Проблемы управления бюджетными организациями

Сущность проблем Способы устранения или ослабления последствий
1. Неоправданная жесткость структуры, недостаточная ее гибкость в условиях динамич-ной рыночной среды. 2. Склонность к бюрократи-зации деятельности, избыточ-ная численность документов. 3. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы.   4. Нерациональное использо-вание рабочего времени сот-рудниками. 5. Групповой эгоизм и забота о благополучии условий своего труда. 6. Склонность к кумовству и фаворитизму.   7. Расточительное использо-вание выделяемых бюджетных ресурсов. 8. Рост объемов оказания платных услуг населению.   9. Нецелевое расходование бюджетных средств.   10. Превышение полномочий должностными лицами, злоу-потребления властью. Целесообразно осуществлять комплектование организаций персоналом не столько по формальным требованиям, сколько по фактическим деловым и моральным качествам кандидатов на должности. Сокращение количества документов управления до минимума и внедрение электронного документооборота как условия роста производительности труда. Увеличение расходов на систему образования, повышение оплаты труда и сокращение численности квалифицированного персонала. Применение японского опыта бригадной организации труда при взаимозаменяемости работников, совмещении нескольких должностей и росте оплаты труда. Общественный контроль за ограничением расходов на административные здания и служебные помещения, престижные импортные автомобили для руководства. Противодействие подбору кадров по признаку личной преданности руководителю может оказать волевой руководитель кадровой службы или же учредители. Рациональное планирование и резервирование ресурсов, моделирование процессов и выбор лучшего (оптимального) варианта, снижение потерь продукции. Исключение ущерба для основной деятельности, контроль распределения доходов от оказания платных услуг. Административные меры воздействия на основе общественного контроля и служебных расследований, оценка и возмещение нанесенного ущерба. Регулярные ведомственные и прокурорские проверки, судебное преследование виновных в коррупционных связях и экономических преступлениях.

Во-вторых, сформировалась типовая система документной регламентации работы в бюджетной сфере, порядка найма и перемещения кадров, оценки и оплаты труда, распределения трудовых операций между должностными лицами, вплоть до детальных должностных инструкций (регламентов) для каждого работника.

Таким образом, бюджетные организации склонны к бюрократизации своей деятельности и ведению многочисленных документов, привлечению для этого неоправданной численности работников, которые не всегда заняты полезными для дела внутренними процессами. Достаточно привести пример регламентации деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также органов местного самоуправления, когда для приема граждан в течение недели выделяется одни, в крайнем случае два дня, в остальное время сотрудники заняты внутренней работой по разработке нескончаемого перечня обязательных для исполнения, но сомнительной полезности документов.

По свидетельству зарубежных специалистов в экономически развитых странах количество ненужной для работы управленческой информации или "информационного шума" составляет около 50% [49, с. 128], а в российской практике этот объем излишней, но обязательной информации достигает до 80%. Бюрократизация бюджетной сферы проявляется также в росте управленческих расходов, так как численность чиновников определяется по трудоемкости переработки объемов циркулирующей информации.

В целях повышения эффективности деятельности бюджетных организаций и в первую очередь органов власти требуется сокращение количества документов управления до минимума и внедрение электронного документооборота. Однако внедрение электронного документооборота при избыточном количестве документов управления пока не приводит к сокращению численности управленческого и обслуживающего персонала, а иногда обусловливает даже повышение численности работников, так как дополнительно требуются специалисты по обслуживанию электронного оборудования, для чего создаются специальные подразделения.

В-третьих, современные бюджетные организации унаследовали от административной системы управления низкий уровень оплаты труда, что ранее оправдывалось политикой предоставления населению широкого перечня социальных льгот как проявления заботы государства о благосостоянии своих граждан.

Достаточно привести основные социальные льготы в виде предоставления городскому населению бесплатного коммунального жилья по очереди, а также строительство ведомственного жилья для работников самими предприятиями. Наряду с этими льготами государство гарантировало бесплатное школьное, профессиональное и высшее образование, оказание бесплатных услуг населению системой здравоохранения.

С учетом обещанных государством социальных льгот оплата труда работникам советских предприятий, которые в то время все были бюджетными, ограничивался до 120 рублей. С переходом страны к рыночным отношениям и приватизации большинства предприятий объявленные ранее социальные льготы стали фактически реально невыполнимыми, поэтому от них с 1.01. 2005 года пришлось отказаться и заменить денежными выплатами (компенсациями).

В настоящее время в соответствии с международным опытом оплата труда бюджетных организаций нормируется в виде устанавливаемого законодательством минимального размера оплаты труда (МРОТ) в месяц, который с 1.6. 2016 г. после очередного повышения составляет 7500 рублей.

Известно, что Международная организация труда, основанная в 1919 году, установила необходимость нормирования оплаты труда и рекомендовала всем странам мира самостоятельно определять минимальные размеры оплаты труда.

Сопоставление оплаты труда в различных странах мира (Табл. 4.2) свидетельствует, что Россия [36, с. 58] уступает практически всем странам мира, за исключением Болгарии, Украины и Белоруссии.

В частности, резолюцией ООН установлено, что при оплате труда ниже трех долларов в час национальная экономика распадается. Так при ликвидации землетрясения на Гаити коренному населению производились выплаты из международных фондов в размере по пять долларов в час. В экономически развитых странах устанавливается минимальная оплата труда, как правило, не ниже семи долларов в час.

Таблица 4.2.

Наши рекомендации