Управленческие процессы в условиях смешанной экономики

Главная цель демократического социального государства состоит в достижении высокого качества жизни большинства населения и создании благоприятной среды обитания для каждого конкретного человека, обеспечивающей всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Как показал накопленный за последние два столетия международный опыт основным средством повышения качества жизни населения остается эффективная рыночная производственная деятельность, для достижения которой требуется целенаправленное организованное воздействие на различные стороны жизни общества: материальное производство, социальную сферу, техническое и технологическое обновление, нравственное воспитание и административное принуждение.

Способы воздействия на развитие общественных отношений могут быть самыми различными, основными из них являются:

технико-технологическое управление, котороеизучается техническими науками;

биологическое управление, которое рассматривается в естественных науках;

социальное управление как предметисследования целого ряда социальных, организационных и экономических наук.

Социальное управление предполагает активное воздействие на различные объекты или процессы, в том числе:

на конкретного человека в процесса труда как управление персоналом;

на умы людей и групповое поведение путем агитации, пропаганды или манипулирования общественным мнением;

на массы людей в процессе боевых действий в условиях войны или локальных конфликтов как управление боем, сражением или операцией;

на организацию жизни и быта населения на определенных территориях как государственное и муниципальное управление или местное самоуправление.

Как любой управленческий процесс социальное управление воздействует на исполнителей (Рис.3.1) посредством нравственного воспитания, личного примера руководителя, а при необходимости и административного принуждения.

Конечными результатами социального управления становятся производительность общественного труда и общественная стабильность, эффективная власть и темпы формирования развитого гражданского общества, а также высокое качество жизни населения.

Особое место в общественной жизни в условиях рынка занимает трудовая деятельность, в результате которой создаются материальные и духовные ценности, а также формируются условия для роста качества жизни населения.

Современное демократическое общество путем управленческих воздействий должно побуждать частный интерес каждого человека к развитию и реализации своего потенциала, а также обеспечивать равные возможности как в раскрытии своего потенциала, так и в удовлетворении своих внутренних потребностей. Наиболее ярко специфику управленческого труда отразил Ли Якокка: управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.



Процесс воздействия

Объекты воздействия

Материальное производство. Техническое и технологическое обновление. Развитая социальная сфера. Нравственное воспитание. Администра-тивное принуждение.

Средства влияния

Рыночные свободы. Социальная ответствен- ность. Социальная защита населения. Стимулирова-ние творчес-кого труда. Эффективный контроль.

Конечные результаты

Производи-тельность труда. Общественная стабильность. Высокое качество жизни населения. Эффективная власть. Развитое гражданское общество.

Рис. 3.1. Концептуальная модель социального управления

В целях роста производительности общественного труда могут применяться ряд основных способов активизации трудовых усилий людей:

принуждение к труду (большая часть истории человечества) в авторитарном обществе;

идейное воздействие под влиянием национальных чувств, партийных или религиозных идеалов;

заинтересованность в удовлетворении материальных и духовных потребностей.

Основными методами активизации труда человека (Рис. 3.2) в течение многих столетий оставалось принуждение к труду, что было обусловлено низкой производительностью труда и дефицитом продукции, которая распределялась между социальными группами общества. Все авторитарные общества основаны на применении различных методов принуждения людей к труду, что так или иначе приводило к социальному недовольству.

Низкая производительность принудительного труда, несправедливость распределения результатов труда, формирование центров небывалой роскоши и массовой нищеты стали причинами нарастания социальной напряженности в обществе, появления революционных идей с иллюзией о грядущем наступлении эры коммунизма и социального взрыва в начале ХХ века. Несмотря на существенные недостатки именно в период правления авторитарных режимов в мире созданы многие шедевры зодчества, культуры и искусства.



Методы активизации труда человека

Методы воздействия

Принуждение к труду   Идейное воздействие на людей   Заинтересованность в труде

Характеристика методов

низкая производитель-ность принудительного труда; несправедливость распре-деления результатов труда; формирование центров роскоши и нищеты; социальная напряжен-ность в обществе; появление революцион-ных идей; социальный взрыв.   либеральные законы и право частной собствен-ности; возможность быстрого обогащения; социальный экспери-мент в течение 75 лет; обещание "светлого будущего" для всех; противоборство двух систем; конвергенция взглядов.   приватизация собствен-ности, смешанная эконо-мика; социальное партнерство в сфере труда; государственное регулирование рынка; социальная ответственность; сильная социальная политика; социальные гарантии.

Рис. 3.2. Методы активизации трудовых усилий

Современное демократическое общество отвергает возможность применения принуждения к труду, поэтому в России в соответствии с международными стандартами принудительный труд запрещен. Вместо принуждения к труду стало применяться идейное воздействие на людей в целях активизации их трудовых усилий.

Наряду с идейным воздействием, которое носит массовый характер, для отдельных категорий населения могут быть характерны частные методы воздействия, например:

патриотизм (при выполнении военного или гражданского долга, например, соблюдение медицинскими работниками клятвы Гиппократа);

родительский (материнский) инстинкт по отношению к членам семьи и детям;

чувство самосохранения (при выживании в чрезвычайных ситуациях);

самореализация в творческом труде;

стремление к умножению богатства.

Наиболее показательным примером стремления к богатству следует считать опыт "дикого ковбойского" капитализма конца Х1Х - начала ХХ века, когда наиболее активная часть населения из европейских стран переселилась на теплый североамериканский континент, установила либеральные законы и право частной собственности, а на основе национальной идеи возможности быстрого обогащения обеспечила небывалый рост производительности общественного труда.

Однако нещадная эксплуатация наемного труда привела к обострению классовых противоречий в обществе, к периоду "великой депрессии" в США и возникновению социалистической идеи равенства, которая была реализована в виде октябрьского переворота в России (1917 год) и социального эксперимента в течение 75 лет. В результате весь ХХ век стал ареной противоборства капиталистической и социалистической (коммунистической) идеи.

При всей привлекательности идеалов равенства на христианских принципах механизм ее реализации оказался проблематичным. В частности, полное огосударствление собственности и внедрение административной системы управления социально-экономическими процессами и обещание "светлого будущего" для всех даже при высоком уровне трудового энтузиазма не дали желаемых результатов в росте производительности общественного труда и использовании инновационных технологий.

В конечном счете в целях смягчения классовых противоречий и формирования заинтересованности человека в труде победу одержала политика сближения (конвергенции) капиталистической и социалистической идеи, когда практически все страны мира вынуждены были перейти к регулируемому государством рынку.

Завершение социального эксперимента в России оказалось социально непростым с поспешной приватизацией общенародной (государственной) собственности и становлением смешанной экономики. Для формирования заинтересованности в труде требуется реализовать целый ряд уже оправдавших в скандинавских странах социальных технологий, в том числе внедрять социальное партнерство в сфере труда, применять методы государственного регулирования рынка, освоить основы социальной ответственности субъектов рынка, проводить сильную социальную политику и обеспечивать населению социальные гарантии на уровне экономически развитых стран мира.

По существу необходимо вести поиск компромисса между несомненными преимуществами рыночных отношений и теми достижениями социального эксперимента, которые пока незаслуженно забыты. Попытки слепого копирования зарубежного, особенно американского, опыта в России без учета особенностей сложившегося веками менталитета невольно приводят к формированию в стране "дикого капитализма" и повторению допущенных ранее ошибок.

Рыночные механизмы управленческого воздействия могут стать эффективными при условии творческого использования накопленного мирового опыта и научного обоснования особенностей органического единства достижения заинтересованности каждого человека в реализации своего потенциала в целях эффективности общественного труда, устранения или ослабления негативных качеств рыночного индивидуализма, реализации социальной справедливости в обществе и роста качества жизни большинства населения страны.

Таким механизмом может стать не командно-административная система, которая себя достаточно скомпроментировала в процессе социального эксперимента , не "дикий или ковбойский капитализм" с его явной социальной несправедливостью, а социально ориентированный процесс на использование преимуществ рыночных отношений и трудового потенциала каждого человека.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Положительные результаты приватизации собственности в России.

2. Негативные последствия залоговых аукционов.

3. Причины недопустимого уровня социального расслоения населения.

4. Противоречивость сочетания бесплатных и платных услуг населению.

5. Принципы социального управления.

6. Объекты и процессы социального управления.

7. Структура концептуальной модели социального управления.

8. Либеральная модель социальных отношений.

9. Коллективистская модель, ее преимущества и недостатки.

10. Методы активизации трудовых усилий человека.


Наши рекомендации