Общественное взаимодействие в процессе труда
Все достижения мировой цивилизации созданы созидательным трудом в процессе преимущественно коллективных усилий людей в составе какой-либо организации. Под организацией, предназначенной для трудовой деятельности, обычно понимается два и более человека, объединенные в процессе труда общей целью и единым руководством, то есть каждая организация представляет собой социальную систему в виде определенного трудового коллектива.
Коллективная трудовая деятельность людей составляет основу благосостояния общества и неразрывно связана с духовным развитием каждой личности, постепенным накоплением и передачей научных знаний, практического опыта и навыков по созданию материальных и духовных ценностей.
Главным достоинством коллективной организации труда мировая практика признала возможность достижения высокой производительности за счет разделения и специализации трудовых операций, снижения требований к универсальности способностей каждого отдельного человека и дополнения индивидуальных качеств работников с получением синергетического эффекта. Вместе с тем коллективный труд нуждается в координации усилий отдельных работников, то есть в выполнении управленческих функций.
Управленческие функции в условиях коллективного труда выполняются на самых различных уровнях, начиная с первичного трудового коллектива, организаций бюджетной сферы, коммерческих компаний от предприятий малого и среднего бизнеса до крупных международных корпораций.
Как показал накопленный международный опыт, управленческие процессы могут быть реализованы с различной степенью централизации. В нашей стране накоплен длительный и достаточно противоречивый опыт централизованного управления социально-экономическими процессами на всех уровнях, что потребовало, прежде всего, сплошной национализации, то есть полного огосударствления собственности. Следует отметить, что централизация ресурсов позволила в сжатые сроки провести индустриализацию огромной аграрной страны, одержать историческую победу над фашизмом и освободить народы Европы.
Одновременно весь западный мир, начиная с конца ХIХ и в течение всего ХХ века, интенсивно развивал рыночные отношения на основе ограничения вмешательства государства в экономические процессы. Поэтому ХХ век протекал как соревнование двух противоположных систем управления социально-экономическими процессами: административной (или командно-административной) и рыночной.
Как показали результаты централизации управления с момента отказа от новой экономической политики (НЭПа) с 11.10.1931 г. до легализации в стране коммерческих кооперативов (1986 г.) основными негативными тенденциями стали недостаточная восприимчивость производства к внедрению инноваций и хроническое технологическое отставание от западных стран, создание острого товарного дефицита. Этому частично способствовала и позиция руководства, которое в связи с политическими амбициями всячески отрицало "буржуазную теорию управления".
Но главными причинами отказа от административной вертикали управления и перехода страны к рыночным отношениям стали инертность деятельности бюджетных организаций (при административной системе все организации были бюджетными) и подавление предпринимательской инициативы, которая оказалась под строгим законодательным государственным запретом.
С переходом страны к рыночным отношениям потребовались коренные изменения в управлении производством в связи с индивидуальной трудовой деятельностью и свободой предпринимательской инициативы, а также необходимостью освоения новой системы организации коллективного труда.
Проведенные рыночные реформы (Табл. 1.1) нашли свое отражение в изменениях характера коллективного труда и, прежде всего, в формах собственности. В результате процессов приватизации и акционирования государственных предприятий в настоящее время только 30% трудоспособного населения продолжает трудиться в организациях бюджетной сферы, то есть основная часть населения предпочитает принимать участие или организует коммерческую деятельность.
Таблица 1.1.