потребителями. Для удовлетворения спроса на общественно значимые цели органами власти формируется государственный (муниципальный) заказ.
Спрос на товарную продукцию, которая поступает в продажу, формирует рынок через оптовую и розничную сеть, а также биржи, аукционы и другие объекты рыночной инфраструктуры.
Таблица 10.1.