Причины снижения популярности идеи социального менеджмента
Причины | Сущность и последствия |
1. Признание идентичности терминов "управление" и "менеджмент". 2. Попытки распространения рыночных свобод на органы власти. 3. Нарушение принципа неприкосновенности частной собственности. 4. Замедление темпов приватизации собственности. 5. Недооценка уровня социального расслоения российского общества. 6. Увлечение западной рыночной терминологией. 7. Идеализация американ-ских школ менеджмента. | Отступление от принципа классической логики: общее, частное, единичное. Искажение истинной сущности рыночных свобод и особой ответственности субъектов рынка, вплоть до банкротства. Внедрение муниципального менеджмента как основная причина хищения бюджетных средств и массовой коррупции властных структур. Участие чиновников и представителей их семей в руководстве рыночных компаний. Давление органов власти на предпринимательские структуры в виде бесчисленных проверок и поборов. Неохотное расставание государства с собственностью, маскировка бюджетных организаций под рыночные структуры без права собственника. Замедленный переход от плоской шкалы налогообложения к дифференцированной шкале для выравнивания уровня жизни населения. Массовое применение термина "менеджер" к любому руководителю, который не имеет права свободы выбора, а является лишь линейным исполнителем в иерархии управления. Попытки слепого копирования зарубежного опыта без учета специфики российской смешанной экономики, недооценка скандинавского и японского опыта. |
Основной объективной причиной первой недостаточно удачной попытки формирования теории и практики социального менеджмента следует считать существующее до настоящего времени признание идентичности терминов "управление" и "менеджмент", что является отступлением от принципа классической логики: общее, частное, единичное.
По устоявшему представлению [53, с. 3] наиболее общим понятием является "администирование" которое применяется везде, где речь идет о коллективной деятельности людей. Частным понятием исторически стал термин "управление", которое характерно для биологических, технических и общественных систем. Термин "менеджмент" следует применять только в социально-экономических системах при наличии рыночных свобод и особой ответственности субъектов рынка, вплоть до банкротства.
Предпринимаемая в России корыстная попытка распространения рыночных свобод на органы власти, в частности пропаганда в учебном процессе и практической деятельности муниципального менеджмента должна рассматриваться как основная причина невиданного хищения бюджетных средств, которое достигает до 50%, и массовой коррупции властных структур.
Рыночные отношения по существу несовместимы с нарушением принципа неприкосновенности частной собственности. Поэтому следует законодательно устранить возможность участия российских чиновников и представителей их семей в руководстве рыночных компаний, что одновременно дискредитирует и власть, и рынок. Если чиновник хочет иметь богатство, он должен уйти из органов власти, на свои средства и на свой страх и риск создать свою коммерческую компанию, а не использовать власть как кормушку.
Должна быть законодательно увеличена степень ответственности чиновников за нарушения должностных обязанностей (возможно без крайней жестокости китайской практики). Только так можно снизить давление органов власти на предпринимательские компании в виде бесчисленных проверок и поборов.
Положительные и негативные стороны деятельности бюджетных организаций и коммерческих компаний вынуждают все страны мира отдавать приоритет рыночным механизмам хозяйственной деятельности и при снижении эффективности экономических процессов приватизировать собственность убыточных бюджетных предприятий.
Вместе с тем существует практика поддержки государством убыточных предприятий в некоторых отраслях, имеющих оборонное или социальное значение. Поэтому имеет место неохотное расставание государства с собственностью и примеры формирования так называемых гибридных структур, когда особыми постановлениями правительств создаются государственные корпорации, которые в основном выполняют государственные заказы и частично занимаются коммерческой деятельностью.
Примерами государственных корпораций в России являются Росатом, Газпром, РЖД и некоторые другие, имеющие промежуточные схемы руководства по сравнению в бюджетными организациями и коммерческими компаниями.
Особое место в структуре социально-экономических отношений в России принадлежит унитарным предприятиям, которые согласно Гражданскому кодексу РФ [2, ст. 113] относятся к коммерческим предприятиям, однако они "не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственниками имуществом". Такие предприятия могут быть созданы только как государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП).
Имущество ГУП и МУП находится в государственной или муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения или же в соответствии со статьей 115 Гражданского кодекса РФ [2, с. 43] на праве оперативного управления (казенные предприятия).
За период функционирования унитарных предприятий у населения накопилось достаточно много претензий к ним, которые обусловлены в большей степенью ценовой политикой за услуги и стремлением за счет этого обеспечить себе комфортные условия.
В перспективе предусматривается преобразование унитарных предприятий как гибридных в коммерческие акционерные общества с тем, что обеспечить на рынке честную конкурентную среду.
Имеет место также явная недооценка уровня социального расслоения российского общества, что в конечном счете в будущем чревато социальным взрывом. В свою очередь замедленный переход от плоской шкалы налогообложения к дифференцированной шкале в целях выравнивания уровня жизни населения длительное время искусственно тормозится как органами власти (по причине лени и (или) непрофессионализма), так и олигархическими структурами (из чисто корыстных интересов личного обогащения при нищем населении).
Для российской практики всегда было характерно увлечение западной терминологией. Массовое применение рыночного термина "менеджер" к любому руководителю, который не имеет права свободы выбора, а является лишь линейным исполнителем в иерархии управления или элементарным продавцом-консультантом, превращает слово менеджер в ничтожное или даже оскорбительное прозвище.
Коренные изменения уклада жизни в современной России привели к необходимости корректировки жизненных взглядов. Однако следует считать недопустимым идеализацию в процессе обучения американских школ менеджмента, так как попытки слепого копирования зарубежного опыта без учета специфики российской смешанной экономики могут привести к глубоким заблуждениям.
С точки зрения педагогической деятельности трудно представить себе внутреннее ощущение преподавателя рыночных дисциплин, не понимающего различия между управлением и менеджментом (считая их как синонимы), в конечном счете можно дойти до утверждения правомерности словосочетаний "менеджмент автомобиля (велосипеда)" или "менеджмент по маркетингу".
Также тревожным следует признать попытку подвести научную базу под невиданный в мире уровень коррупции органов власти, пропагандируя муниципальный менеджмент с "предприимчивыми" представителями власти, когда на всю страну стали известны вопиющие примеры сращивания власти и криминала.
Одной из реальных возможностей решения сложившейся дилеммы исключения крайностей перехода России к рыночным отношениям может стать следование социально-экономической модели скандинавского типа на основе формирования социально-ориентированного рыночного механизма - социального менеджмента.
Содержание функций социального менеджмента
Руководство коммерческих компаний, осуществляя управленческую деятельность в соответствии с рыночной конъюнктурой, преследуют, прежде всего, основную свою цель - получение прибыли. Для этого реализуются рыночные резервы, включая инициативу работников, внедрение инновационных технологий, своевременное обновление продукции, работ и услуг.
Органы власти должны учитывать и поощрять стремление руководства коммерческих структур к социальной направленности их деятельности, в том числе изучение и удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения, экономное расходование ресурсов и сохранение окружающей природной среды.
Менеджмент становится социальным при условии его социальной ответственности перед работниками, особенно по достойной оплате труда в соответствии с трудовым вкладом и инновационным поведением, создании национального богатства путем уплаты налогов, участии в благотворительности и меценатстве.
Таким образов, социальный менеджмент проявляется в трех основных качествах: прибыльная деятельность за счет умелого руководства деятельностью коммерческих компаний, направленность на интересы населения и умножение национального богатства.
Функции социального менеджмента в таких условиях можно представить в расширенном варианте, включая основные, связующие и обеспечивающие. Каждая из десяти функций (Табл. 9.3) предполагает свое автономное содержание, однако действия руководства тесно связаны с предыдущей функцией и конечным результатом деятельности коммерческой компании.
Основными функциями в соответствии с исторически устоявшимися традициями в американском менеджменте по-прежнему остаются планирование, организация, мотивация и контроль, связующими - принятие решений и коммуникации. В качестве обеспечивающих функций предлагается использовать прогнозирование, координацию, взаимодействие и регулирование.
Таблица 9.3.